Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции по дисциплине

ТЕМА «Финансы как экономическая стоимостная категория»

1.Понятие и сущность финансов

2. Взаимосвязь финансов с другими с др. распред. категориями

3. Роль финансов в воспроизводственном процессе.

 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

 

FINANCIA – с лат. доход, платеж.

Термин фин. возник в 15 веке затем понятие значительно расширилось.

Финансы и деньги часто отождествляют, но это две разные категории, кот-е отличаются по сущности и по функциям.

Деньги Финансы
1) По сущности: Товар, который является всеобщим эквивалентом     2) По функциям:  
  1. Мера стоимости
  2. ср-во платежа
  3. ср-во оращения
  4. ср-во накопления
  5. мировые деньги
  Специфические экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости обществ. продукта в ден. выражении.     1) распределительная ф-ия 2) контрольная функция 3) стимулирующая функция  

 

Финансы – это экономическая категория или экономическое понятие, потому что

1) Финансы возникают и функционируют в составе экономической системы.

Экон. с-ма составляет из 4-ех частей:

1 - 2 - 3 - 4

производство распределение обмен потребление

 

2) Финансы существуют объективно и реально, т.е. они существуют независимо от чьего – либо мнения и будут существовать.

3) Финансы выполняют специфич. общие функции. Финансы служат только для удовлетворения общественных потребностей.

Финансы обладают определенными признаками:

1) Финансы это стоимостная категория – это означает, что финансы носят исключительно денежный характер. В натуральной форме финансов быть не может. Финансы – это только движение ден. средств.

2) Финансы функционируют только на стадии распределения, т.е. финансы – это распределяющая категория.

Финансы обслуживают весь производственный процесс (все 4 стадии) Без финансов не было бы производства, сбыта и потребления.

Эти 2 признака являются основными необходимыми, но не достаточными. Поэтому выделим третий признак финансов. третий признак говорит о том, что фин. отношения всегда связаны с формированием и использованием у субъектов финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы – это денежные доходы и накопления, предназначенные для общественного потребления.

 

 

2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВ С ДРУГИМИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

 

Помимо финансов на стадии распределения действуют другие экономические категории: цена, з/п, кредит.

Финансы и цена.

Распределение выручки от реализации происходит с помощью цены. Взаимосвязь финансов и цены заключается в том, что во-первых цена является основой финансового распределения стоимости, т.к. позволяет количественно измерить стоимость, во-вторых, цена определяет структуру финансового распределения. Т.е. определяет деление выручки на целевые части, т.е. от структуры цены зависит структура выручки.

Финансы и цена отличаются:

3) цена не участвует в процессе распределения, т.е. распределяется не цена, а денежные средства

2) финансы и цена отличаются по сущности. Цена – это денежное выражение стоимости и потребительская стоимость товаров.

2) финансы и цена выполняет разные функции. Цена выполняет:

учетную функцию,

регулирующую функцию,

распределительную,

контрольную функцию

Финансы и зарплата.

Зарплата – цена товара «рабочая сила»

На основе з/п создается ФОТ предприятия

Взаимосвязь з/п и финансов проявляется в том, что:

1) З/п определяет количественный размер ФОТа

2) Всегда существует разрыв во времени между начислением з/п и моментам ее выплаты. В этот промежуток времени образуется задолженность по з/п, кот. предприятие может использовать как финансовые ресурсы на финансирование цели.

Отличия з/п и финансов:

1) З/п является не только распределяющей категорией, но и категорией найма (на стадии обмена)

2) з/п поступает в собственность работников и используется для удовлетворения потребностей

Финансы и кредит.

КРЕДИТ – это специфические экономические отношения, которые возникают между кредитором и заемщиком при предоставлении ден. средств или товаров (работ, услуг) на условиях возвратности, срочности и платности.

Взаимосвязь кредита и финансов состоит в том, что:

1) Цели использования кредита такие же, как и у финансов (удовл. общ. потребностей)

2) Кредитные и фин. ресурсы постоянно переливаются друг в друга. Это значит, что если у предприятия есть свободные фин. ресурсы, оно может предоставлять их в кредит и они становятся кредитными. И с др. стороны предприятие может взять в долг ден. средства и использовать их как финансовые ресурсы.

3) Денежные средства, кот. возвращаются кредитору – это финансовые ресурсы, которые есть у предприятия.

Отличия финансов и кредита.

 

КРЕДИТ ФИНАНСЫ
1. ДВИЖЕНИЕ СРЕДСТВ
Двустороннее, возвратное Одностороннее
2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СРЕДСТВ
Возвратное, срочное, платное Бесплатное, бессрочное, безвозвратное
3. ФОРМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СРЕДСТВ
В денежном, натуральном выражении Только в денежном выражении
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ
Между субъектами И между субъектами и внутри одного субъекта.

 

3. РОЛЬ ФИНАНСОВ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ

 

На микроуровне финансовые ресурсы позволяют осуществлять последующий производственный цикл в новых масштабах и новых объемах.

Каждый новй производственный цикл возможен только потому, что происходит перераспределение прибыли, т.е. образуется фонд накопления, средства которого идут на развитие производства.

На макроуровне формирование и использование финансовых ресурсов позволяет удовлетворять общегосударственные потребности оборота, здравоохранения, культуры и искусства, это создание аппарата управления, реализация социальной политики, финансирование различных отраслей промышленности, с/х, транспорта, связи (кот. осущ. в виде разл. льгот) и межрегиональное выравнивание.

 

ТЕМА «Финансовая система. Функции финансов»

1. Характеристика финансовых отношений.

2. Функции финансов и их характеристика.

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Финансовые отношения многочисленны и многообразны – складываются между различными субъектами.

Финансовые отношения, возникающие между различными субъектами.

