КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономика фирмы
Фирма и ее цели Подходы к рассмотрению фирмы: · социологический (межличностные отношения в соответствии с целями организации) · технологический (оборудование) · правовой (юридический; организационно-правовая форма) · экономический (фирма – совокупность проблем социологических, этических, экологических и т.д.) Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью, обладает хозяйством, самостоятельностью и стремится к наибольшей прибыли. Признаки классификации фирм: · по отраслевому признаку · по форме собственности · по размеру предприятия · по преобладающему производственному признаку · по принадлежности капитала и контроля над ним · по степени ответственности · по организационно-правовой форме (товарищество, общество (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО), унитарное предприятие, производственный кооператив) · по виду производимой продукции · по времени работы втечение года · по типам производства (поточное, партийное, единичное) · по степени специализации (универсальная, специализированная, смешанная) · по степени охвата кол-ва стадий производства (одностадийное, комплексное, изготавливающая часть продукции, выпускающая готовую продукцию) · по назначению готовой продукции (предметы потребления, средства производства) · по степени механизации и автоматизации (ручные, комплексно или частично механизированные, полуавтоматизированные) · по характеру потребляемого сырья (добывающая, обрабатывающая промышленность) Деление по размеру предприятия: · Малые предприятия (до 100 человек): мельчайшие (до 20) и мелкие (20-99) · Средние предприятия (100-500 человек) · Крупные предприятия (больше 500 человек) Крупный бизнес определяет экономическую, техническую мощь страны; ориентируется на массовый однородный спрос; выпускает большие партии стандартизированной продукции. Средний бизнес зависит от внутренней экономической конъюнктуры; вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с иностранным капиталом. Мелкий бизнес ориентируется на местные рынки; небольшие партии товара; ориентирован на гибкий спрос и др. Малое предприятие Преимущества: · Меньший размер капитала, необходимый для открытия предприятия · Большая независимость владельца · Способность адаптироваться к изменениям · Создание рабочих мест · Налоговые льготы · Ускоренный способ начисления амортизации Минусы: · Проблема финансирования (кредит) · Недостаточная ресурсная база · Высокая аренда · Плохое управление · Слабая законодательная база · Преступность Виды малых предприятий:
Самый легкий способ открытия - франчайзинг (капитал вкладывается во франшизу (лицензию), покупка которой дает возможность фирме использовать опыт работы и торговую марку уже известной компании). Среда фирмы: · Внешняя: o Деловая конъюнктура - характеризуется той или иной фазой экономического цикла. o Политическая обстановка – дает представление о привлекательности страны или региона для бизнеса. o Социально-культурная среда – формирует представление людей о ценности, влияет на спрос. o Технологическая среда – характеризует уровень научно-технического развития. o Географическая среда – где ресурсы, там и строятся. o Институциональная среда – организационно-техническая среда - инфраструктура бизнеса – наличие институтов; банки, страховые компании, биржи и др. o Этическая среда -влияет на взаимоотношения и спрос. o Демографическая среда – емкость рынков, конъюнктура спроса. Внешняя среда фирмы не поддается управлению со стороны фирмы. · Внутренняя – управление со стороны фирмы. o Структура фирмы o Технология производства o Люди (рабочая сила) o Цели/задачи · Мезосреда – ближайшее окружение (поставщики, покупатели) Цели фирмы Миссия фирмы – это ее предназначение; основная цель ее существования. Включает в себя: основную цель фирмы, сферу деятельности, план завоевания рынка, методы, способствующие продвижению товара на рынок, источники финансирования, способы их рационального использования, расширения фирмы и т. д. Альтернативные модели/цели поведения фирмы: · Максимизация продаж Модель максимилизации продаж является наиболее широко применимой моделью, так как легка в применении и обладает рядом преимуществ: Оценка работы управляющего персонала более чувствительна к объему продаж нежели к объему прибыли, так как управляющий персонал – наемные работники. · Максимизация роста Рост является одним из показателей, по которым судят об успехе деятельности фирмы. Рост – это открытие филиалов, дочерних компаний. Объединяет цели и собственников, и