Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слайд 1. - Понятие результативности, эффективности и производительности в управлении (менеджменте)

Эффективность менеджмента – это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Функциональная роль эффективности управления – отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса. (См. Семёнов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: учебник. – 7-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 575с., с. 304).

А. Г. Поршнев, М. Л. Разу, А. В. Тихомиров (См.: Менеджмент: теория и практика в России: Учебник /Под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2003. – 528с., Глава 12. Качество, результативность и эффективность менеджмента): «Основная функция эффективности – обеспечить за счёт управленческого воздействия и взаимодействия достижение цели, получение и увеличение эффекта в производстве, его доведение через все стадии воспроизводственного процесса до эффективного потребления». И далее: «Эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление».

Ю. В. Васильев, В. Н. Парахина, Л. И. Ушвицкий определяют эффективность управления (менеджмента) следующим образом: «Эффективность управления – это относительная характеристика результативности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления)». (См. Ю. В. Васильев, В. Н. Парахина, Л. И. Ушвицкий Теория управления: учебник /Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд.. доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608с.: ил., с. 497-498).

Результативность менеджмента в ряде случаев отождествляется с эффективностью менеджмента, но это неверно. Результативность – способность добиваться результата. Эффективность более ёмкое, много аспектное понятие. Это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, т. е. под ней понимается уровень (степень) результативности в сопоставлении с произведёнными затратами, другими словами с какими усилиями, насколько экономично получен результат.

Эффективность менеджмента выступает категорией теории менеджмента, взаимосвязанной со всеми другими его категориями. Исходя из этого, отношения эффективности пронизывают все стороны менеджмента.

Эффективность менеджмента – сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений. Экономический смысл эффективности менеджмента состоитв обеспечении наибольшего экономического эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление. Социальный смысл – в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.

Примечание: содержание понятия «качество менеджмента» рассмотрено на слайде 4.


Слайд 2. – Виды эффективности менеджмента

 

В литературе обычно выделяют различные виды эффективности менеджмента. Нами за основу взята точка зрения А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомирова - смотреть: Менеджмент: теория и практика в России: Учебник /Под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2003. – 528с., Глава 12. Качество, результативность и эффективность менеджмента. Названные авторы выделяют следующие виды эффективности менеджмента.

1. По средствам воздействия: целевая; стратегическая и тактическая; планируемая, прогнозная, программная, концептуальная; мотивационная и стимулирующая; ресурсная и потенциальная.

2. По содержанию эффекта: экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая.

3. По уровню проявления эффекта: народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая.

4. По стадиям развития менеджмента: формирования, становления, антикризисного управления, реформирования, реструктуризации.

5. По видам систем менеджмента: маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая.

А. К. Семёнов и Набоков В. И. – авторы учебника: «Основы менеджмента» - 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 575с. отмечают, что для измерения эффективности менеджмента существует система критериев и показателей. Точка зрения названных авторов отражена ниже, в таблице.

Таблица – Критерии и показатели эффективности менеджмента

Классификационный признак Критерии и показатели эффективности менеджмента
Содержание эффективности Экономическая, социальная
Объект оценки Полная, локальная
Сфера проявления Внутренняя, внешняя
Уровень управления Эффективность управления предприятием, регионом, государством
Динамичность Статическая, динамическая
Метод расчёта Абсолютная, сравнительная (относительная)
Целевое назначение Плановая, фактическая, нормативная (потенциальная), проектная, условная
Метод оценки Ресурсный, затратный
Комплексность оценки Частный, интегральный

Примечание: подробно смотреть главу 5 названного выше учебника.


Слайд 3. – Производительность организации

Главная задача любой системы управления – обеспечение активного воздействия на управляемый объект с целью улучшения его показателей и достижения поставленных целей. Учитывая это, результативность и эффективность менеджмента нельзя рассматривать в отрыве от результативности и эффективности организации. Управление должно обеспечивать достижение стоящих перед организацией целей. В этом случае организация будет считаться успешной. Важной количественной характеристикой эффективности организации является производительность. Производительность – относительная эффективность организации. Производительность выражается в относительных показателях. Это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 10. Эффективность и качество управления | Слайд 4. - Качество менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.