Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современных условиях

Эффективность менеджмента формируются под воздействием ряда факторов. Точки зрения разных авторов на факторы роста эффективности управления представлены на данном и последующем слайдах.

Семёнов А. К. и Набоков В. И. (авторы учебника «Основы менеджмента») предлагают классифицировать факторы роста эффективности менеджмента по ряду признаков. Точка зрения данных авторов представлена в таблице.

Таблица – Факторы, воздействующие на эффективность менеджмента

Классификационный фактор Наименование фактора
Содержание фактора Организационные, экономические, социально-психологические, технические, физиологические
Масштаб действия фактора Народнохозяйственные, отраслевые, на уровне организации, на уровне подразделений
Форма воздействия Факторы прямого и косвенного воздействия. Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредственно
Продолжительность воздействия фактора Факторы, действующие непродолжительное время, и факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени
Степень формализации Количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы
Характер воздействия факторов Интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счёт мобилизации внутренних ресурсов (например, совершенствование организации труда управленческих работников, улучшение условий управленческого труда, повышение квалификации управленческих кадров). Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов (например, увеличение численности управленческого труда).

Каждый из перечисленных в таблице факторов может воздействовать на систему управления сам по себе в отдельности и в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счёт синергетического эффекта), при отрицательном – снижают её.

Кроме факторов перечисленных в таблице существенное и всё возрастающее воздействие на эффективность управления организациями в современных условиях оказывает состояние внешней среды. Влияние данного, объективного по отношению к организации, фактора носит как экономический, так и социальный характер.

Задача менеджеров – планомерно воздействовать на факторы, оказывающие воздействие на эффективность менеджмента. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

Эффективное функционирование системы управления организацией предполагает, что каждый её элемент (организационная структура, кадры, методы и процессы управления, документооборот и т. д.) отвечает предъявляемым к ней специфическим требованиям; соответствует её целям и задачам.

Слайд 21. – Другие точки зрения по определению факторов роста эффективности управления

Ю.В. Васильев, В. Н. Парахина, Л. И. Ушвицкий для определения факторов роста эффективности управления предлагают использовать комплексную методику анализа систем управления. Последняя включает:

- анализ организационно-производственных структур (уровень специализации, концентрации, кооперирования, централизации производства);

- анализ организационных структур управления (функции, управленческие процессы, состав управленческих звеньев и их взаимодействие);

- анализ хозяйственной самостоятельности организаций;

- анализ обеспечивающих подсистем управления (информационное, кадровое и техническое обеспечение).

Названные выше авторы рассматривают обобщённую систему показателей, используемых при анализе системы управления, и показатели и характеристики элементов системы управления. Обобщённая система показателей, используемых при анализе системы управления, приведена ниже, в таблице.

Таблица – Обобщённая система показателей, используемых при анализе системы управления

Группа показателей Направления использования
1. Показатели, характеризующие эффективность элементов системы управления Кадры руководителей и специалистов: -состав кадров руководителей и специалистов по квалификации, профессиональной подготовленности, стажу работы; - уровень организации целевой учёбы, повышения квалификации и переподготовки кадров; - стабильность кадров и их продвижение, загруженность отдельных категорий работников Информация: - полнота информационных массивов; - соотношение форм обеспечения информацией; - экстенсивное и интенсивное использование информационных массивов; - интенсивность информационных потоков; - прямоточность, непрерывность потоков информации Техника управления: -состав, соотношение и пропорциональность; - мощность основных групп техники управления; - уровень технической оснащённости труда различных групп работников аппарата управления; - загруженность различных видов техники; - обеспеченность основных видов работ по управлению мощностью техники управления (вычислительной, организационной, связи и др.)   Обоснование потребности в кадрах, разработка кадровой политики. Анализ и планирование развития подготовки и повышения квалификации работников системы управления Разработка кадровой политики Анализ и планирование совершенствования организации труда в аппарате управления   Анализ и проектирование информационных массивов   Анализ и проектирование информационных потоков
2. Показатели, характеризующие организацию процессов управления (технологию управления): - плотность управленческих циклов; - прямоточность процессов управления; - пропорциональность и ритмичность загрузки отдельных подразделений аппарата управления Анализ и проектирование технологии управления
3. Показатели, характеризующие организационную структуру управления: -уровень централизации функций управления; - специализация отдельных подразделений аппарата управления; - развитость и устойчивость межфункциональных связей; -полнота реализации функций управления в системе управления Анализ и проектирование организационной структуры управления
4. Показатели, характеризующие экономический механизм: - непрерывность и стабильность планов; - дифференцированность форм организации заработной платы; - состав, соотношение и доля фондов материального стимулирования в общем составе фондов доходов трудящихся; - разнообразие видов цен на готовую продукцию Анализ и планирование развития экономического механизма
5.Показатели эффективности системы управления: -экономичность организации управления; - эффективность отдельных функциональных подразделений системы управления; - эффективность деятельности линейных руководителей и системы управления в целом Анализ эффективности системы управления и оценка мероприятий по её развитию

Примечание:

1. Подробно смотреть - Теория управления: Учебник /Под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 608с.: ил., Глава 29

2. Названные выше авторы исходят из того, что в каждом случае вся система показателей не охватывается. В зависимости от целей анализа отдельные показатели и даже блоки могут рассматриваться как вспомогательные или совсем исключаться из оценки.