управляющих. · Модель управленческого поведения Основна на расхождении интересов между владельцами фирмы и управляющими: o Модель управленческой выгоды Собственники заинтересованы в росте стоимости компании, то есть в росте прибыли. Менеджеры же заинтересованы в своих целях (рост зарплаты). В тех фирмах, которыми управляют владельцы, норма прибыли будет выше, чем в тех, которыми управляют наемные менеджеры. § опцион для выкупа акций компании через определенный период § программа премирования: денежная премия, эквивалентная разнице в ценах акций до и после § грант на получение акций – право на получение пакета акций o Модель управленческой благоразумности Управляющие могут преследовать свои собственные интересы, если обеспечивают необходимый уровень прибыли, достаточный для выплаты дивидендов и вложений в расширение фирмы. Управляющие, помимо зарплаты, получают дополнительные выгоды в виде нематериального вознаграждения – управленческие привилегии. o Агентская модель На совете директоров принимается решение, позволяющее исполнительному директору действовать с своих интересах; он делегирует эти полномочия на более низкие ступени управления; до тех пор пока их работа устраивает акционеров они могут работать в своих интересах. В некоторых случаях фирма прибегает к дополнительному контролю. Собственники нанимают дополнительный персонал для контроля над менеджерами. § репутация менеджера – увольнение сказывается на репутации § денежное поощрение управляющего § конкуренция на рабочем месте § угроза слияния/поглощения § угроза банкротства · Модель максимизации добавленной стоимости – за счет внедрения новых технологий. Основной капитал фирмы Как распределяются финансовые ресурсы компании Активы компании делятся на оборотные и внеоборотные. Внеоборотные активы: § материальные § нематериальные Основной капитал – это часть капитала, используемая фирмой в производственном процессе в течение более одного года и по частям переносящая свою стоимость на готовую продукцию. Стоимость более 100 МРОТ. К основному капиталу относятся: § здания § сооружения § внутрихозяйственные дороги § передаточные устройства § транспортные средства § машины и оборудование § хозяйственный инвентарь § производственный инвентарь § инструменты и приборы § рабочий скот § многолетние насаждения § прочее Основной капитал делится на: § Активная часть – часть капитала, которая непосредствнно участвует в произвенном процессе. § Пассивная часть – часть, которая создает условия для функционирования активной части. Виды оценки основного капитала: § Первоначальная стоимость – затраты на приобретение основного капитала, включая затраты на доставку и установку. § Восстановительная стоимость – переводит первоначальную стоимость данного капитала в цены данного года. Переоценка происходит не чаще одного раза в год на основании коэффициентов, разрабатываемых Госкомстатом РФ. В балансе предприятия капитал учитывается по первоначальной стоимости, если приобретен после переоценки, по восстановительной стоимости – до переоценки. § Остаточная стоимость - первоначальная стоимость минус начисленная амортизация.
§ Текущая стоимость – современная рыночная цена основного капитала, рассчитанная в ценах данного года и определяемая спросом и предложением. § Ликвидационная стоимость (SV) – определяется, как разница между стоимостью лома от ликцидации оборудования или выручки от реализации минус затраты на демонтаж оборудования. Износ и амортизация основного капитала: § Физический износ – физическое устаревание оборудования. Факторы, влияющие на физический износ: o Квалификация рабочего o Качество материала o Степень защиты от влияния атмосферных явлений o Срок службы o Качество ухода o Степень эксплуатации
§ Моральный износ o Первого рода – потеря стоимости основного капитала в результате того, что аналогичное технологическое оборудование начинает производиться дешевле. o Второе рода – потеря стоимость основного капитала в результате того, что новый основной капитал имеет лучшие технические характеристики. Для замены старого оборудование более новым используются амортизационные начисления. Амортизация – это возмещение износа основного капитала в процессе его эксплуатации и перенос его стоимости на готовую продукцию. Функции: § Списание части стоимости основного капитала (включается в затраты) § Компенсация в денежной форме изношенной части (включается в стоимость товара) Линейный способ расчета амортизации применяет большинство российских предприятий. Он рассчитывается пропорционально сроку службы оборудования.