Финансовые отношения Характеристика финансовых отношений
  1. Финансовые отношения внутри предприятия
   
  1. Финансовые отношения между предприятиями
 
  1. Финансовые отношения между предприятиями и вышестоящими организациями (мин-ва, ведомства)
 
  1. Финансовые отношения между предприятиями и государством
 
  1. Финансовые отношения между предприятием и коммерческими банками
   
  1. Отношения между гражданами и государством
   
  1. Финансовые отношения между гражданами, предприятиями, и страхующими органами
   
  1. Финансовые отношения между государственным бюджетом и внебюджетными фондами.
Отношения по поводу распределения выручки на целевые части и перераспределение прибыли (фонд накопления и фонд потребления)   Отношения по поводу получения и уплаты доходов по ценным бумагам, получение и уплата доходов при совместном участии, уплата штрафов, пеней, неустоек при нарушении договоров.   Отношения по поводу распределения и перераспределения денежных фондов     Отношения по поводу уплаты налогов и сборов в гос. бюджет, взносов во внебюджетные фонды, выплаты из гос. бюджета и внебюджетных фондов в виде безвозмездной финансовой помощи, кредитования, налогооблажения   Отношения по поводу вкладов на депозиты, выплат по кредитам и получение кредитов и процентов по вкладам.     Отношения по поводу уплаты налогов и сборов, взносов в бюджет, получения финансовой помощи из гос. бюджета, пенсий, пособий из внебюджетных фондов. Отношения по поводу выплаты страховых взносов гражданами и предприятиями и отношения по поводу уплаты страховой организацией стразовых возмещений потерпевшим.     Отношения по поводу перечисления денежных средств из гос. бюджета во внебюджетные фонды и наоборот.  

 

Финансовые отношения классифицируются, т.е. приводится в систему, которая называется финансовой системой.

 

2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Основные функции финансов:

1. Распределяющая

2. Контрольная

3. Стимулирующая

1,2 осуществляются всегда, неразрывно и одновременно, т.е. каждая финансовая операция означает распределение стоимости и контроль за этим распределением.

Распределительная функция.

Благодаря этой функции финансы существуют как экономическая категория распределения. Через эту функцию реализуется общественное назначение финансов (т.е. удовлетворение общественной потребности) происходит распределение фин. ресурсов и средства поступают тем субъектам, которые в них нуждаются.

Распр. функция характеризуется:

объектами

субъектами

этапами

уровнями

видами распределения

Объекты финансового распределения – это то, что распределяется – стоимость общей продукции в денежной форме

Субъекты финансового распределения – это те, которые распределяют (предприятия, государство)

Этапы финансового распределения:

1. первичное распределение

2. перераспределение

Сферы финансового распределения – сфера производства

Уровни распределения – соответствуют уровням хозяйствования – фед., рег., местный.

Виды распределения – внутриотраслевое распределение, межотраслевое распределение, межтерриториальное распределение.

Контрольная функция – эта функция проявляется в контроле за распределением стоимости общественного продукта и в контроле за расходованием финансовых средств по целевому назначению.

Инструментом реализации контрольной функции является финансовая информация. Финансовая информация представлена финансовыми показателями, которые содержатся в бухгалтерской и финансовой отчетности.

Для того, чтобы контрольная функция осуществлялась в полном объеме, фин. инф. должна соответствовать требованиям, кот. к ней предъявляются: полнота, достоверность, своевременность, точность, объективность, доступность, релевантность.

Кроме того на микро и макро уровнях должна соблюдаться финансовая дисциплина, т.е. обязательный для всех организаций порядок ведения хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнение фин. обязательств.

Стимулирующая функция. Ее сущность состоит в том, что государство с помощью системы финансовых рычагов может воздействовать на развитие предприятий и целых отраслей.

К фин. рычагам можно отнести: использование средств гос. бюджета, использование цен, установление видов и ставок налогов, использование экспортных-импортных пошлин.

 

ТЕМА «Роль финансов в общественном воспроизводстве»

 

1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

2. Финансовый рынок и его структура

3. Финансовое регулирование и стимулирование соц-ых и экономических процессов.

 

1. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

 

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат субъекта хоз-я за счет мобилизованных финансовых ресурсов.

На микроуровне предприятие производит текущие затраты – затраты, связанные с осуществлением одного производственного цикла.

Кроме текущих затрат предприятие производит капитальные затраты – на покупку зданий, оборудования. Кроме кап. Затрат существуют затраты на обеспечение соц. Нужд предприятия – строительство домов, дет садов, клубов и т.д.

Затраты на макроуровне – осущ. Гос. – связаны с финансированием оборудования, здравоохранения, обороны.

Финансовое обеспечение производства на микроуровне м. осуществляться в 3ех формах:

a. самофинансирование

b. кредитование

c. государственное финансирование

Самофинансирование – это покрытие затрат, связанных с функционированием и развитием субъекта хозяйствования за счет его собственных средств (УК, прибыль, аморт. отчисления) – основная форма.

Кредитование – это покрытие затрат субъекта хозяйствования за счет ден. средств, полученных в долг на условиях возвратности, срочности, платности.

Гос. финансирование – бюджетные ассигнования – покрытие затрат субъекта хозяйствования из гос. бюджета на безвозмездной основе. Гос. финансирование может осуществляться на в 3х формах: дотации, субсидии, субвенции.

Дотация – это безвозмездное предоставление средств субъекту хозяйствования из гос бютжета, на покрытие убытка.

Субсидия - это безвозмездное предоставление средств субъекту хозяйствования из гос бютжета на строго целевое использование. Деньги предоставляются на конкурсной основе и предприятие должно обосновать эффективность их вложения.

Субвенции – это покрытие затрат субъекта хозяйствования из гос. бютжета на строго целевое использование. Отличие от субсидий в том, что гос-во контролирует использование этих средств, и если деньги используются не по назначению, то они д.б. возвращены гос-ву.

Используются все три формы, но в основном 1,2.

 

2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ЕГО СТРУКТУРА

 

Финансовый рынок – это механизм привлечения и перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами.

Назначение фин. рынка – накапливать временно свободные денежные средства и способствовать их перемещению от одних участков финансирования рынка к другим.

