Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и структура личности

В современном менеджменте на смену века высоких технологий (Hi Tech) пришло время высоких гуманитарных технологий (Hi Human Technology), в центре которых стоит человек, рассматриваемый как личность — носитель устойчивой совокупности социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. При этом доминирует гибкое гуманистическое управление, выраженное парадигмой поведенческого подхода и организационного гуманизма на основе освоения социальных управленческих технологий.

Становление личности происходит в процессе социализации: человек становится личностью по мере активного вхождения в жизнь общества, освоения накопленного социального опыта. Личности присущи также индивидуальные особенности, которые определяются наследственными характеристиками, природными задатками, специфическими условиями формирования и др. Поэтому личность отражает единство и взаимодействие биологических (природных данных), психологических (психических) и социальных (общественная среда) факторов, а также врожденных и приобретенных в процессе социализации качеств.

Соответственно этому выделяют три основные стороны личности:

— биологически обусловленная сторона — определяется особенностями высшей нервной деятельности (темперамент);

— психологически обусловленная сторона — связана с особенностями отдельных психологических (психических) процессов (внимание, восприятие, мышление, память, эмоции, воля);

— социально обусловленная сторона — характеризует моральные качества личности (интересы, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности).

Личность в системе управления следует рассматривать в двух аспектах:

– объект (продукт) общественных отношений;

субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.

Личности присуща индивидуальность, которая отражает своеобразие психики и неповторимости данной личности в сравнении с другими людьми (осознание своего «я»).

Сложный внутренний мир человека состоит из нескольких неравномерных частей, из которых только некоторые открыты для самого человека и окружающих его людей. Условно личность можно представить совокупностью четырех зон («окно Джогарри»):

— открытая зона — открытое (известное) для личности и других людей;

— слепая зона — закрытое (неизвестное) для личности, но открытое для других;

— скрытая зона — открытое для личности, но закрытое для других;

— неизвестная зона — закрытое и недоступное ни личности, ни другим людям.

Проблемы управления личностью в организации непосредственно коррелируют с практикой управления и показателями социально-экономической эффективности работы организации: производительностью труда, дисциплиной, текучестью кадров, удовлетворенностью, мотивацией персонала. Поэтому основные усилия менеджера должны быть сведены к установлению продуктивных коммуникаций, успешному конструированию поведения личности, поиску оптимальных форм лидерства, власти и влияния, совершенному персональному развитию, эффективному управлению мотивацией, регулированию стрессов, конфликтов и др.

Данный подход соответствует инновационной гуманистической парадигме управления, рассматривающей человеческий ресурс в качестве ключевой составляющей успешного функционирования и развития современной организации.

Социально-психологическая структура личности схематично представлена на рис. 11.1.

Основу социально-психологической структуры личности составляют следующие характерстики:

направленность — система потребностей, интересов и идеалов, определяющих мировоззренческую позицию личности;

• интеллект — способность личности рационально мыслить, разумно действовать и в соответствии с этим адаптироваться к окружающей среде;

• воля — способность человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей в условиях физического и психического напряжения;

  Потребность   Мотив    
           
  Направленность личности    
       
  Интеллект   Воля Эмоции (чувства)   Способности Темперамент  
                     
  Характер личности    
       
Базовые черты характера   Системные черты характера  
                                                       

Рис. 11.1. Социально-психологическая структура личности

• эмоции — субъективные чувственные реакции личности на воздействие внутренних и внешних раздражителей, протекающие в фор ме переживания ситуации, ее значимости и смысла;

• чувства — «высшие эмоции», свойственная только человека форма отражения действительности;

• способности — совокупность свойств личности, определяющих условия успешного осуществления определенных видов деятельности,

• темперамент — совокупность устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека (темп, ритм, интенсивность психических процессов и состояний). Темперамент представляет собой биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Впервые типы темпераментов выделил древнегреческий врач Гиппократ в Vв. до н.э., а их научное обоснование сделал И.П. Павлов. Темперамент имеет, как правило, врожденный характер, обусловлен типом высшей нервной деятельности человека (силой подвижностью и уравновешенностью нервных процессов). В зависимости от особенностей нервных процессов различают четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик;

• характер — совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых свойств личности, определяющих ее рациональную реакцию на внешние воздействия (поведение, отношения, установки). Как правило, обусловлен воспитанием, образованием, общением, средой.

Характер определяет основные черты, те или иные особенности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности. Из всего многообразия черт характера выделяются черты, которые характеризуют человека по отношению к другим людям (например, сочувствие или высокомерие), по отношению к самому себе (эгоизм или альтруизм), к труду (трудолюбие или леность), общественным и личным ценностям (бережливость или расточительность).

Различают более 10 типов характера: гипертимный, гипотимный, циклоидный, демонстративный, педантичный, аутический, возбудимый, тревожно-мнительный, конформный, неустойчивый и др.

Все качества рассматриваются как сложные системные свойства, в совокупности характеризующие целостную личность. Каждая личность обладает уникальной социально-психологической структурой. Без знания и понимания основных сторон человеческой личности успешное руководство людьми невозможно. Данные характеристики следует оценивать в контексте определенных профессиональных требований и особенностей конкретной ситуации.

Главные усилия менеджера должны быть направлены на реализацию потенциала конкретной личности в наиболее предпочтительной профессиональной сфере. Важно учитывать личностные особенности в совместной трудовой деятельности персонала с целью обеспечения психологической совместимости работников.

Эффективное управление человеческой составляющей современной организации позволяет достичь результата с минимальными замами — за счет активизации личностного потенциала работников, что имеет важное значение для большинства российских организаций.

Таким образом, в современном менеджменте происходит уход от технократических основ в сторону освоения социальных управленческих технологий с принципиальным обновлением и обогащением содержания путем гуманизации управления. Основным содержанием современной концепции менеджмента становится обеспечение организационных условий для реализации личностного потенциала как источника синергизма и творческого обновления организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление персоналом организации | Свойства личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.