Ускоренные виды амортизации разрешены только на малых предприятиях. 1. Метод уменьшающего остатка. В соответствии с этим методом норма А умножается на коэффициент, который зависит от срока службы.
Пример: Оборудование стоит 10 000. Нормативный срок службы – 5 лет → коэффициент ускоренной амортизации - 2. Норма амортизации = 20%*2=40%.
2. Метод суммы чисел. В соответствии с этим методом амортизация включается в затраты следующим образом: (на этом же примере) суммируем года 1+2+3+4+5=15.
3. Метод соответствия объему выполненной работы. Применяетcя на тех предприятиях, где объем выполненной работы можно посчитать в натуральных единицах. (Транспортные фирмы – пробег транспортных средств). Пример: Автомобиль=10 000 руб. Максимальный пробег = 20 000 км за 5 лет. Тогда, норма амортизации 10 000/20 000=1/2 рублей за км.
Амортизационные отчисления накапливаются в амортизационном фонде. На сегодняшний день в РФ амортизационные отчисления фирмы могут быть использованы как угодно. Обычно российские фирмы направляют амортизационные начисления фирмы на финансирование текущих расходов, либо на покрытие недостатков в оборотных средствах, однако в мировой практике, амортизационные отчисления направлены на модернизацию производства и на финансирование инвестиций. Показатели эффективности использования производства. Одним из основных показателей эффективности является капиталоотдача (фондоотдача).
-количество месяцев эксплуатации - количество месяцев после вывода до конца года ОК показывает объем производства на 1 единицу станка. Другие способы расчета КО: ·, - активная часть основного капитала · - рентабельность ОК · Капиталоемкость (КЕ) – показатель, обратный КО., показывает, какое количество основного капитала необходимо для производства единицы продукции. Учитывается при расчете потребности в основном капитале и расчете, сколько нужно вкладывать средств в производства. Капиталовооруженность (КВ) – показывает, сколько основного капитала приходится на одного рабочего. , где L – численность работников. Чем больше станков на одного рабочего, тем производство более капиталоемкое. - эластичность - наиболее общий показатель эффективности использования капитала. Он показывает, насколько % изменится производительность при изменении КВ на 1%. Эластичность >1 – производительность труда растет быстрее КВ, основной капитал эксплуатируется эффективно. Эластичность <1 – неэффективно. Производительная мощность – максимальный выпуск продукции, который может произвести фирма. - коэффициент экстенсивного использования основного капитала - коэффициент интенсивного использования основного капитала Нематериальные активы Имеют длительный срок эксплуатации, приносят прибыль и со временем большая часть из них утрачивает свою стоимость. Особенности: · не имеет материальной структуры · сложно посчитать стоимость Объемы оцениваются, как сумма всех фактических затрат на приобретение или создание их стоимости на основе цен либо мировых, либо внутреннего рынка. Способы начисления амортизации такие же. Группы нематериальных активов: I. Объекты интеллектуальной собственности: 1. объекты, по которым применяется патентное право a. фирменное наименование (бессрочный патент) b. ноу-хау (информация, имеющая коммерческую ценность на основе договора) i. изобретения (вещество, способ) – 20 лет ii. промышленные образцы – 10 лет iii. полезные модели (средство производства) – 5 лет iv. товарные знаки (позволяют узнавать товар) – 10 лет 2. авторское право II. Деловая репутация фирмы – разница между стоимостью фирмы балансовой стоимостью фирмы. III. Право пользования природными ресурсами (недра, геологическая информация) IV. Отложенные затраты – организационные расходы на оформление документов, расходы на НИОКР Оборотный капитал Оборотный капитал – это часть капитала, которая используется в одном производственном цикле в течение 1 года. К оборотному капиталу относятся: · Производственные запасы – запасы сырья, материалов и готовой продукции. · Незавершенное производство – товары, не прошедшие все стадии изготовления. · Расходы будущих периодов – расходы на подготовку и освоение новых видов продукции. · Дебиторская задолженность – долги фирме со стороны покупателей других предприятий и государства. · Денежные средства на счетах и в кассе · Продукция отгруженная, но не оплаченная В отечественной литературе оборотные средства (оборотный капитал) делятся на два вида: · Оборотные фонды o Производственные запасы сырья и материалов o Незавершенное производство o Расходы будущих периодов · Фонды обращения: o Денежные средства o Запасы готовой продукции o Отгруженная продукция, но не оплаченная. o Дебиторская задолженность Управление оборотным капиталом включает решение следующих задач: 1) определение оптимальной величины оборотного капитала; 2) нахождение оптимальной величины финансирования оборотного капитала; 3) ускорение оборачиваемости оборотного капитала. 3 стратегии управления оборотным капиталом: 1) Осторожная стратегия – предусматривает большой объем оборотных средств для производственной деятельности фирмы, то есть фирма хранит большие запасы сырья и материалов, имеет много свободных денежных средств, продает товары в кредит, увеличивая дебиторскую задолженность. Такая стратегия является безопасной для фирмы, но фирма упускает часть доходов, которая могла бы получить, вложив свободные денежные средства в альтернативное производство. 2) Ограничительная стратегия – предусматривает минимальный объем свободных денежных средств, то есть руководители фирм проводят жесткую экономию: формирует запасы сырья и материалов и минимизирует свободные денежные средства. Применяется, когда фирма знает точные сроки поставки сырья, время отгрузки продукции, время поступления денежных средств на счет фирмы. 3) Умеренная стратегия – нечто среднее между двумя предыдущими видами стратегий.
Показатели оценки использования оборотного капитала (показатели эффективности использования оборотного капитала): Рентабельность активов – прибыль/сумма среднегодовой стоимости основного и оборотного капитала Коэффициент оборачиваемости – Время одного оборота
Оборотный капитал по потребностям: · Нормируемый – для него создаются необходимые нормы запасов и определяются нормативы по отдельным элементам. К нему относят: o Производственные запасы o Готовая продукция на складе o Незавершенное производство o Расходы будущих периодов · Ненормируемый o Денежные средства o Дебиторская задолженность Норматив – это минимальный объем оборотного капитала, необходимый для бесперебойной работы предприятия. Состоит из отдельных элементов оборотного капитала. Норматив = среднесуточный расход материалов * норма оборотного капитала по данному элементу в днях. Норма – минимальные запасы, необходимые для бесперебойной работы. Определяется количеством поставок. Общий норматив (N) = Nпроизв зап + Nгот продукц + Nнезав про-во + Nбудущ период Способы нормирования оборотного капитала: 1. Метод прямого счета – предусматривает расчет норматива или нормы на основе имеющихся заказов продукции, прогнозов сбыта, норм расходов и планов по инвестициям. Считается наиболее трудоемким, но и наиболее точным. 2. Аналитический метод – ориентируется на предшествующий период и корректирует оборотный капитал с учетом изменений в производстве и сбыте продукции. 3. Коэффициентный метод – разновидность аналитического метода. В этом случае норматив определяется так же на основе предыдущего периода с учетом изменений планов, но в этом случае этот норматив умножается на соответствующий коэффициент с учетом изменения планов фирмы. Стратегия финансирования оборотного капитала Оборотный капитал: · постоянная часть – страховые запасы, долгосрочная дебиторская задолженность, другое, что не меняется в течение определенного времени. · переменная часть
1. Консервативная стратегия – предусматривает финансирование оборотного капитала за счет собственных и долгосрочных заемных средств. К краткосрочным источникам финансирования фирма прибегает только в период от t0 до t1, от t2 до t3. От t1 до t2 у фирмы появляются избыточные финансовые ресурсы, за которые она уплачивает проценты. Поэтому при консервативной стратегии фирма приобретает устойчивость, но теряет часть прибыли за счет уплаты более дорогих процентов за долгосрочные кредиты.