3. Расчёт и анализ динамики приведённых показателей, по мнению указанных авторов, позволяют оценить эффективность функционирования организации, выявить её «слабые места», определить и разработать мероприятия по их преодолению.

 

Слайд 22. – Пути роста эффективности управления в современных условиях

 

Рост эффективности управления является основной задачей, которую менеджмент организации должен решать непрерывно и системно. Только такой подход позволяет получить результаты, соответствующие целевым установкам организации.

Анализ и обобщение научной и учебной литературы по данному вопросу позволяет выделить следующие пути повышения эффективности управления:

- разработка проблем управления и способов их разрешения;

- постоянное улучшение технологического и информационного обеспечения управления;

- совершенствование систем и методов управления;

- регулярная переподготовка как руководящего состава, так и рядовых сотрудников;

- оптимальное использование времени руководителями и подчинёнными, основанное на чётком планировании выполняемых работ;

- чёткое формирование условий выполнения работ, функций (организация рабочего места, обеспечение условий и средств для выполнения работы. (8, с. 198)

Дополнительная важная информация по рассматриваемому вопросу представлена на слайдах 23-25.

 

 

Слайд 23. – Система принципов (правил) достижения эффективности менеджмента, предложенная профессором Э. М. Коротковым

    1. Принципы приоритетов в менеджменте. Главными из них являются приоритеты человеческого фактора, мотивирования деятельности, профессионализма.
    2. Принципы ориентирования управленческой деятельности: разработка цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай»).
    3. Принципы критических факторов: учёт фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность как форма эффективного сотрудничества и партнёрства. (3, с. 120).

 

 


Слайд 24. – Теория «7- S» компании «Маккинзи»

Выше на слайде 22 отмечалось, что повышение эффективности менеджмента (управления) в организации должно осуществляться на основе системного подхода. Одним из возможных вариантов такого рассмотрения является «теория 7-S» компании Маккинзи, в которой выделены семь взаимосвязанных направлений анализа, оценки и совершенствования системы управления организации: структура, стратегия, системы, сумма навыков, стиль, состав работников, совместные ценности.

1. Совершенствование структуры управления организацией, максимальное её упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководителей с учётом квалификации и личных качеств.

2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа её сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все её функциональные области.

3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.

4. Необходимая для эффективной профессиональной деятельности работников

сумма навыков накапливается с помощью системы постоянного повышения

квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития

инициативы, творчества.

5. Разработка системы подбора, обучения оценки и перемещения руководящих

кадров, планирования карьеры руководителей, применение стиля руководства,

адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на

организацию.

6. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки,

формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание

максимально благоприятного социально-психологического климата.

7. Упорная работа по созданию культуры организации, выработке совместных

ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.

Работа над повышением эффективности менеджмента может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно при этом иметь в виду взаимосвязь элементов друг с другом.

Для обоснования путей повышения эффективности менеджмента в организации, предварительно путей его совершенствования, необходимо диагностировать систему управления, вскрывать её потенциальные возможности. С этой целью следует анализировать и оценивать показатели эффективности менеджмента (управления) рассмотренные в рамках вопроса 2 (показатели экономической эффективности менеджмента – см. слайды – 5, 6, 8, 9, 10, 11) и вопроса 3 (показатели социальной эффективности менеджмента – см. слайды – 14-17).

 

 

Слайд 25. – Пути роста экономической эффективности управления

Отдельные авторы (в их числе - Ю. В. Васильев, В. Н. Парахина, Л. И. Ушвицкий) предлагают пути роста экономической эффективности управления. (13, с. 526)

Названные выше авторы пути роста экономической эффективности управления рассматривают с точки зрения мероприятий, связанных с ростом результата, и мероприятий, связанных со снижением затрат ресурсов. Основой тех и других мероприятий, по их мнению, являются технические, организационные и социально-экономические мероприятия. Их состав приводится ниже.

Технические мероприятия.

- применение технологий, обеспечивающих минимальные потери материалов;

- применение (обновление) оборудования, требующего оптимального расхода материалов;

- улучшение качества применяемых ресурсов и создание материалов с заранее заданными свойствами;

- совершенствование технической базы транспортирования и хранения ресурсов;

- совершенствование технологических режимов переработки сырья;

- создание экспериментальной базы для моделирования расхода ресурсов;

- применение технологий, обеспечивающих высокое качество продукции;

- применение оборудования, обеспечивающего максимальную производительность труда.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели социальной эффективности менеджмента в узком плане | Сентября 2012. Конспект Митрошиной Александры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.