Финансовый рынок имеет определенную структуру:

Финансовый рынок:

1) Рынок ссудных капиталов: - денежный рынок

- рынок капиталов

2) Рынок ценных бумаг: - первичный

- вторичный

Рынок ссудных капиталов – кредитный рынок – это рынок, на котором денежные средства предоставляются в долг на основе возвратности, срочности, платности – рынок, на котором обращаются кредиты.

В зависимости от срока предоставления кредита различают денежный рынок и рынок капитала.

Денежный рынок – это рынок, на котором обращаются краткосрочные кредиты (до 1 года)

Рынок капитала – это рынок, на котором обращаются среднесрочные и долгосрочные кредиты

Среднесрочные кредиты – кредиты сроком от 1 до 3 лет.

Долгосрочные кредиты – кредиты сроком от 3 лет и выше.

Средства на денежном рынке являются высоко ликвидными, поэтому они приравниваются к денежным средствам.

Основными участниками рынка ссудного капитала являются кредитор и заемщик.

Кредитор – тот, кто предоставляет в долг денежные средства

Заемщик – тот, кто берет денежные средства в займы.

Рынок ценных бумаг – это рынок на котором объектами купли продажи выступают все виды ценных бумаг, выпущенные предприятиями, финансово-кредитными учреждениями, государством.

Ценная бумага – это документ установленной формы с обязательными реквизитами, удостоверяющий имущественные права его владельца (право владения ценной бумагой)

Ценные бумаги, который обращаются на рынке ценных бумаг делятся на долевые и долговые.

Долевая ценная бумага – удостоверяет право ее владельца на часть собственности предприятия и право получения дохода по ней. Долевые ценные бумаги – акции.

Долговая ценная бумага – удостоверяет отношения займа между ее владельцем и предприятием и дает право на получение дохода по ней. Долговая ценная бумага – облигация.

Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный.

Первичный рынок – это рынок на котором объектом продажи являются новые ценные бумаги.

Вторичный рынок – это рынок, на котором объектом продажи является рынок ранее выпущенных ценных бумаг ценных бумаг.

Основными участниками рынка ценных бумаг выступают эмитент и инвестор.

Эмитент – тот, кто выпускает ценную бумагу.

Инвестор – тот, кто приобретает ценную бумагу, вкладывает средства для дальнейшего получения прибыли.

В состав финансового рынка входят:

1. валютный рынок

2. рынок драгоценных металлов и драгоценных камней

3. страховой рынок – рынок, на котором объектом купли-продажи является страховая услуга

Значение финансового рынка заключается в том, что:

1. благодаря финансовому рынку происходит привлечение значительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования.

2. Благодаря финансовому рынку финансовые ресурсы перемещаются в наиболее прибыльные отрасли.

3. Посредством финансового рынка поступают денежные средства в государственный бюджет. Это происходит тогда, когда государство выпускает ценные бумаги.

 

3. ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Финансовое регулирование – это изменение пропорций и темпов роста отдельных структур народного хозяйства на основе распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовое регулирование:

1) Финансовое саморегулирование

2) Государственное финансовое регулирование

Финансовое саморегулирование – это самостоятельное формирование и использование финансовых ресурсов субъектами хозяйствования.

Государственное регулирование – это процесс государственного воздействия на формирование и распределение финансовых ресурсов субъектами хозяйствования. Государственное финансовое регулирование – через нал., бюджет, тамож., политику.

Финансовое саморегулирование и государственное финансовое регулирование должны оптимально сочетаться.

Финансовое стимулирование – это возможность финансов влиять на материальные интересы субъекта хозяйствования.

Инструментом финансового стимулирования являются финансовые стимулы.

Финансовые стимулы – это формы финансовых отношений, с пом. которых можно оказывать влияние на экономические интересы субъектов хозяйствования.

Существует 4 группы финансовых стимулов:

- Эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов

- Образование фондов поощрения и развития на предприятии,, создание фондов поощрения персонала, создание фондов для удовлетворения конкретных производственных нужд и т.д.

- Бюджетные стимулы – их предоставляет государство – налоговые льготы, финансовая помощь и т.д.

- финансовые льготы и санкции

Финансовые льготы – это предоставление субъекту хозяйствования таких условий, которые уменьшат его денежные выплаты и увеличат его финансовые ресурсы (напр. льготное кредитование).

Финансовые санкции – меры принуждения, выраженные в денежной форме, средства кот. перечисляются другим субъектам и уменьшают финансовые ресурсы предприятия, напр. штраф за загрязнение окр. среды, штрафы за нарушение договорных обязательств.

 

ТЕМА «Управление финансами»

1. Общие понятия об управлении финансами.

2. Органы управления финансами и их функциями.

 

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

 

Управление -это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Как в любой системе управления в управлении финансов выделяют субъекты и объекты управления.

Объекты – это то, чем управляют; это разнообразные виды финансовых отношений.

Субъекты – это организационные структуры, осуществляющие управление фин. отношениями.

Объекты управления (в соответствии со сферами финансовой системы) Субъекты управления
1.Финансы предприятий, организаций, учреждений. 1.Финансовые службы предприятий, организаций, учреждений
2.Страхование 2.Страховые органы
3.Государственные финансы 3.Финансовые органы гос-ва на различных уровнях и налоговые инспекции.

 

Различают стратегическое и оперативное управление финансами.

Стратегическое управление - это определение перспективных целей и задач развития финансов, формирование целевых комплексных программ. Определение объема финансовых ресурсов на перспективу.

Осуществляется это стратегическое управление федеральным собранием, состоящим из Гос. думы и Совета федерации; аппаратом президента; правительством; правительством и министерством финансов.

Оперативное управление – это решение в рамках стратегии конкретных тактических задач по управлению финансами.

Осуществляется Министерством финансов, финансовыми управлениями местных администраций, дирекциями внебюджетных фондов, страховых организаций, фин. службами пр-ий, организацией, учреждений.

 

2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИННАСАМИ И ИХ ФУНКЦИИ

 

Управление финансами осуществляет финансовый аппарат. Это совокупность всех организационных структур, выполняющих функции управления функциональными отношениями.

