Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль)

Принципы менеджмента по А. Файолю (20-е годы 20 века)

Принципы управления трудом рабочих Ф. У. Тейлора

Историческая справка

Общие замечания

Слайд 6. - Эволюция взглядов и подходов к определению принципов менеджмента

- принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Формирование принципов управления происходит в соответствии с доминирующей в обществе системой взглядов на управление.

- принципы управления не являются застывшими догмами. С течением времени принципы развиваются, совершенствуются, конкретизируются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления, которой придерживаются в том или ином обществе в определённый момент времени;

- принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы, формируют мотивацию поведения членов коллектива, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Оно основывается на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизации.

 

До 30-х годов 20 века (малоподвижная внешняя среда) управление на принципах:

- краткосрочных планов;

- мероприятий текущего контроля.

30 – 70 годы 20 века (подвижная внешняя среда, изменения незначительные, но узнаваемы) управление на принципах:

- долгосрочного планирования;

- маркетинга;

- контроля по схеме обратной связи.

С 70-х годов 20 века (быстро изменяющаяся внешняя среда, неожиданные и неузнаваемые изменения) стратегическое управление на принципах:

- стратегического планирования;

- стратегического маркетинга;

- упреждающего контроля.

- научный подход к выполнению каждого элемента работы;

- научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

- кооперация рабочих;

- важность экономического стимулирования труда;

- разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Наименование принципа Содержание принципа
1. Разделение труда Специализация работ для эффективного использования труда работающего
2. Полномочия и ответственность Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы
3. Дисциплина Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины
4. Единоначалие Получение распоряжений и отчёт только перед одним непосредственным начальником
5. Единство действий Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану
6. Подчинённость личных интересов Преимущество интересов организации перед индивидуальными интересами
7. Вознаграждение Получение работниками справедливого вознаграждения за работу
8. Централизация Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
9. Скалярная цепь Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии как непрерывная цепь команд («цепь начальников»)
10. Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте
11. Справедливость Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
12. Стабильность персонала Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
13. Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
14. Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации («в единении – сила»)

 


Слайд 6. 5. - Принципы управления (90-е годы 20 века)*:

- лояльность к работающим;

- ответственность – обязательное условие успешного управления;

- коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали;

- атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих;

- долевое участие каждого работающего в общих результатах;

- своевременная реакция на изменения во внешней среде;

- методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы;

- непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условие достижения согласованности и целостности;

- умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями;

- этика бизнеса;

- честное отношение и доверие людям;

- использование в работе фундаментальных основ менеджмента;

- чёткое представление о месте и роли организации в будущем;

- качество личной работы и постоянное совершенствование.

* Источник: Управление организацией: учебник /Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005 (2010). – 714с. – (Высшее образование), с. 19-20.

К современным принципам управления относятся также следующие:

- ориентация на потребителя,

- лидерство руководителя,

- вовлечение работников,

- процессный подход,

- системный подход к руководству,

- постоянные улучшения,

- принятие решений, основанное на фактах,

- взаимовыгодное партнёрство.
Слайд 7. - Новые концепции управления:

 

- концепция менеджмент без иерархии. Эта концепция ставит цели:

- отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и информацией;

- деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждения»;

- учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулирования;

- учреждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат;

- учёт экономических требований в принятии предпринимательских решений.

- философия менеджмента, нацеленная на устранение потерь в производстве и в смежных с ним сферах деятельности. В соответствии с этой концепцией изготовлению подлежит только то количество, которое необходимо к заданному сроку;

- концепция тотального (гарантированного) качества. В основе данной концепции комплексные принципы управления качеством, позволяющие объединить и скоординировать оперативную работу всех подразделений организации на основе чёткого установления полномочий, ответственности и взаимодействия между ними с целью обеспечения наилучшего удовлетворения запросов потребителей;

- бенчмаркинг (бенчмаркетинг) – концепция направленная на непрерывное совершенствование деятельности организации и повышение её конкурентоспособности путём ориентации на высшие достижения во всех функциональных сферах;

- реинжиниринг бизнеса. Концепция состоит в пересмотре традиционных основ построения организаций и их организационной культуры, радикальном перепроектировании их бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнеса означает начать заново, начать с нуля.

Подробно смотреть рекомендованную по данной теме литературу.


 

1. Понятие функции менеджмента и значение выделения функций для теории и практики менеджмента. Подходы к выделению функций менеджмента.

2. Состав и особенности общих функций менеджмента. Распределение общих функций менеджмента по уровням управления.

Примечание: содержание планирования, организации, мотивации и контроля как функций менеджмента рассматривается соответственно в пунктах 5.1 – 5.4; содержание и роль координации в системе менеджмента – в пункте 5.5. Там же приводятся контрольные вопросы и список литературы, касающиеся отмеченного выше (планирования, организации, мотивации, контроля и координации).

 

Контрольные вопросы

 

  1. Что такое функция менеджмента? Какое значение имеет выделение отдельных функций для формирования системы менеджмента?
  2. Назовите и опишите основные характеристики функций управления.
  3. Какие классификации функций менеджмента вы знаете? В чем их суть и отличие?
  4. Какие функции относятся к общим (предметным) функциям менеджмента? Почему они являются таковыми?
  5. Какие функции относят к конкретным или специальным? Что является характерным для этих функций?
  6. В чём состоят различия в классификации общих функций менеджмента?
  7. Определите, какие из перечисленных ниже видов деятельности относятся к общим (предметным) функциям управления?

А. Использование информации

Б. Планирование деятельности

В. Принятие управленческих решений

Г. Организовывание

Д. Контроль

Е. Анализ внутренней и внешней деловой среды

Ж. Мотивация

З. Координирование

  1. Назовите и охарактеризуйте особенности общих функций менеджмента.
  2. Как взаимосвязаны основные функции менеджмента? Приведите конкретные примеры.
  3. Как соотносятся затраты времени на выполнение основных функций менеджмента у руководителей разных уровней?
  4. Что вызывает необходимость выделения конкретных функций управления?
  5. Назовите и охарактеризуйте подходы к выделению конкретных или специальных функций управления.

 

Литература

1. Грязнова А. Г. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - М.: Экономика, 2007. - 427,[1]с.: ил. - (Высшее образование). - Библиогр.:с.420-423. - ISBN 978-5-282-02696-2: 275.00. - ISBN 978-5-282-02830-0 Глава 3, п. 3.2 Природа и состав функций менеджмента

2. Менеджмент: Учеб. пособие/ Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 255с. (Серия «Высшее профессиональное образование: Менеджмент»). - Глава 4. Функции менеджмента

3. Менеджмент: учебник для бакалавров /под ред. проф. А. Н. Петрова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 641с. – Серия: Бакалавр, Раздел 2, Глава 5. Сущность и классификация функций менеджмента

4. Менеджмент: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Н. Ю. Чаусова, О. А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. – 496с., Часть вторая, Глава 7. Природа и состав функций управления

5. Менеджмент: учебник /под общей ред. И. Н. Шапкина. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 690с. – (Основы науки), Глава 3. Понятие и сущность функций менеджмента

6. Модульная программа для менеджеров. Государственный университет управления. Национальный фонд подготовки кадров: Модуль 6 Реструктуризация управления компанией. Учебный элемент 3, п.3.2 Подходы к определению функций

7. Основы менеджмента = Management: Перевод с английского / Мескон, Майкл Х., Альберт Майкл., Хедоури, Франклин, Акад. нар. хоз-ва при Правит. Рос. Фед; высш. шк. межд. бизнеса - М: Дело, 2004 - 799 с: ил. – (Зарубеж. экономический учеб.), часть третья Функции управления

8. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. В.И.Королева; Всерос. акад. внеш. торговли. - М.: Магистр, 2008. - 619,[3]с.: ил. - Библиогр.:с.610-612. - Прил.:с.615-620. - ISBN 978-5-9776-0040-8(в пер.): Глава 1, п, 1.3 Основные функции менеджмента

9. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Л.В. Плахова, Т. М. Анурина, С. А. Легостаева и др. – М.: КНОРУС, 2007. – 496 с. Глава 7 Природа и состав функций менеджмента

10. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Л. Полукаров. – М.: КНОРУС, 2007. – 244 с., Глава 11 Функции менеджмента

11. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 7е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2009. – 575 с., Глава 3, п.3.1. Процесс и функции управления

12. Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник /А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007 (2008). – 416 с., Глава 9. Природа и состав функций менеджмента.

13. Теория управления: Учебник /Под ред. Ю. В. Васиьева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608с.: ил., Раздел пятый, глава 14. Понятие и классификация функций управления

14. Теория управления: учебник. - Изд. 3-е, доп. и перераб.; под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2010 – 560с. – (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации), Часть 1, Глава 4 Функции управления

15. Управление организацией: Учебник. / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П.Румянцевой, М.А.Саломатина. – 3-е изд., перераб.и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005 (2010). – 714с., Глава 1.3, п.1.3.4 Функции управления


Слайд 1. – Понятие «функция менеджмента». Основные характеристики функций менеджмента

 

Понятие «функция»:

- применительно к субъекту – это деятельность по управлению;

- применительно к объекту – это его основная и вспомогательная деятельность.

 

Функция менеджмента – конкретный вид управленческой деятельности, связанный с воздействием на управляемый объект. Это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности, которые имеют обособленный комплекс задач и осуществляются специальными приёмами и способами.

Среди основных характеристик функций менеджмента можно выделить следующие:

- однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления,

- целевая направленность этих работ,

- обособленный комплекс этих работ.

Функция управления должна иметь:

- чётко выраженное содержание;

- разработанный процесс ёе осуществления;

- определённую структуру, в рамках которой завершается её организационное обособление.

Слайд 2. – Необходимость и значение выделения функций для теории и практики управления

Необходимость выделения функций управления (менеджмента) связана с преимуществами специализации деятельности. Выделение функций является результатом вертикального и горизонтального разделения труда в организации.

Значение выделения функций управления для теории и практики управления:

a. Функции управления организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное распределение труда. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления.

b. Выделение функций управления помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта.

c. Изучение функций управления дает понимание сущности управленческой деятельности.

 


Слайд 3. – Подходы к выделению функций менеджмента

 

Впервые функции управления были определены и описаны в начале 20 века А. Файолем. Он выделял пять исходных функций управления. По его мнению, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Примечание: представитель научной школы управления Ф. У. Тейлор выступал в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работ.

В современных условиях разные авторы выделяют свои перечни функций управления и предлагают разное их упорядочение: одни (Казанцев А. К., Кабаков В. С., Николенко А. А., Пужаев А. В., Серова Л. С.) – различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально - психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента. Другие - Васильев Ю. В., Парахина В. Н., Ушвицкий Л. И. – выделяют общие и конкретные, или специальные функции. Такой подход получил широкое распространение в литературе. При этом общие функции рассматриваются как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе, конкретные функции как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Слайд 4. - Научные школы в развитии менеджмента | Слайд 4. - Состав и особенности общих функций менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.