КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль)
Принципы менеджмента по А. Файолю (20-е годы 20 века) Принципы управления трудом рабочих Ф. У. Тейлора Историческая справка Общие замечания Слайд 6. - Эволюция взглядов и подходов к определению принципов менеджмента - принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Формирование принципов управления происходит в соответствии с доминирующей в обществе системой взглядов на управление. - принципы управления не являются застывшими догмами. С течением времени принципы развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления, которой придерживаются в том или ином обществе в определённый момент времени; - принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы, формируют мотивацию поведения членов коллектива, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Оно основывается на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизации.
До 30-х годов 20 века (малоподвижная внешняя среда) управление на принципах: - краткосрочных планов; - мероприятий текущего контроля. 30 – 70 годы 20 века (подвижная внешняя среда, изменения незначительные, но узнаваемы) управление на принципах: - долгосрочного планирования; - маркетинга; - контроля по схеме обратной связи. С 70-х годов 20 века (быстро изменяющаяся внешняя среда, неожиданные и неузнаваемые изменения) стратегическое управление на принципах: - стратегического планирования; - стратегического маркетинга; - упреждающего контроля. - научный подход к выполнению каждого элемента работы; - научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; - кооперация рабочих; - важность экономического стимулирования труда; - разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Слайд 6. 5. - Принципы управления (90-е годы 20 века)*: - лояльность к работающим; - ответственность – обязательное условие успешного управления; - коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали; - атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих; - долевое участие каждого работающего в общих результатах; - своевременная реакция на изменения во внешней среде; - методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы; - непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условие достижения согласованности и целостности; - умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями; - этика бизнеса; - честное отношение и доверие людям; - использование в работе фундаментальных основ менеджмента; - чёткое представление о месте и роли организации в будущем; - качество личной работы и постоянное совершенствование. * Источник: Управление организацией: учебник /Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005 (2010). – 714с. – (Высшее образование), с. 19-20. К современным принципам управления относятся также следующие: - ориентация на потребителя, - лидерство руководителя, - вовлечение работников, - процессный подход, - системный подход к руководству, - постоянные улучшения, - принятие решений, основанное на фактах, - взаимовыгодное партнёрство.
- концепция менеджмент без иерархии. Эта концепция ставит цели: - отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и информацией; - деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждения»; - учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулирования; - учреждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат; - учёт экономических требований в принятии предпринимательских решений. - философия менеджмента, нацеленная на устранение потерь в производстве и в смежных с ним сферах деятельности. В соответствии с этой концепцией изготовлению подлежит только то количество, которое необходимо к заданному сроку; - концепция тотального (гарантированного) качества. В основе данной концепции комплексные принципы управления качеством, позволяющие объединить и скоординировать оперативную работу всех подразделений организации на основе чёткого установления полномочий, ответственности и взаимодействия между ними с целью обеспечения наилучшего удовлетворения запросов потребителей; - бенчмаркинг (бенчмаркетинг) – концепция направленная на непрерывное совершенствование деятельности организации и повышение её конкурентоспособности путём ориентации на высшие достижения во всех функциональных сферах; - реинжиниринг бизнеса. Концепция состоит в пересмотре традиционных основ построения организаций и их организационной культуры, радикальном перепроектировании их бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнеса означает начать заново, начать с нуля. Подробно смотреть рекомендованную по данной теме литературу.
1. Понятие функции менеджмента и значение выделения функций для теории и практики менеджмента. Подходы к выделению функций менеджмента. 2. Состав и особенности общих функций менеджмента. Распределение общих функций менеджмента по уровням управления. Примечание: содержание планирования, организации, мотивации и контроля как функций менеджмента рассматривается соответственно в пунктах 5.1 – 5.4; содержание и роль координации в системе менеджмента – в пункте 5.5. Там же приводятся контрольные вопросы и список литературы, касающиеся отмеченного выше (планирования, организации, мотивации, контроля и координации).
Контрольные вопросы
А. Использование информации Б. Планирование деятельности В. Принятие управленческих решений Г. Организовывание Д. Контроль Е. Анализ внутренней и внешней деловой среды Ж. Мотивация З. Координирование
Литература 1. Грязнова А. Г. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - М.: Экономика, 2007. - 427,[1]с.: ил. - (Высшее образование). - Библиогр.:с.420-423. - ISBN 978-5-282-02696-2: 275.00. - ISBN 978-5-282-02830-0 Глава 3, п. 3.2 Природа и состав функций менеджмента 2. Менеджмент: Учеб. пособие/ Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 255с. (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»). - Глава 4. Функции менеджмента 3. Менеджмент: учебник для бакалавров /под ред. проф. А. Н. Петрова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 641с. – Серия: Бакалавр, Раздел 2, Глава 5. Сущность и классификация функций менеджмента 4. Менеджмент: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Н. Ю. Чаусова, О. А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. – 496с., Часть вторая, Глава 7. Природа и состав функций управления 5. Менеджмент: учебник /под общей ред. И. Н. Шапкина. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 690с. – (Основы науки), Глава 3. Понятие и сущность функций менеджмента 6. Модульная программа для менеджеров. Государственный университет управления. Национальный фонд подготовки кадров: Модуль 6 Реструктуризация управления компанией. Учебный элемент 3, п.3.2 Подходы к определению функций 7. Основы менеджмента = Management: Перевод с английского / Мескон, Майкл Х., Альберт Майкл., Хедоури, Франклин, Акад. нар. хоз-ва при Правит. Рос. Фед; высш. шк. межд. бизнеса - М: Дело, 2004 - 799 с: ил. – (Зарубеж. экономический учеб.), часть третья Функции управления 8. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. В.И.Королева; Всерос. акад. внеш. торговли. - М.: Магистр, 2008. - 619,[3]с.: ил. - Библиогр.:с.610-612. - Прил.:с.615-620. - ISBN 978-5-9776-0040-8(в пер.): Глава 1, п, 1.3 Основные функции менеджмента 9. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Л.В. Плахова, Т. М. Анурина, С. А. Легостаева и др. – М.: КНОРУС, 2007. – 496 с. Глава 7 Природа и состав функций менеджмента 10. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Л. Полукаров. – М.: КНОРУС, 2007. – 244 с., Глава 11 Функции менеджмента 11. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 7е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2009. – 575 с., Глава 3, п.3.1. Процесс и функции управления 12. Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник /А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007 (2008). – 416 с., Глава 9. Природа и состав функций менеджмента. 13. Теория управления: Учебник /Под ред. Ю. В. Васиьева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608с.: ил., Раздел пятый, глава 14. Понятие и классификация функций управления 14. Теория управления: учебник. - Изд. 3-е, доп. и перераб.; под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2010 – 560с. – (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации), Часть 1, Глава 4 Функции управления 15. Управление организацией: Учебник. / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, М.А.Саломатина. – 3-е изд., перераб.и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005 (2010). – 714с., Глава 1.3, п.1.3.4 Функции управления Слайд 1. – Понятие «функция менеджмента». Основные характеристики функций менеджмента
Понятие «функция»: - применительно к субъекту – это деятельность по управлению; - применительно к объекту – это его основная и вспомогательная деятельность.
Функция менеджмента – конкретный вид управленческой деятельности, связанный с воздействием на управляемый объект. Это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности, которые имеют обособленный комплекс задач и осуществляются специальными приёмами и способами. Среди основных характеристик функций менеджмента можно выделить следующие: - однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления, - целевая направленность этих работ, - обособленный комплекс этих работ. Функция управления должна иметь: - чётко выраженное содержание; - разработанный процесс ёе осуществления; - определённую структуру, в рамках которой завершается её организационное обособление. Слайд 2. – Необходимость и значение выделения функций для теории и практики управления Необходимость выделения функций управления (менеджмента) связана с преимуществами специализации деятельности. Выделение функций является результатом вертикального и горизонтального разделения труда в организации. Значение выделения функций управления для теории и практики управления: a. Функции управления организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное распределение труда. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления. b. Выделение функций управления помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта. c. Изучение функций управления дает понимание сущности управленческой деятельности.
Слайд 3. – Подходы к выделению функций менеджмента
Впервые функции управления были определены и описаны в начале 20 века А. Файолем. Он выделял пять исходных функций управления. По его мнению, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Примечание: представитель научной школы управления Ф. У. Тейлор выступал в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работ. В современных условиях разные авторы выделяют свои перечни функций управления и предлагают разное их упорядочение: одни (Казанцев А. К., Кабаков В. С., Николенко А. А., Пужаев А. В., Серова Л. С.) – различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально - психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента. Другие - Васильев Ю. В., Парахина В. Н., Ушвицкий Л. И. – выделяют общие и конкретные, или специальные функции. Такой подход получил широкое распространение в литературе. При этом общие функции рассматриваются как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе, конкретные функции как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |