Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рабочие группы

Опорные понятия

Личность, индивидуальность, структура личности, направленность, способности, характер, темперамент, тесты (опросные и проективные), взаимодействие личности и организации, адаптация, научение, компенсация, личность менеджера, авторитет, репутация, имидж менеджера.

Контрольные задания

1. Обоснуйте отличия понятия «личность» и «индивидуальность».

2. Проанализируйте социально-психологическую структуру личности.

3. Покажите на примерах влияние темперамента на трудовую деятельность.

4. Назовите основные методы диагностики профессиональной пригодности персонала.

5. Укажите преимущества и недостатки опросных и проектных методик тестирования.

6. Опишите модель взаимодействия личности с организацией.

7. Приведите примеры проблем адаптации работника в организации.

8. Составьте список ролей, которые выполняете вы (коллега, товарищ), анализируйте составленный перечень на наличие ролевого напряжения, неопределенности, конфликта ролей.

9. Сформулируйте наиболее эффективные, на ваш взгляд, приемы формирования благоприятного имиджа менеджера.

10. Перечислите характерные черты эффективного менеджера, а также и признаки слабого руководителя.

11. Каковы, по вашему мнению, наиболее эффективные приемы развития постного потенциала работников в современной организации?
Тема 12 ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

рабочие группы — понятие и классификация

групповые процессы

команды и командообразование

Под групповой динамикой понимаются процессы профессионального, социального и личного взаимодействия и взаимного влияния в рабочих группах.

Рабочая группа — совокупность лиц, объединенных для совместной трудовой деятельности по достижению поставленных целей. Признаками рабочей группы являются:

• общая сфера деятельности;

• организационная оформленность;

• социальное взаимодействие;

• общие ценностные ориентации.

Типы рабочих групп различаются по следующим признакам:

— социальный статус — формальные и неформальные;

— размер — большие и малые;

— характер взаимосвязей — реальные и условные;

— уровень развития — диффузные и командные;

— социальная роль — активные и пассивные;

— продолжительность действия — постоянные и временные;

— доступность — открытые и закрытые.

В управленческой практике группы различного типа не исключают, а взаимодополняют друг друга.

В прикладном аспекте наибольшую значимость представляет рассмотрение формальных и неформальных групп. Д. Кракхард и Д. Хансон отмечают: «Если формальная организация представляет собой скелет компании, то неформальная — ее центральную нервную систему, обеспечивающую процесс коллективного мышления, деятельность и реакции ее сотрудников».

 

Механизм образования формальных и неформальных групп показан на рис. 12.1.

 

Организационный процесс

 

 

Формалъная Спонтанное Неформальная \

организация, взаимодействие организация

спланированная (не спланированное

руководством руководством)у

Командные группы Неформальная группа

Рабочие группы Неформальная группа

Комитеты Неформальная группа

 

Рис. 12.1. Механизм образования формальных и неформальных групп

Формальная группа — социальная общность, созданная на основе официально утвержденных взаимосвязей между членами рабочей группы. Она имеет четко регламентированные, юридически оформленные структуру, иерархию, статус, полномочия и ответственность членов группы. Члены формальной группы выполняют официально заданную деятельность, организующую их совместные усилия на основе общественного разделения труда (отдел, секция, бригада). Во главе стоит формальный лидер — лицо, официально назначенное (избранное) на должность, имеющее формальные полномочия для осуществления управленческой деятельности.

Неформальная группа — социальная общность, созданная на основе неофициальных взаимосвязей между членами рабочей группы. Она не имеет юридически фиксированного статуса и других формально регламентированных признаков. Неформальная группа формируется, как правило, спонтанно на основе общих интересов, ценностей, социальных ориентаций либо прагматической пользы и компенсирует ограничения формальных структур. Во главе стоит неформальный лидер — лицо, пользующееся наибольшим авторитетом и уважением членов группы, независимо от его официального статуса и служебных полномочий. Неформальным лидерам, как правило, присущи инициативность, энергичность, харизматичность, коммуникабельность, самостоятельность, решительность, открытость, привлекательность и др.

Развитие неформальных структур основано на социальном взаимодействии в организации. Причинами вступления в неформальную структуру являются: стремление работников к принадлежности, взаимопомощи, защите, потребности в получении информации, реализации своих потребностей, общении и др.

Неформальные структуры обладают рядом характеристик, которые оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации. К основным из них относятся: социальный контроль, сопротивление переменам, неформальные лидеры и слухи.

Различия между формальными и неформальными группами при ведены в табл. 12.1.

Таблица 12.1. Различия формальных и неформальных групп

Параметр Формальная группа Неформальная группа
Цели Официальные Неофициальные
Взаимоотношения Регламентированные Нерегламентированные
Основа взаимодействия Права и обязанности Власть и политика
Внимание Должность Человек
Структура Регламентированная Нерегламентированная
Источник власти Делегируется руководством Личностный
Лидер Формальный Неформальный
Руководство к поведению Правила Нормы
Рычаги управления Вознаграждения и штрафы Неформальные санкции

Взаимодействие формальных и неформальных структур, а также взаимоотношения их лидеров должны быть конструктивны. Официальному руководству рекомендуется сотрудничать с неформальными структурами, используя потенциал неформальных лидеров для достижения целей организации.

Задача менеджера состоит в том, чтобы справиться с проблемами и реализовать преимущества групповых отношений. Эффективное решение данной задачи обеспечивается на основе мониторинга динамики групповых процессов в организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Личность менеджера в системе управления | Групповые процессы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.