2. Агрессивная стратегия. При агрессивной стратегии весь капитал финансируется за счет краткосрочных займов, а остальной капитал - за счет долгосрочных. К данной стратегии могут прибегать фирмы, которые имеют постоянные источники финансирования. В противном случае фирма может оказаться без источников финансирования, тогда ей придется платить штрафные санкции за получением долгосрочного кредита или продавать часть своих активов.
3. Умеренная стратегия. Основной капитал и постоянная часть капитала финансируется за счет долгосрочных займов. Переменная часть финансируется за счет краткосрочных займов. Таким образом, фирма снижает риск неплатежеспособности и сокращает потери фирмы от неэффективного использования финансовых ресурсов. Основным показателем, отражающим структуру источника финансирования, является чистый оборотный капитал (ЧОК = оборотный капитал - краткосрочные источники финансирования). Он показывает, какая часть оборотного капитала финансируется за счет долгосрочных источников финансирования и свидетельствует о финансовой устойчивости фирмы. Чем более ЧОК, тем большая часть оборотного капитала финансируется за счет долгосрочных займов, тем меньше риск неплатежеспособности и сбоя в производстве. Но, вместе с тем, меньше прибыль, которую она могла бы получить, финансируя оборотный капитал из краткосрочных источников, проценты по которым меньше. При маленьком ЧОК фирма неустойчива. Стратегии финансирования
Модель управления запасами (модель Уилсона)
C – затраты на хранение 1 единицы сырья S – потребность в сырье для выполнения определенного объема производства P – затраты на оформление одного заказа
Методы оценки запасов: · метод FIFO (first in first out) – учет запасов осуществляется по первой поступившей партии · метод LIFO (last in first out) – учет запасов осуществляется по последней поступившей партии · метод средневзвешенной стоимости – учитывает средние цены материалов в течение года
Модель управления денежными средствами (модель Баумали-Тобина)
Чем меньше денежных средств фирма оставляет у себя на счетах, тем больше она сокращает потери от их недоиспользования, тем больше ей потребуется средств на проведение инвестиционных операций по продаже ценных бумаг, что увеличивает риск нехватки денежных средств на счетах фирмы. m – количество денежных средств, необходимых для выполнения программы N – количество инвестиционных операций - максимальный остаток денежных средств на счетах фирмы - средняя величина денежных средств на счетах фирмы - транзакционные издержки по продаже ценных бумаг для получения денежных средств в размере r – доходность от альтернативного вложения денежных средств
Управление дебиторской задолженностью Дебиторская задолженность – долг покупателей за проданную им продукцию. Обычно ее величина составляет 10-25 %. Цель дебиторской задолженности – увеличить объем продаж и прибыль. Размер дебиторской задолженности зависит от: · объема реализации продукции в кредит · среднего периода времени между отгрузкой продукции и получении денежных средств на счет фирмы Рост дебиторской задолженности связан с определенными затратами, которые имеет фирма по ее обслуживанию: ведение документооборота, найм дополнительного персонала, возрастающий риск неплатежей. 1. Экономические условия. Более либеральная экономическая политика проводится в период спада 2. Место компании (монополия – жесткая политика) 3. Характер поставляемой продукции
Управление финансами фирмы
Собственный Заемный Уставной капитал – деньги, вложенные в открытие компании. Амортизационный фонд – скапливается из амортизационных отчислений компании. Нераспределенная прибыль – чистая прибыль, которая остается после выплаты дивидендов. Резервные фонды служат для социального развития предприятия, для выплаты дивидендов и покрытия убытков. Хранятся в высоколиквидных активах. · Социальный фонд (5%) – укрепление здоровья работников, профилактика заболеваний. · Жилищный фонд (2,5%) – строительство и приобретение жилья. · Фонд материального поощрения (2,5%) Кредиты предоставляются на принципах: · платности · срочности · возвратности · обеспеченности · целевого использования Виды кредитов: · долгосрочный - > 5 лет (в РФ > 2 лет) · среднесрочный – 1-5 лет (в РФ 1-2 года) · краткосрочный - < 1 года Кредиты с точки зрения финансирования: · банковский (финансовый/денежный) · коммерческий или товарный – предоставляется фирмами Ценные бумаги Облигации. Выпуская облигацию, фирма обязана выкупить ее по окончанию срока ее обращения, выплатив номинальную стоимость и проценты, заранее установленные и независимые от результатов деятельности компании. не дают прав на управление и получение части прибыли. но являются самыми надежными ценными бумагами, так как компания удовлетворяет требования владельцев облигаций в первую очередь. Виды: · Конвертируемые – дают возможность инвесторам обменять облигации на акции. выполняют функции акций и облигаций, т. к. привлекают большее число инвесторов. Фирма экономит на выплате процентов. · Купонные – выпускаются с фиксированным процентом, который выплачивается на протяжении всего срока обращения облигации. В условиях нестабильной экономики компания выпускает облигацию с плавающим купоном, который изменяется в зависимости от инфляции, учетной ставки ЦБ, валютного курса и т. д. · Отзывные – выпускаются, если компании имеет риск, связанный со снижением процентных ставок. Компания может выкупить облигации, это оговорено в проспекте эмиссии. · Закладные – выпускаются под залог имущества фирмы. Обычно стоимость залога выше, чем стоимость выпущенных облигаций. Делается, чтобы защитить деньги инвесторов от обесценивания. Виды: o ипотечные – залог – недвижимость или земля o с плавающим залогом – залог – оборудование, материалы, нематериальные активы o под залог ценных бумаг – залог – другие ценные бумаги компании o · Беззакладные – не обеспеченные залогом. К ним прибегают крупные известные компании. Обеспечение – платежеспособность фирм. Ограничения: компания не имеет права передавать свое имущество в качестве залога другим фирмам; компания обязана перечислять процент в фонд погашения облигаций; поддерживать определенное соотношение собственного и заемного капитала и т. д. Количество облигаций – не больше уставного капитала (в отличие от всех остальных, которые могут выпускаться в неограниченном количестве). Акции Акционеры имеют право на управление компании, получение части прибыли в виде дивидендов, принимают участие в собрании акционеров и претендуют на часть имущества в случае ликвидации компании. Количество акций – доля в имуществе фирмы. Виды: · Обыкновенные – дают возможность получать определенный процент, определяемый на собрании акционеров, который не может быть выше, чем тот процент, который установил совет директоров. · Привилегированные – не дают право голоса на собрании акционеров, но дают право на получение заранее определенного процента и приоритетное получение своей доли в случае ликвидации компании. Доля составляет не более 25% от уставного капитала. . где - номинальная стоимость обыкновенных акций, - количество обыкновенных акций, - номинальная стоимость привилегированных акций, - количество привилегированных акций. Кумулятивные предусматривают накопление дивидендов, которые будут выплачены в последующие года Некумулятивные не предусматривают выплаты дивидендов за предыдущие года · Размещенные – акции, которые уже приобретены акционерами. В период открытия все акции должны быть размещены между акционерами. При дополнительной эмиссии в УК учитываются только размещенные акции. · Объявленные – максимальное количество акций, которое фирма может выпустить дополнительно к размещенным. Количество объявленных акций может быть любым. · Оплаченные – размещенные, полностью оплаченные акционерами. Первоначальная оплата должна быть не меньше 25% от стоимости акции. Акционер получает право голоса когда акция полностью оплачена. Кредиторская задолженность – временная отсрочка платежа, которая может быть использована фирмой для финансирования своих текущих расходов. Задолженность фирмы другим фирмам, государству, покупателям. рост кредиторской задолженности увеличивает риск неплатежеспособности фирмы. Кредиторская задолженность связана с особенностью арендных, бюджетных платежей, оплаты труда, поставкой материальных ценностей с отсрочкой платежа. Структура капитала – вторичный вопрос по отношению к целям компании. Ограничивающим фактором, влияющим на формирование структуры капитала является WACC – средневзвешенные затраты на капитал.
