Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль как функция менеджмента

Слайд 33. - Нематериальное стимулирование

Вставка

Слайд 31. Способы мотивации

Способы мотивации могут быть условно разделены на экономические и неэкономические (нематериальные). Экономические методы мотивации основываются на том, что люди в результате их применения получают определённые выгоды, повышающие их благосостояние. Такие выгоды могут быть прямыми (например, в виде некоторой суммы денег, или косвенными, облегчающими получение прямых выгод (дополнительное свободное время, позволяющее подрабатывать в другом месте). В составе экономических выделяют материальные методы, их составляющие приведены на слайде 32. Сведения о неэкономических (нематериальных) методах приведены на слайде 33.

Слайд 32. - Элементы материального стимулирования.

 

Доход Работника организации Заработная плата Тарифная часть
Надбавки, премии, дополнительные выплаты
Социальные выплаты Оплата транспортных расходов
Субсидии на питание
Страхование
Медицинское обслуживание
Помощь в обучении
Другие

 

 

1. Основные проблемы, связанные с оплатой:

- уровень оплаты;

- структура оплаты;

- оценка исполнения работы.

Примечание: на уровень оплаты влияет:

- уровень оплаты в отрасли и регионе;

- условия на рынке труда;

- производительность и прибыльность организации и др.

2. Основные составляющие оплаты труда:

- функциональная составляющая – соответствует функциональной оценки

должности;

- производственная составляющая – соответствует оценке результатов

работы.

Это не постоянная величина, зависит от работника, его квалификации, усилий,

добросовестности;

- социальная составляющая – регламентируется законодательством Российской

Федерации и основанными на нём нормативными актами организации;

- надбавки, доплаты – определяются (регламентируются) коллективным

договором.

3. Основные элементы организации труда:

- нормирование труда;

- тарифная система;

- формы и системы оплаты труда.

 


Организационные способы мотивации:

- мотивация целями;

- мотивация участием в делах фирмы;

- мотивация обогащением работы;

- другие (мотивация свободным временем, творческими командировками).

Моральные способы мотивации основаны на выражении признания. Признание может

быть:

- личным (например, особо отличившиеся работники упоминаются в

специальных докладах высшему руководству фирмы или лично

представляются ему и др.);

- публичным.


 

1. Значение и содержание контроля в менеджменте.

2. Виды и формы контроля и регулирования.

3. Структура (процесс) контроля и регулирования.

4. Организация эффективного контроля.

5. Современные тенденции развития контроля.

Контрольные вопросы

 

  1. Что такое контроль. Какую роль он играет в управлении? Назовите цели и задачи контроля.
  2. Какие виды и формы контроля вы знаете? Проведите классификацию видов и форм контроля. Будьте готовы дать краткую характеристику и провести сравнение отдельных видов и форм контроля.
  3. Из каких этапов состоит процесс контроля? Назовите и кратко охарактеризуйте их.
  4. Дайте определение понятия «регулирование». Назовите и охарактеризуйте виды регулирования.
  5. Покажите на конкретных примерах взаимосвязь между планированием и контролем.
  6. Какими свойствами должен обладать контроль, чтобы быть эффективным? Сформулируйте требования к организации эффективного контроля.
  7. Кем, на каких этапах и как осуществляется в организации контроль трудовых, материальных и финансовых ресурсов?
  8. Что такое обратная связь в контроле? Как она осуществляется?
  9. Какие обстоятельства могут привести к необъективности контроля?
  10. Почему руководитель должен учитывать поведенческие аспекты контроля?
  11. Назовите современные тенденции развития контроля.