Функции: 1) стратегическое и оперативное планирование; 2)использование финансовых планов;

3)Учет и анализ финансов;

4)контроль и регулирование финансов.

 

Органы и структуры финансового аппарата в соответствии со сферами финансовой системы.

Сферы финансовой системы Органы и структуры финансового аппарата
1.Финансы предприятий, учреждений и организаций. 2.Страхование.     3.Гос-венные финансы. 1.Финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений. 2. Специальные страховые структуры, государственные страховые организации, акционерные и частные компании. 3. Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы,функции внебюджетных фондов и государственная налоговая служба.  

В 1992г. правительство РФ утвердило новую структуру министерства финансов.

1.Бюджетное управление,

2.Казначейство (управление исполнения бюджета),

3.Управление налоговых реформ,

4.Управление гос-венных ценных бумаг и финансового рынка.

5.Управление финансирования программ развития сельского хозяйства.

6. Управление финансирования программ развития инфраструктуры и потребностей рынка.

7.Управление финансирования программ развития сферы материального пр-ва и конверсии.

8.Управление финансирования социальной сферы и науки.

9.Управление финансирования обороны, правопорядка и безопасности.

10.Управление методологией бух. учета и отчетности.

11.Контрольно- ревизионное управление.

12.Управление валютно-финансовогорегулирования.

Бюджетное управление и казначейство занимают центральное место.

Бюджетное управление составляет проект Федерального бюджета.

Казначейство отвечает за исполнение бюджета Министерства.

Основныые функции или свойства Министерства финансов:

1)Разработка и реализация стратегии финансовой политики;

2)Составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3)Осуществление мероприятий по развитию финансового рынка;

4)Концентрация финансов на приоритетных направлениях;

5)Целевое финансирование общегосударственных потребностей (оборона, безопасность);

6)Совершенствование методовфинансирования бюджетного планирования;

7)Осущесвление финансового контроля и за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и внебюджетных федеральных фондов и т.д.

Перестройка министерства финансов (его структуры и функций) направлена на усиление рыночных начал в финансовой деятельности и усиление программного построения финансовой работы.

Главные тенденции изменения структуры аппарата управления финансами:

1) Усиление методов экономического воздействия на управление финансами;

2) Увеличение самостоятельности и прав предприятий, организаций, учреждений, отраслей, субъектов федерации, местных органов власти в финансовой деятельности;

3) Становление и более широкое использование финансового рынка;

4) Автономное функционирование бюджетов;

5) Изменение функций финансовых служб предприятий (это прежде всего финансовый менеджмент);

 

ТЕМА «Финансовая политика государства»

 

1. Финансовая политика, финансовая стратегия и финансовая тактика

2. Финансовый механизм

3. Финансовая политика государства на современном этапе.

 

1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ФИНАНСОВАЯ ТАКТИКА

 

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их использования для восполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики заключается в следующем:

1) происходит разработка научно-обоснованной концепции развития финансов в государстве. Она разрабатывается на основе анализа эк. ситуации в государстве и она создает цели развития финансов государства. Эти цели схожи с общеэкономическими целями. (вопр.3)

2) Конкретизация поставленных в концепции целей и определение путей их достижения.

3) Разработка практических мероприятий по достижению поставленных целей, т.е. определения программы действий, сроков выполнения и расчет необходимых для этого ресурсов.

Цели фин. политики м.б. долгосрочными и краткосрочными

В зависимости от того долгоср. или краткоср. цели ставит фин. политика, выделяют фин. стратегию и фин. тактику.

Финансовая стратегия – это долговременный курс фин. пол., кот. предусматривает решение крупномасштабных задач (в виде крупномасштабных фин программ – Стратегия ф-э развития РФ до 2010 года) – только цели.

Финансовая тактика – кратковременный курс фин. пол., который связан с разработкой конкретных задач и практических действий – то, как достигаются цели

Финансовая стратегия и фин. тактика взаимосвязаны др. с др. и влияют др. на др. Фин. тактика разрабатывается в рамках существующей финансовой стратегии, которая в свою очередь может меняться в зависимости от финансовой тактики.

Финансовая политика характеризуется с 3 точек зрения: главная задача, качество, результат.

Гл. задачей любой фин. политики является накопление наибольшего объема финансовых ресурсов и их эффективное использование (удовлетворение всех общегос. потребностей)

Качество фин. политики оценивается с т.зр. соответствия ее потребностям общества. Качество фин. политики считается высоким, если она удовлетворяет всем требованиям, которые к ней предъявляются:

a. Учет конкретно-исторических условий и событий развития государства при разработке политики.

b. Научный подход к разработке политики – это означает, что ф.п. должна разрабатываться с учетом научных факторов различных дисциплин финансы, экономика.

c. комплексный подход к разарботке и проведению финансовой политики (д-к, ценовая, налоговая не д. противоречить др.др.)

d. Результативность фин. политики – означает, что фин. политика д. предусматривать последующий экономический рост в государстве. 3-я т.зр. на политику гос-ва – результат.

 

2. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

 

Финансовый механизм – это практический инструмент реализации фин. политики. Он включает виды, формы, методы и сроки фин. отношений и способы их количественного определения. Фин. механизм имеет структуру, которая складывается из элементов:

- методы распределения общественного продукта (ВВП, ВР пр-я, прибыль)

- формы денежных накоплений – это разнообразные формы создания фин. ресурсов на макро, мезо, микро уровне.

- принципы и направления гос. финансирования

- виды платежей

- финансовые нормативы (кот. используются при формировании фин рес-ов)

- способы организации фин. отношений

- формы, виды и методы фин. контроля

- способы планирования и прогнозирвания фин.

- формы фин. инфляции

и т.д.

Фин. механизм делится на сферы:

предприятий, Страхования, гос. финансов

В каждой сфере существуют свои элементы фин. мех-ма.

К фин механизму предъявляются определенные требования:

1. действенность – означает, что фин. механизм д. оказывать действ. влияние на экономическое развитие.

2. Фин. механизм должен соответствовать целям и задачам финансовой политики

3. Эффективность – означает, что действия фин. механизма д.б. направлены на удовлетворение потребностей субъекта и д.б результативными.

4. Правовое обеспечение фин. механизма – означает, что в государстве д.б. созданы нормативно-правовые документы, регулирующие организацию фин. отношений.

 

3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Финансовая политика является частью экономической политики гоударства и ее цели соответствуют общеэкономическим целям. Сущ-ют 3 экон. цели в РФ:

1. Преодоление спада матер. производства и устойчивое развитие экономики гос-ва

2. достижение прогрессивного научно-тех развития во всех областях

3. подъем уровня благосостояния населения и повышение соц. защищенности граждан.

Исходя из этих целей, цели фин. политики:

1. Фин. поддержка пред-ва, поощрение конкуренции, ограничение монополизма

2. Структурная перестройка экономики

3. Стабилизация ден-кредитной системы, преодоление кризиса неплатежей

4. Сокращение нерациональных гос. расходов

5. Увеличение поступлений в бюджеты за счет ликвидации неоправданных налоговых льгот и улучшения собираемости налогов.

6. Развитие финансовых и страховых рынков

7. Проведение жесткого контроля за целевым использованием гос. средств.

8. Привлечение иностр. инвестиций

Задачей любого гос-ва при разработке и реализации фин. политики явл. не допустить фин. кризис в государстве.

Существуют определенные признаки фин. кризиса в государстве:

1. Большой дефицит гос. бюджета – норм. если 2-3% ВВП, иначе надо бороться

2. Рост внутреннего и внешнего долга

3. Эмиссия денег и увеличение инфляции

4. Наличие большого числа убыточных предприятий

5. Большие непроизводственные расходы и потери в народном хозяйстве

6. Рост незавершенного строительства

 

ТЕМА «Содержание процесса управления финансами»

 

1. Финансовое планирование

2. Финансовый контроль

 

1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Финансовое планирование это один из важнейших элементов управления финансами.

Оъект финансового планирования – это финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства. Итоговый результат: составление финансовых планов в различных формах.

Задачи – финансового планирования:

1)Определение объема финансовых ресурса и их источников для выполнения плановых заданий;

2)Выявление резервов роста доходов и экономии в расходах;

3)Установление оптимальных пропорций в распространении финансовых средств между централизованными и децентрализованными финансами.

Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. При этом формы финансовых планов, состав их показателей зависит от специфики соответствующего звена.

 

Звено финансовой системы Форма финансового плана
1)предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах баланс расходов и доходов
2)учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность сметы
3)колхозы, кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании финансовый план
4)органы государственной власти бюджет  

 

Методы финансового планирования – это конкретные приемы и способы расчетов плановых показателей.

6) метод экстраполяции (метод прогнозирования);

7) нормативный метод;

8) расчетно-аналитический метод;

9) балансовый метод;

10) метод оптимизации плановых решений;

11) метод ЭММ.

Метод экстраполяции

Этод метод предполагает определение показателей на основе их динамики. Необходимо иметь данные о состоянии показателей, характерных объектов предыдующиж периодах.Далее они корректируются на относительно устойчивый темп изменений.

По этому методу степень реальности прогнозов зависит от:

А) от выбора системы параметров, характеризующих объект;

Б) от выбора пределов экстрополяции (5-7лет);

В) учет всех возможных факторов, которые в течении выбранного времени будут влиять на развитие объекта.

Нормативный метод.

Сущность этого метода в том, что на основе ранее установленных норм и нормативов рассматривается потребность субъекта финансовых ресурсов и их источник.

Расчетно-аналитический метод

Сущность: на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за одну базу и индексов его изменения в плановом периоде, рассчитанная плановая величина этого показателя базируется на экспертной оценке.

Широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов при определении величины отчислений от прибыли в фонды потребления, накопления, резервный фонд и при определении величины отчислений по определенным видам использования финансовых ресурсов.

Балансовый метод

Он заключается в построении баланса доходов и расходов субъекта в которых должны быть увязаны имеющие в наличие финансовые ресурсы и потребность в них, а также направления использования финансовых ресурсов должны быть увязаны с источниками их пополнения.

Метод оптимизации плановых решений

Сущность: разрабатываются несколько вариантов плановых решений и из них выбирается оптимальный по определенному критерию. А критериями могут служить: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, минимум финансового риска и т.д.

Экономико-математическое моделирование

Заключается в построении математической модели, имитирующей реальное состояние и протекание экономических процессов. Экономико-математическая модель- это описание с помощью математических символов и приемов (уравнений или неравенств) какого-либо объекта, процесса или явления..

Экономо-математическая модель позволяет найти количественное выражение зависимости между показателями и факторами, их определяющими

y = f(x)

Проверка качества моделей производится только практически, а практика показывает, что зачастую весьма совершенные с точки зрения математической модели оказываются непригодными для практического использования.

2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально создан­ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако­нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Объектом финансового контроля являются распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, прибыль, доходы субъектов хозяйствования, рентабельность, себестоимость и др.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с помощью денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки), различные формы взаимозачетов.

Финансовый контроль многообразен. Существует его деление по различным признакам.

В зависимости от регламента осуществления финансовый контроль подразделяют на обязательный и инициативный.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

1) государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный.

2) негосударственный финансовый контроль подразделяется на:

-внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

-аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

-гражданский финансовый контроль;

-общественный финансовый контроль;

-правовой финансовый контроль;

-страховой финансовый контроль, и другие виды.

По времени проведения различают:

1)предварительный;

2) текущий;

3) последующий контроль.

 

ТЕМА «Государственный бюджет»

1. Сущность государственного бюджета, его роль в социально-экономических процессах

2. Состав и структура доходов бюджета

3. Состав и структура расходов бюджета

4. Сбалансированность бюджета

 

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

 

Гос. бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственной власти и местного самоуправления.

Основные функции бюджета.