W – удельный вес собственного капитала. краткосрочных источников финансирования и долгосрочных источников финансирования. K – стоимость капитала
WACC применяется как показатель минимальной необходимости нормы прибыли, которую фирма должна получить за счет привлеченных средств. Норма определения целесообразности привлечения новых денежных средств. Структура капитала и дивидендная политика Если мало оставлять в качестве нераспределенной прибыли, это уменьшает собственные средства компании, увеличивает риск банкиров, возникают проблемы с заемным финансированием. Если выплачивать меньшую часть дивидендов, это приводит к падению курса акций на рынке. Факторы, влияющие на структуру капитала: · корпоративный контроль – степень контроля со стороны совета директоров · гибкость финансовой политики фирмы · временной фактор (подъем или спад) · наличие активного финансового рынка · позиция менеджера по отношению к риску Концепция активной роли дивидендов В рыночной экономике любые вложения – рисковые, поэтому акционеры стремятся получать дивиденды в данный момент времени, не подвергаясь дополнительному риску. При откладывании выплат акционеры хотят получить больший процент. Если он не выплачивается, это рассматривается как нестабильность. Концепция остаточных дивидендов Сначала финансируются инвестиционные проекты, остаток чистой прибыли идет на выплату дивидендов. Цель – повышение рыночной стоимости компании. Модель Уолтера Если рентабельность инвестиционных проектов больше рыночной стоимости акций, то деньги надо вкладывать в проекты. Дивиденды не играю никакой роли.
– рентабельность проектов - рыночная доходность акций E – прибыль на акцию Пример: E = 10 D = 4 = 30% =20%
Если, рынок не чувствителен к выплате дивидендов.
Экономический механизм функционирования компании Управление затратами Виды затрат с точки зрения экономических решений, принимаемых компанией: · релевантные – нерелевантные релевантные – это те, которые влияют на принятие экономических решений (в данный момент времени) · вмененные – альтернативные затраты; связаны с отказом от использования ресурсов в других целях · дополнительные затраты – связаны с любыми изменениями в общих затратах · необратимые (невозвратные) затраты – затраты, которые не меняются в результате принятого решения. Чтобы считать затраты необратимыми, нужно узнать, нельзя ли перепродать активы. Если можно – то необратимые затраты – разница между выручкой и ценой приобретения. Виды затрат с точки зрения управленческого учета: · Производственные – связаны с изготовлением продукции, образуют производственную себестоимость · Коммерческие – связаны со сбытом продукции · Административные – связаны с управлением Виды затрат по способу включения в себестоимость: · прямые – косвенные Прямые – сырье, основные материалы, зарплата и др. Связаны с конкретным изделием. Косвенные – связаны с изготовлением нескольких видов продукции: общепроизводственные, расходы на эксплуатацию, арендная плата, страхование и др. Распределяются пропорционально установленной норме. · полупостоянные – условно постоянные Полупостоянные – издержки, не меняющиеся на определенном интервале производства, а затем ступенчато растущие (арендная плата). Условно постоянные – затраты, которые сложно разделить на постоянные и переменные (расходы на рекламу, коммунальные услуги). Виды затрат по объектам: · Основные – связаны с технологией изготовления продукции (затраты на сырье и материалы, топливо, энергия, расходы на содержание и эксплуатацию и др.) · Накладные – не участвуют в производстве продукции. Затраты на управление, сбыт продукции, обслуживание производства. Либо целиком списываются из прибыли (не включаются в производственную себестоимость), либо распределяются по видам продукции пропорционально установленной норме (включаются в себестоимость). Затраты по времени возникновения: · Текущие – расходы на производство и сбыт продукции в данном году; в будущем такие затраты приносить дохода не будут. · Будущие – осуществляются в текущем году, а включаются в себестоимость последующих лет (затраты на освоение производства, инвестирование в будущие проекты). Включаются в себестоимость тех лет, когда проекты будут приносить доход. Эффекты, влияющие на величину затрат Эффект масштаба производства Положительный – при увеличении объема производства средние затраты снижаются при постоянных ценах на вводимые ресурсы. Свойственен крупным предприятиям. Действует в долгосрочном периоде. Преимущества: · более эффективное использование труда благодаря его разделению и специализации · механизация простых технологических операций · выполнение специальных задач силами фирмы · специализация и более высокая производительность оборудования · централизация и интеграция этапов производства в единый технологический процесс · использование и реализация побочных продуктов · скидки на закупку продукции · экономия транспортных расходов Отрицательный: · нескоординированность и сложность управления · из-за использования специализированного оборудования у компании могут появиться узкие места (нестыковки в производстве), которые необходимо ликвидировать · транспортные проблемы – могут возникнуть заторы как внутри, так и за пределами компании Эффект обучения – по мере вовлечения в процесс производства работники приобретают опыт, поэтому производят меньше брака, находят более эффективные способы использования ресурсов, это приводит к снижению затрат при неизменном уровне выпуска и при тех же затратах на ресурсы. · По мере приобретения опыт скорость работ возрастает · управляющие учатся составлять более эффективные производственные программы · руководство по мере приобретения опыта разрешает рабочим делать некоторые упущения в параметрах производства · поставщики могут продавать ресурсы по более низким ценам Коэффициент обучения: Эффект охвата – снижение затрат за счет использования оборудования для производства большего количества товаров и услуг. Анализ издержек при выборе размеров компании Минимальный эффективный масштаб производства – такой объем, при котором достигается минимум средних затрат. Рассматривается, как размер предприятия, достаточный для того, чтобы войти в данную отрасль. Конкуренция сильнее в тех отраслях. где минимальный эффективный масштаб производства будет меньше по сравнению с общим объемом выпуска. Транспортные проблемы – одним из факторов, влияющим на размер компании, являются транспортные затраты. С ростом объемов производства затраты на транспортировку будут расти.
При существовании больших транспортных затрат минимальный эффективный масштаб производства будет меньше, поэтому небольшие неэффективные фирмы, у которых большие транспортные расходы, могут стать вполне эффективными, если будут располагаться возле рынков сбыта продукции. Если транспортные расходы незначительны, то чаще всего рынок обслуживается несколькими крупными фирмами. Факторы, влияющие на себестоимость продукции Представляет собой стоимостную оценку затраченных в процессе производства ресурсов. На формирование себестоимости влияют: · выбор объекта учета затрат · выбор полноты учета затрат Три вида себестоимости: · Позаказный – в качестве объекта берут отдельно выполненную операцию. Используется при единичном производстве, для сложных, крупных проектов, или для проектов с длительным производственным циклом · Попроцессионный – используется при непрерывном производстве. Затраты распределяются равномерно по всей продукции в течение определенного периода времени · Попередельный – используется, когда фирма выпускает несколько видов продукции, которые до определенного момента нельзя разделить, когда производство разделено на определенные этапы (переделы)
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |