Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

U-критерий Манна-Уитни

Непараметрический U-критерий Манна-Уитни позволяет оценить достоверность различий в независимых выборках, если данные в них представлены в ранговой шкале. Данный критерий следует применять и в том случае, если данные представлены в метрических шкалах, но не укладываются в кривую нормального распределения. При этом следует обратить на ограничения в использовании критерия: в каждой выборке должно быть не менее 3 и не более 60 наблюдений.

Обе выборки объединяются, осуществляется ранжирование по принципу «меньшему значению – меньший ранг», затем объединенная выборка снова расщепляется, но с сохранением значений рангов присвоенных при объединенном ранжировании.

В качестве примера предлагается проанализировать первые 20 значений из Таблицы I Приложения с целью выяснить: существуют ли для мальчиков и девочек достоверные различия между результатами субтестов на осведомленность.

Формулируются статистические гипотезы.

Н0: разница между показателями субтеста осведомленности у мальчиков и девочек значимо не отличается от нуля.

Н1: разница между показателями субтеста осведомленности у мальчиков и девочек значимо отличается от нуля.

Исходная таблица   Ранжирование объединенной выборки
пол осведомленность   пол осведомленность Ранг
ж     ж    
ж     ж    
м     м   3,5
ж     м   3,5
ж     ж   5,5
ж     ж   5,5
м     м   7,5
ж     м   7,5
ж     ж    
ж     ж    
ж     м    
м     ж   12,5
ж     м   12,5
ж     ж    
м     ж    
ж     ж    
м     ж    
ж     м    
м     ж    
м     ж    

 

Повторное расщепление с сохранением рангов и подсчет ранговых сумм

 

Осв М Ранг М Осв Ж Ранг Ж
       
  12,5    
       
  7,5    
  7,5    
  3,5    
  3,5   12,5
       
       
      5,5
      5,5
       
       
  Sм = 60,5   Sж = 149,5

 

Значение U определяется по формуле:

где n1 – объем первой выборки;

n2 – объем второй выборки;

Тх – большая из ранговых сумм;

nx – объем группы с большей суммой рангов.

В нашем случае Uэмп = (13*7) + - 149,5 = 32,5

Согласно таблицам критических значений, при n1=13 и n2=7, Uкр (для p ≤ 0,05) = 20 и Uкр (для р ≤ 0,01) = 13.

Критерий Манна-Уитни отличается от большинства других критериев тем, что для опровержения нулевой гипотезы эмпирическое значение должно быть меньше или равно критическому (подобная закономерность типична также для Т-критерия Вилкоксона и критерия знаков G). То есть, используется следующий принцип: Uэмп ≤ Uкр Þ Н1!

В нашем случае Uэмп = 32,5. То есть, Uэмп ≥ Uкр (p ≤ 0,05) Þ Н0! Таким образом, достоверность различий между показателями осведомленности у мальчиков и у девочек не установлена.

Задания для самостоятельной работы.

1. Определить достоверность различий между показателями среднего балла интеллекта у мальчиков и у девочек. Значения брать из Таблицы I Приложения. Использовать t-критерий Стьюдента.

2. Определить достоверность различий между показателями успеваемости у мальчиков и у девочек. Значения брать из Таблицы I Приложения. Использовать t-критерий Стьюдента.

3. Определить достоверность различий между показателями субтеста «арифметика» у мальчиков и у девочек. Значения брать из Таблицы I Приложения. Использовать U-критерий Манна-Уитни.

4. Определить достоверность различий между показателями субтеста «понятливость» у мальчиков и у девочек. Значения брать из Таблицы I Приложения. Использовать U-критерий Манна-Уитни.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
T-критерий для несвязанных (независимых) измерений | T-критерий для связанных (зависимых) измерений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.