­ образование бюджетного фонда. Бюджетный фонд – это основной государственный централизованный денежный фонд;

­ использование бюджетного фонда;

­ контроль за образованием и использованием бюджетного фонда;

­ перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта;

­ финансовое обеспечение социальной политики;

­ государственное регулирование и стимулирование экономики;

­ обеспечение государственного федерализма.

Признаками бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений, являются:

- денежная форма отношений;

- ограничение сферы действия рамками соответств-го законодательства;

- участниками отношений, с одной стороны, всегда является государство, субъекты Федерации и местного органа самоуправления, с другой стороны, население, и организации;

- исторический характер возникновения совместно с государством;

- безвозмездность движения стоимости в виде сбора налогов и предоставления бюджетных ссуд.

Бюджет играет важную экономическую, политическую и социальную роль. Он отражает содержание гос. политики. Используя средства бюджетного фонда на финансирование приоритетных отраслей хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение нац. дохода между отраслями. Доходы из более рентных отраслей отправляются в отрасли с низкой рентабельностью. За счет бюджетного фонда финансируются учреждения соц. сферы; перераспределяются доходы между Федеральным уровнем и субъектами РФ.

Результаты исполнения бюджета определяют темпы развития экономики и соц. сферы, отраслевые и территориальные пропорции, уровень жизни населения.

2. СОСТАВ И СТРУКТУРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

Доходы бюджета – это централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства и органов местного самоуправления.

Основной источник доходов бюджета – национальный доход.

Виды источников доходов бюджетов:

1. Собственные доходы – это налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за соответствующими ими бюджетами;

2. Регулирующие доходы;

3. Закрепленные доходы;

4. Кредитные ресурсы – это средства, передаваемые от вышестоящих бюджетов нижестоящим на кредитной основе;

5. Финансовая помощь – поступает от вышестоящего бюджета в форме дотаций, субвенций, субсидий или иной безвозвратной и безвозмездной передачи бюджетных средств, а также передача бюджетных средств на возвратной основе подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который является получателем этих средств.

Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной основе и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Если субвенция используется не по назначению и в нарушении установленного срока, то она подлежит возврату предоставившему ее органу.

Субсидия – это бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов по определенным мероприятиям.

6. Трансферты. Право на трансферты имеют только те субъекты РФ, у которых расчетный объем доходов не превышает расчетного объема расходов бюджета. Доля региона (трансферт) в Фонде финансовой поддержки регионов определяется делением недостающих доходов на сумму недостающих средств по всем субъектам РФ. Механизм трансфертной поддержки заключается в ежемесячном перечислении соответствующей доли средств конкретному субъекту РФ из Фонда. При этом методика трансфертной поддержки субъектов РФ предусматривает детализацию субъектов РФ на группы.

Доходы бюджетов классифицируются по социально- экономическому признаку:

1. Поступающие от хозяйствующих субъектов;

2. Поступающие от государственного имущества и угодий;

3. Поступающие от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;

4. Поступающие от местных доходов граждан.

Укрупненная структура доходов бюджетов включает: налоговые доходы и неналоговые доходы.

3. СОСТАВ И СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

Расходы бюджета представляют собой затраты формирующиеся в связи с выполнением государством органами управления своих конституционных функций.

Расходы федерального бюджета классифицируются:

1) По роли в процессе воспроизводства:

1. Затраты, связанные с финансированием мат – го производства;

2. Затраты, связанные с финансированием немат. сферы.

2. По функциональному назначению: расходы на финансирование народного хозяйства; социально- культурных мероприятий; на оборону, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности; фундаментальные исследования; расходы по обслуживанию государственного долга;

3. По характеру воспроизводства разделяют текущие и капитальные расходы:

Текущие расходы включают закупку товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на зарплату, платы по внутренним займам и гос. внешнему долгу и пр. (бюджет текущих затрат)

Капитальные расходы включают кап. Вложения в основные фонды, в уставный капитал, капитальный ремонт (бюджет развития).

Формы расходов бюджетов:

- ассигнования бюджетным учреждениям и органам местного самоуправления на осуществление отдельных полномочий, передаваемых на эти уровни власти.

- средства на оплату услуг, продукции, работ, выполняемых юр. и физ. лицами по гос. (муниципальным) контрактам;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами гос. власти, приводящие к росту расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- трансферты населению;

- ссуды юр. лицам;

- субсидии и субвенции юр. лицам;

- инвестиции в уставные капиталы юр. лицам;

- ссуды, дотации, субсидии и субвенции др. бюджетам, гос. внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным государствам;

- средства на погашение и обслуживание долговых обязательств.

 

4. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА

Расходы и доходы бюджета тесно взаимосвязаны количественно и качественно. Расходовать можно только то, что мобилизовано бюджетом. С другой стороны, правильно использованные расходы способствуют эффективности производства и в конечном счете приросту доходов.

Сбалансированность бюджетов определяется 2-мя составляющими: профицитом бюджета и дефицитом бюджета.

Профицит бюджета характеризуется превышением доходов над расходами. Пути использования профицита:

1) Сокращение привлечения доходов от продажи гос. или муниципального имущества;

2) Направление средств на погашение доп – в;

3) Передача части доходов бюджетам других уровней;

4) Сокращение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое законодательство.

Дефицит бюджета характеризуется превышением расходов над доходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита:

· осуществление кредитных гос. вложений в развитие экономики или социальной сферы;

· войны, стихийные бедствия и прочие чрезвычайные обстоятельства;

· кризисные явления в экономике.

Принципы борьбы с бюджетным дефицитом:

1) ликвидировать дефицит необходимо. Применяя и математические методики и экономические воздействия.

2) В отдельных случаях бюджетный дефицит допустим:

Дефицит бюджета субъекта РФ не может превышать 5% доходов бюджета субъекта РФ без учета фин помощи из федерального бюджета. Дефицит федерального бюджета не может превышать объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание гос. долга РФ.

3) Нормальная величина дефицита равна 2 – 3% от ВНП

4) Для покрытия дефицита нельзя использовать бумажно- денежную эмиссию.