 

Литература

1. Веснин В. Р. Менеджмент: Учеб.для вузов. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: Проспект, 2009. - 502с. - Библиогр.:с.487-495. - ISBN 978-5-392-00102-6(в пер.): Раздел IV Глава 28 Контроль в управлении

2. Грязнова А. Г. Основы менеджмента: Учеб.пособие для вузов. - М.: Экономика, 2007. - 427,[1]с.: ил. - (Высшее образование). - Библиогр.:с.420-423. - ISBN 978-5-282-02696-2: 275.00. - ISBN 978-5-282-02830-0 Глава 4, п.4.2 Регулирование и контроль в системе менеджмента.

3. Дафт Ричард Л. Менеджмент = Management. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 863[1]с.: ил. - (Классика MBA). - Указ.:с.848-863;Глоссарий:с.822-847. - ISBN 978-5-94723-014-7: 456.00. - ISBN 5-94723-014-3(в пер.).., Глава 20. Системы управленческого контроля

4. Игнатов В. Г., Алабастова Л. Н. Теория управления: курс лекций – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006. 464с. – (Серия «Учебный курс»), Лекция 9. Контроль как функция управления.

5. Казначевская Г.Б., Чуев И.Н. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004 и последующие издания – 384 с (Серия «Высшее образование»). Глава 6, п.6.4 Контроль в системе менеджмента

6. Менеджмент: учебник для бакалавров /под ред. проф. А. Н. Петрова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 641с. – Серия: Бакалавр, Раздел 2, Глава 9. Координация и контроль в системе менеджмента (в части контроля)

 

7. Менеджмент: учебное пособие /кол. авторов; под ред. Н. Ю. Чаусов, О. А. Калугина. – М.: КНОРУС, 2010. -496с., Часть вторая, Глава 11. Организация контроля за деятельностью подчинённых

8. Менеджмент: учебник /под общей ред. И. Н. Шапкина. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 690с. – (Основы наук), Глава 3, п.3.5. Контроль в системе менеджмента: организация контроля над деятельностью подчинённых и сущность контроллинга

9. Основы менеджмента = Management: Перевод с английского / Мескон, Майкл Х., Альберт Майкл., Хедоури, Франклин, Акад. Нар хоз-ва при Правит. Рос. Фед; высш. Шк. межд. бизнеса - М: Дело, 2004 и последующие издания - 799 с: ил. – (Зарубеж. экономический учеб.), Глава 14. Контроль

10. Основы менеджмента /Под ред. А. И. Афоничкина. – СПб: Питер, 2007. – 528с.: ил. –(Серия «Учебник для вузов»), Глава 7, п. 7.3. Контроль процедур управления

11. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Л. Полукаров. – М.: КНОРУС, 2007. – 244 с., Глава 14 Контроль

12. Основы менеджмента: учебное пособие.: 2-е изд. /Под ред. д. э. н., проф. И. Ю. Солдатовой; д.э. н., проф. М. А. Чернышова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Академцентр, 2010. -272с., Глава 10 Осуществление контроля в организации

13. Пустынникова Е. В. Основы менеджмента: учебное пособие / Е. В. Пустынникова. – М.: КНОРУС, 2008. - 320с., Глава 10. Контроль.

14. Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – 2-е изд., перераб. идоп. - М.: КНОРУС, 2007 (2008). – 416 с., Глава 13. Регулирование и контроль в системе менеджмента

15. Теория управления: Учебник /Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608с.: ил., Глава 18. Функция контроля

16. Теория управления: учебник. - Изд. 3-е, доп. и перераб.; под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2010 – 560с. – (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации), Часть 2, Глава 16 Контроль как функция управления

 


 

Слайд 1. – Значение и содержание контроля

Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными, а также может использоваться для стимулирования успешной деятельности. Контроль это комплексная функция, включающая: учёт, оценку, анализ и регулирование.

Цель контроля – обеспечение эффективного осуществления всех остальных основных функций менеджмента. Контроль может быть использован:

- для своевременного обнаружения и разрешения возникающих проблем;

- для стимулирования успешной деятельности.

Задачи контроля:

1. Сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и её результатах;

2. оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов – плановых заданий, нормативов;

3. анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности;

4. прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.

Контроль выступает как функция обратной связи в процессе управления: информационные потоки в нём направлены от объекта к субъекту управления. Контроль выступает также как исходный пункт нового цикла управления.

Причины, обуславливающие необходимость контроля:

- неопределённость планов организации, структуры организации, реакции работников;

- необходимость предупреждения возникновения кризисных ситуаций;

- поддержание успеха.

Слайд 2. – Содержания и задача регулирования

Регулирование – процесс выработки корректирующих мер и реализации принятых решений, обеспечивающих своевременное и безусловное устранение выявленных проблем (отклонений).

Задача регулирования – актуализация (обновление) плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей организации.


Слайд 3. – Возможные признаки классификации контроля

Контроль можно классифицировать по разным признакам, в том числе:

- по объектам контроля;

- по исполнителям;

- по принимаемому решению;

- по признаку открытости;

- по методике проведения;

- по способу получения и обработки информации;

- по степени формализации;

- по характеру;

- по количеству контролируемых величин;

- по степени охвата объектов контролем;

- по режиму контроля;

- по времени контроля;

- по регулярности осуществления;

- по периодичности выполнения контрольных операций;

- по уровню механизации (автоматизации);

- по стадиям жизненного цикла объекта;

- по др. признакам.


Слайд 4. – Виды контроля и их характеристика

Вид контроля Характеристика
Предварительный Предшествует началу работы. Применяется к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Его цель – обеспечение необходимых условий для бесперебойной и качественной работы организации.
Текущий Осуществляется в процессе исполнения принятых решений (плановых заданий). Его цель– совершенствование деятельности, координация для движения к цели. Чаще всего объектом текущего контроля являются подчинённые, а субъектом – их начальники. Задача этого вида контроля –своевременно выявить и по возможности устранить отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров. Осуществляется на основе обратной связи, представляющей собой получение данных о ходе процессов.
Заключительный Осуществляется после выполнения работы для проверки правильности её исполнения. Это контроль итогов. Его цели:формирование мотивационных вознаграждений; корректировка руководителем, принимаемых решений; а также формирование планов на будущее на основе анализа полученных результатов.
Стратегический Предусматривает учёт, оценку и анализ результатов разработки и реализации перспективной концепции развитии организации. Объекты стратегического контроля: маркетинг, научно- технические прогнозы, продуктово- тематический портфель.
Оперативный Нацелен на текущий учёт, анализ осуществляемых процессов и имеет своей задачей обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объекты оперативного контроля: тематические и производственные задания, сроки проведения работ, качество работ, затраты и ресурсы, предусмотренные планом.
Финансовый Ориентирован на конечные экономические результаты деятельности организации и проводится на разных уровнях управлениях в соответствии с принятой организационной структурой. Объекты контроля: прибыль, издержки, объёмы производства и продаж; инвестиции и эффективность их использования; обеспечённость финансовыми средствами и финансовое состояние организации.
Административный Распространяется на процессы деятельности и управления ими, имеют иерархическую структуру. Объекты контроля: производственно- хозяйственный процесс в целом и его отдельные части, плановые задания, сроки поставок, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы и всех видов планов организации.
Полный Строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре.
Выборочный Организуется как разовое мероприятие, имеющее целевой характер.

Слайд 5. – Формы контроля и виды регулирования

По форме осуществления контроль может быть:

- внутренним -организуется фирмой самостоятельно;

- внешним – контроль со стороны внешних контролирующих органов.

Виды регулирования:

- реактивное – осуществляется, когда не достигнуты стандарты. Направлено на сглаживание отклонений от стандартов;

- упреждающее – имеет место, когда проблема рассматривается как потенциальная возможность. Направлено на улучшение деятельности или извлечение наибольшей выгоды из представившихся возможностей.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Использование преимущественно положительных стимулов | Слайд 6. - Процесс контроля и регулирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.