Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства личности

Одной из задач современного менеджера является выявление индивидуально-психологических качеств работников для наиболее полной реализации личностного потенциала в профессиональной деятельности.

Диагностика социально-психологических свойств личности осуществляется с помощью специальных приемов, основным из которых является тестирование — оценка работника по результатам решения им задач (тестов) и установление количественных показателей (баллов), определяющих уровень качеств работника.

Тесты — стандартизированные кратковременные испытании свойств личности. Они представляют собой систему заданий, позволяющих выявить значимые свойства личности.

Диагностика свойств личности предполагает использование нескольких видов тестов:

— тесты на профессиональную пригодность — оценка психофизиологических качеств, умений выполнять определенную деятельность,

— тесты способностей — оценка общего уровня развития и oтдельных особенностей мышления, внимания, памяти;

— личностные тесты — оценка уровня развития отдельных свойств личности (характер, темперамент, тревожность, агрессивность, эмоциональность, мотивационная направленность);

— интеллектуальные тесты — оценка уровня и структуры интеллекта, обучаемости, креативности.

Основные требования к тестам:

надежность — точность диагностических измерений;

• валидность — качество измерения свойств;

• стандартность — соответствие формы результатов требованиям их анализа;

• практичность — уровень затрат на тестирование;

• прогностическая ценность — соотношение числа выявляемых свойств с количеством заданий в тесте.

При выявлении свойств личности обычно изучают:

1) психические процессы (ощущения, интеллект, восприятие, внимание, память и мышление) исследуются на основе упражнений на скорость, запоминание, тестов А. Равена, IQ и др.;

2) структура личности (направленность, способности, темперамент, характер) выявляется на основе тестов.

Полученные данные могут быть дополнены результатами исследования функциональных состояний персонала на основе методов медицинской диагностики (например, электроэнцефалограмма, электрокардиограмма, электромиограмма и др.), а также данными изучения групповых отношений — исследуются приемами социальной психологии (социометрический и гомеостатический методы).

Различают опросные и проективные тесты.

Опросные тесты построены на ответах на вопросы путем выбора одного из нескольких вариантов ответа. Основными из них являются:

• MMPI — Миннесотский многофазный личностный опросник С. Хатуэя и Дж. Мак-Кинли;

• интерперсональный диагностический тест Т. Лири;

• 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла;

• банк личностных данных Р. Вудвортса и др.

Недостаток опросных методик — возможность респондента влиять на результаты тестирования, сознательно искажая их с учетом преследуемых целей.

Проективные тесты представляют собой задания, смысл которых скрыт от опрашиваемого (рисунок, чернильные пятна). Основными из них являются:

• цветовой тест М. Люшера;

• рисуночно-фрустрационный тест Р. Розенцвейга;

• тест Г. Роршара;

• тематический апперцептивный тест К. Моргана и Г. Мюррея и др.

Исследование социально-психологической структуры личности должно обеспечивать надежную диагностику профессионально значимых качеств работника. Задача менеджера — подобрать работнику наиболее предпочтительную сферу профессиональной деятельности, которая позволит наиболее полно реализовать его индивидуально-личностный потенциал. Это дает возможность без крупных финансовых вложений повышать эффективность работы персонала и организации в целом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и структура личности | Личность в организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.