Меры по регулированию дефицита бюджета:

1. совершенствование бюджетного механизма путем инвестирования приоритетных отраслей экономики, использования финансовых льгот и санкций;

2. сокращение сферы гос. экономики;

3. продажа на мировом рынке части государственной задолженности (других стран бывшему СССР);

4. снижение военных расходов;

5. привлечение иностранного капитала и т.д.;

Источники финансирования дефицита также могут быть внутренние и внешние (кредиты, гос. и муниципальные займы).

 

ТЕМА «Бюджетный процесс»

1. Понятие и стадии бюджетного процесса

2. Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета

3. Исполнение бюджета

1. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

 

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Задачи бюджетного процесса:

1. максимальное выявление всех материальных и финансовых ресурсов;

2. установление расходов по целевому назначению;

3. согласование бюджета с общей программой стабилизации;

4. осуществление бюджетного регулирования;

5. сокращение и ликвидация бюджетного дефицита;

6. бюджетное планирование;

7. бюджетный контроль;

8. автоматизация процесса составления и исполнения бюджета.

Продолжительность бюджетного процесса (около 3 лет) включает 4 стадии:

1 стадия составление проекта бюджета;

2 стадия рассмотрение и утверждение бюджета;

вместе эти 2 стадии занимают 20 месяцев

3 стадия исполнения бюджета или «бюджетный период» длится с 1 января по 31 декабря (календарный год);

4 стадия составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение,

занимает 5 месяцев.

В бюджетном процессе принимают участие все органы государственной власти и управления.

Федеральное собрание, органы государственной власти субъектов РФ и местные органы государственной власти рассматривают и утверждают бюджеты; рассматривают и утверждают отчеты об их исполнении.

Правительство РФ разрабатывает и исполняет федеральный бюджет, разрабатывает прогнозы социально – экономического развития и федеральные программы, анализирует и контролирует отчет об исполнении бюджета.

Министерство финансов проводит организационную, методическую и практическую работы по составлению и исполнению бюджета и составляет отчет об исполнении бюджета.

Государственная служба и налоговые инспекции осуществляют контроль за исполнением налогового законодательства и за правильностью исчисления, полнотой и своевременность внесения налогов.

Все участники бюджетного процесса обладают бюджетными полномочиями и ответственностью по обеспечению бюджетного процесса.

Бюджетные полномочия – это выполнение отдельных стадий бюджетного процесса.

Ответственность по обеспечению бюджетного процесса – это своевременность осуществления бюджетных процедур, соблюдение нормативов финансовых затрат, эффективное и целевое использование бюджетных средств.

 

2. СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

Параметры федерального бюджета формируются на основе положений социально-экономической и финансово - бюджетной политики на след. год, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

1 стадия

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ обязательным элементом подготовки проекта федерального бюджета является Бюджетное послание Президента РФ, которое содержит основные ориентиры бюджетной политики.

Президент РФ направляет Бюджетное послание Федеральному собранию РФ.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного фин. года.

В основе находится Постановление Правительства РФ «О разработке прогноза социально- экономического развития РФ на … год» и проект Фед. Закона «О фед. Бюджете на год».

Прогноз социально-экономического развития РФ до 2005 года и перспективного фин. плана до 2005 года.

Формирование фед. Бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ.

Минфин РФ по поручению Правительства РФ организует разработку проекта Фед. Бюджета на планируемый год и перспективного фин. плана до 2005г.

Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Минфина РФ, других министерств и ведомств в установленные постановлением Правительства РФ сроки разрабатывает и представляет в Правительство сценарные условия. Функция экономики страны в планируемом году, содержащие макроэк. показатели и приоритеты социально-экономической политики. В недельный срок после рассмотрения Правительством сценария Минэкономики доводит до Фед. Органов исполнительной власти сценарные условия и методические рекомендации.

На период формирования Фед. бюджета создается Межведомственная комиссия по обеспечению своевременного и качественного формирования проекта Фед. бюджета на планируемый год с участием представителей министерств и ведомств.

Минфин РФ и другие министерства представляют в Правительство РФ проекты бюджетов и прогнозы параметров.

2 стадия

Правительство РФ вносит на рассмотрение Гос. Думы Фед. Собрания РФ проект Фед. закона о фед бюджете на очередной год вместе с пакетом сопутствующих документов. Этот проект в течении 3х дней со дня внесения направляется Советом или Председателем Гос. Думы в Совет Фед. Собрания РФ, в комитеты Гос. Думы для внесения замечаний и предложений; в Счетную палату РФ на заключение.

Совет Гос. Думы утверждает комитеты Гос. Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов фед. бюджета.

Гос. Дума рассматривает проект бюджета в трех чтениях.

В течении 40 дней со дня внесения в Гос. Думу Правительством РФ Фед. закона он рассматривается в первом чтении. В случае отклонения в 1ом чтении Гос. Дума может вернуть проект на доработку в комитеты (10 дней); вернуть на доработку Правительству (20 дней); поставить вопрос о доверии Правительству. (обсуждается общая характеристика бюджетной политики и социально – экономического развития)

Во втором чтении Гос. Думой утверждаются расходы Фед. бюджета и размер Фед. фонда финансовой поддержки субъектов РФ. (рассматривается в течении 15 дней со дня принятия в первом чтении)

В третьем чтении законопроект голосуется в целом (в течении 15 дней со дня принятия в третьем чтении).

Принятый Гос. Думой Фед. закон в течении 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации, где рассматривается в течении 14 дней. Одобренный Советом Федерации закон в течении 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Закон вступает в силу после его подписания Президентом и со дня его опубликования в средствах массовой информации.

 

3. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

 

Исполнение бюджета любого уровня осуществляется на основе принципа единства:

1. Все бюджеты исполняются на основе принципа единства кассы, т.е. происходит зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление финансирования всех расходов с единого бюджетного счета.

2. Исполнение бюджетов осуществляется уполномоченными исполнительными органами в соответствии с бюджетной классификацией РФ на основе росписи бюджетных расходов, которая составляется исходя из перечня, объема, и сроков финансирования расходов, установленных в законе о бюджете.

Основные этапы исполнения бюджета по доходам включают:

1. Перечисления и зачисление доходов на единый счет бюджета;

2. Распределение регулируемых доходов;

3. Возврат излишне уплаченных доходов;

4. Учет доходов и составление отчетности о доходах бюджета;

Основные этапы исполнения бюджета по расходам включают:

1. Составление и утверждение бюджетной росписи;

2. Доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей средств.

3. Доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств;

4. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

5. Расходование средств путем списания с единого бюджетного счета в размере бюджетного обязательства;

6. Учет расходов и составление отчета о расходах бюджета.

Бюджетная роспись – это документ о поквартадьном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Роспись бюджетных расходов составляется в течении 15 дней после утверждения бюджета. Роспись бюджетных расходов утверждается Минфином РФ и передается для исполнения в Казначейство РФ. Распорядители бюджетных средств не позднее 15 дней с момента утверждения росписи доводят уведомление о бюджетных назначениях до всех бюджетополучателей.

 

ТЕМА «Бюджетное устройство и бюджетная система»

1. Сущность бюджетного устройства и бюджетной системы

2. Правовые основы и принципы построения бюджетной системы

3. Бюджетный федерализм

 

1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы ее построения, и функционирования, организация взаимоотношений между бюджетами различных уровней и классификация доходов и расходов бюджета.

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, имеющихся в государстве.

Оно определяется государственным устройством:

Бюджетная система унитарного государства включает 2 звена – государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты; бюджетная система федеративного государства включает 3 звена – государственный бюджет; бюджеты членов федерации и местные бюджеты.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях

и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система в РФ включает:

Федеральный бюджет; 21 республиканские бюджеты республик в составе РФ; 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты г.Москвы и г.Санкт-Петербурга; около 29 000 местных бюджетов (городских, районных).

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов, составляемых органами государственной власти и местного самоуправления разных уровней.

Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующий год. Правительства республик в составе РФ также составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов входящих в них территорий. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти. Он предназначен для статистической отчетности и анализа показателей бюджетной системы, а также для установления нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты других субъектов.

 

2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

 

Законодательная база осуществления бюджетного процесса в РФ строится с учетом Федеративного устройства государства. Полномочия органов власти РФ закреплены в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ и ряде нормативных актов с вносимыми в период их действия изменениями и дополнёениями, один из первых был принят Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91г. №1734-1. В законе устанавливаются принципы построения бюджетной системы, основы формирования доходов, расходов и организации бюджетного процесса на республиканском уровне. В 1998 г. принят Бюджетный кодекс, который регламентировал все бюджетные отношения. Доходные источники бюджета, такие как налоги, сборы и другие обязательные платежи регулируются Налоговым кодексом РФ. Полномочия органов власти субъектов РФ закрепляются федеральным законодательством самих субъектов РФ. Основы бюджетных прав органов местного самоуправления определяются федеральным, региональным законодательством. А также решениями соответствующих вышестоящих органов местного самоуправления (поселковые, сельские, городские районного подчинения, районные в городах).

В бюджетном законодательстве выделяют два типа нормативно-правовых актов: долгосрочного действия, регулирующие бюджетные правоотношения и ежегодные – о бюджете на очередной год.

Принципы бюджетной системы РФ.

1) Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой; использованием единой бюджетной классификацией РФ; единством форм бюджетной документации; предоставлением статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджетной системы на другой для составления консолидированных бюджетов; едиными принципами бюджетного процесса; единым порядком финансирования бюджетов всех уровней; единством денежной системы.

2) Полнота бюджета обеспечивается поступлением в бюджеты всех налоговых и неналоговых доходов и отражением всех операций по расходованию денежных средств.

3) Реальность бюджета основывается на достоверности показателей, используемых при составлении бюджета и принципах финансирования расходов исходя из объема реально поступающих доходов.

4) Принцип гласности обеспечивается публикацией утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, отчетов консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов территорий; открытости всех процедур принятия бюджетов для общества.

5) Общее покрытие расходов заключается в обеспечении полной сбалансированности расходов и доходов бюджета. Сумма доходов должна равняться общей сумме затрат бюджета.

6) Самостоятельность бюджетов обеспечивается: правом самостоятельно состовлять, утверждать, исполнять бюджет и контролировать его исполнение; наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования; правом определять источники финансирования дефицитов бюджетов; недопустимостью компенсации за счет бюджетов др. уровней потерь в доходах и дополнительных расходов.

7) Принцип эффективности использования бюджетных средств заключается в необходимой экономии ресурсов для достижении заданных результатов с использованием наименьшего объема затрат.

8) Адресность предусматривает целевой характер использования бюджетных средств, который должен обеспечиваться бюджетополучателями.

3. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

 

Бюджетный федерализм - это построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления. Бюджетный федерализм предполагает:

1. распределение и закрепление расходов и доходов бюджетов за определенными уровнями бюджетной системы;

2. самостоятельность бюджетов, входящих в бюджетную систему;

3. перераспределение средств между бюджетами в целях сочетания общегосударственных интересов;

4. равенство всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом.

Существует 2 модели бюджетного федерализма:

- Конкурентная модель. Используется в небольших по территории государствах с большими диспропорциями в развитии регионов. Характеризуется финансовой независимостью региональных властей от центра, слабой вертикалью гос. политики, высокой степенью децентрализации фин. ресурсов.

Достоинства: относительная независимость регионов от центра, минимизация перераспределительных процессов.

- Кооперативная модель. Характеризуется тем, что происходит тесное сотрудничество региональных и центральных властей, цент участвует в выравнивании межрегиональных пропорций, наблюдается процесс перераспределения большого количества фин. ресурсов.

Достоинства: большие возможности по аккумулированию средств для горизонтального выравнивания региональных бюджетов и экономичность централизованного сбора налогов.

Взаимосвязи звеньев бюджетных отношений реализуются через м

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Різновиди оздоровчої ходьби | Таким образом. 1.Менеджмент и его теория имеют комплексный и междисциплинарный характер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.526 сек.