Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормирование радиационного воздействия на человека и окружающую среду

Затраты на персонал организации — интегральный показатель, который включает в себя расходы, связанные с привлечением, возна­граждением, стимулированием, использованием, развитием, социаль­ным обеспечением, организацией труда и улучшением его условий, увольнением персонала.

Сущность и структура затрат на персонал

Расходы на персонал в практике учета подразделяют на основ­ные и дополнительные (табл. 8.1).

В условиях действующей системы учета затрат на производство и оказание услуг в отечественных организациях осуществить оцен­ку затрат на персонал весьма не просто, так как для этого следует произвести выборку данных из многочисленных форм бухгалтер­ской отчетности и других документов первичного учета. Часть за­трат на персонал относится на себестоимость продукции, часть затрат осуществляется за счет прибыли организации.

В положении о составе затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, включаемых в их себестоимость, и о по­рядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, указываются основные статьи затрат на персонал организации:

1. На оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты; стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством; компенсации, выпла­чиваемые в установленных законодательством размерах женщи­нам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста; на оплату труда не состоящих в штате предприятия ра­ботников, занятых в основной деятельности.

 


2. На выплату авторских вознаграждений за изобретательскую и рационализаторскую деятельность.

3. На обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требова­ний.

4. На обеспечение безопасности и нормальных условий труда.

5. На содержание работников аппарата управления организации и ее структурных подразделений, материально-техническое и транс­портное обслуживание их деятельности, включая затраты на содер­жание служебного автомобильного транспорта и компенсацию за использование для служебных поездок личных автомобилей.

6. На командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов.

7. На оплату услуг связи, вычислительных центров, а также услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению орга­низацией, в тех случаях, когда штатным расписанием или долж­ностными инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления производством.

8. На оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг.

9. На содержание и обслуживание технических средств управления: вычислительных центров, местных АТС, узлов связи, средств сиг­нализации и др.

10. На прием и обслуживание представителей других организаций [включая иностранных], прибывших для переговоров в целях уста­новления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) и реви­зионной комиссии организации.

11. На подготовку и переподготовку кадров.

12. На набор рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических учреждений и молодым специалис­там, окончившим высшее или среднее специальное учебное учреж­дение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы.

13. На транспортировку работников к месту работы и обратно.

14. На не проработанное на производстве (неявочное) время - очеред­ные, дополнительные отпуска и т.д.

15. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования, который направлен на мобилизацию средств для реализации пра­ва граждан на государственное пенсионное и социальное обеспе­чение и медицинскую помощь, в настоящее время заменяет собой страховые взносы, уплачиваемые во внебюджетные фонды.

16. Платежи (страховые взносы] по добровольному страхованию граж­данской ответственности перевозчиков, профессиональной ответ­ственности, а также платежи по заключенным в пользу своих ра­ботников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования, а также договорам с негосударствен­ными пенсионными фондами, имеющими государственную лицен­зию.

17. Начисления на заработную плату и гонорар творческих работников, перечисляемые творческим союзом в их фонды.

18. На возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профес­сиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей.

19. Выплаты работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией, сокращением численности работников и штатов.

Госкомстат РФ (ныне Федеральная служба государственной статистики — Росстат) в 1999 г. принял решение о проведении вы­борочного статистического наблюдения состава затрат на рабочую силу в организациях. Цель наблюдения — получение репрезента­тивной информации об уровне, структуре и динамике затрат, про­изводимых организациями в пользу работников по субъектам РФ, отраслям экономики и промышленности, формам собственности. Обследование должно проводиться один раз в два года по следу­ющим показателям, характеризующим затраты организаций на рабочую силу, сгруппированным в 10 групп по направлениям за­трат, соответствующих международной классификации затрат, рекомендованной Международной организацией труда (МОТ):

· оплата труда за отработанное время;

· оплата за неотработанное вре­мя;

· единовременные поощрительные выплаты;

· выплаты на пита­ние, жилье, топливо, включаемые в заработную плату;

· расходы на обеспечение работников жильем;

· расходы организации на соци­альную защиту работников;

· расходы на профессиональное обуче­ние;

· расходы на культурно-бытовое обслуживание;

· налоги, связанные с использованием рабочей силы;

· расходы, не отнесенные к ранее приведенным классификационным группам.

Анализ результатов обследования позволяет выявить особенно­сти социальной политики в зависимости от отрасли экономики, размера организации, территории, формы собственности. Данная классификация затрат на персонал представляется нам компактной и способной охватить все статьи затрат, сложившиеся в отечествен­ной бухгалтерской и статистической отчетности.

Структура затрат организаций на рабочую силу представлена в таблице 8.2.

Основным источником покрытия затрат на персонал в рыноч­ных условиях являются соответствующие расходы работодателей.

Из табл. 8.2 видно, что 85,7% (58,6 + 27,1) всех затрат на рабочую силу приходилось на оплату труда и обязательные выплаты и только 7,2% (3,4 + 0,4 + 3,4) составляли расходы на жилье, обучение, куль­турно-бытовое обслуживание, если брать данные по экономике Рос­сии в целом. Не лучше обстояло дело и по промышленности. При высоких темпах инфляции оплата труда и выплаты не покрывали недополучение социальных услуг от организации. В по­следние годы ситуация существенно не изменилась.

Уменьшение доли социальных расходов на персонал связа­но с:

• отсутствием социальных благ на кризисных предприятиях;

• уменьшением их доли в общих расходах на персонал на пред­приятиях, переболевших и работающих относительно стабильно, устоявших в кризисной ситуации, но снизивших объемы производства;

• уменьшением доли социальных услуг в общих расходах на пер­сонал на преуспевающих предприятиях, которые пошли по пути увеличения размеров заработной платы, включив в нее расходы на социальные блага.

 

Допустимое радиационное воздействие на человека в России регламентируется «Нормами радиационной безопасности НРБ-99», а применительно к АЭС дополнительно «Санитарными правилами проектирования и эксплуатации АЭС - СП АС-03».

Эти документы имеют законодательную силу и основаны на рекомендациях МКРЗ, учитывают опыт эксплуатации АЭС, опыт использования источников излучений в науке и технике, а также опираются на результаты научных исследований.

НРБ-99 и СП АС-03 исходят из санитарно-гигиенических правил защиты человека от радиационных воздействий и реализуют его. При этом считается, что риск профессионального облучения должен быть таким, каким он наблюдается для производств с низкой степенью опасности работ (как в легкой промышленности 10-4). Риск облучения ограниченной части населения (в частности, проживающего вблизи АЭС) - меньше или равен риску воздействия в повседневной жизни (~ 10-5 - 10-6), но не более 0,1 риска, принятого для профессионального облучения.

3.1. Нормы радиационной безопасности

3.1.1. Некоторые термины и определения НРБ-99

1. Активность минимально значимая (МЗА) — активность открытого источника ионизирующего излучения в помещении или на рабочем месте, при превышении которой требуется разрешение органов госсанэпиднадзора на использование этих источников, если при этом также превышено значение минимально значимой удельной активности.

2. Активность минимально значимая удельная (МЗУА) - удельная активность открытого источника ионизирующего излучения в помещении или на рабочем месте, при превышении которой требуется разрешение органов госсанэпиднадзора на использование этого источника, если при этом также превышено значение минимально значимой активности.

3. Активность удельная (объемная) — отношение активности А радионуклида в веществе к массе m (объему V) вещества:

Единица удельной активности - беккерель на килограмм, Бк/кг. Единица объемной активности — беккерель на метр кубический, Бк/м3.

4. Активность эквивалентная равновесная объемная (ЭРОА) дочерних продуктов изотопов радона - 222Rn и 220Rn - взвешенная сумма объемных активностей короткоживущих дочерних продуктов изотопов радона - 210Ро (RaA); 214Pb (RaB); 214Bi (RaC); 212Pb (ThB); 212Bi (ThC) соответственно:

(ЭРОА)Rn= 0,10 ARaA +0,52АRaB + 0.38 АRaC

(ЭРОА)Tn = 0,91 АThB + 0,09 АThC,

где Aj - объёмные активности дочерних изотопов радона.

9. Доза поглощенная (D) — величина энергии ионизирующего излучения, переданная веществу:

где - средняя энергия, переданная ионизирующим излучением веществу, находящемуся в элементарном объеме, a dm - масса вещества в этом объеме.

Энергия может быть усреднена по любому определенному объему, и в этом случае средняя доза будет равна полной энергии, переданной объему, деленной на массу этого объема. В единицах СИ поглощенная доза измеряется в джоулях, деленных на килограмм (Дж/кг), и имеет специальное название - грей (Гр). Использовавшаяся ранее внесистемная единица рад равна 0,01 Гр.

10. Доза в органе или ткани (DT) — средняя поглощенная доза в определенном органе или ткани человеческого тела:

где mT - масса органа или ткани, а D — поглощенная доза в элементе массы dm.

11. Доза эквивалентная (HTR) - поглощенная доза в органе или ткани, умноженная на соответствующий взвешивающий коэффициент для данного вида излучения, WR:

HT,R = WR ´ DT,R,

где DT.R - средняя поглощенная доза в органе или ткани Т, а WR - взвешивающий коэффициент для излучения R.

6. Взвешивающие коэффициенты для отдельных видов излучения при расчете эквивалентной дозы (WR) — используемые в радиационной защите множители поглощенной дозы, учитывающие относительную эффективность различных видов излучения в индуцировании биологических эффектов.

Фотоны любых энергий 1

Электроны и мюоны любых энергий 1

Нейтроны с энергией менее 10 кэВ 5

от 10 кэВ до 100 кэВ 10

от 100 кэВ до 2 МэВ 20

от 2 МэВ до 20 МэВ 10

более 20 МэВ 5

Протоны с энергией более 2 МэВ, кроме протонов отдачи 5

Альфа-частицы, осколки деления, тяжелые ядра 20

Примечание: Все значения относятся к излучению, падающему на тело, а в случае внутреннего облучения — испускаемому при ядерном превращении.

 

При воздействии различных видов излучения с различными взвешивающими коэффициентами эквивалентная доза определяется как сумма эквивалентных доз для этих видов излучения

Единицей эквивалентной дозы является зиверт (Зв).

12. Доза эффективная (Е) - величина, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения всего тела человека и отдельных его органов и тканей с учетом их радиочувствительности. Она представляет сумму произведений эквивалентной дозы в органах и тканях на соответствующие взвешивающие коэффициенты:

где Нт - эквивалентная доза в органе или ткани Т, a WT - взвешивающий коэффициент для органа или ткани Т.

Единица эффективной дозы - зиверт (Зв).

7. Взвешивающие коэффициенты для тканей и органов при рас-

чете эффективной дозы (Wт) - множители эквивалентной дозы в органах и тканях, используемые в радиационной защите для учета различной чувствительности разных органов и тканей в возникновении стохастических эффектов радиации:

Гонады 0,20

Костный мозг (красный) 0,12

Толстый кишечник 0,12

Легкие 0,12

Желудок 0,12

Мочевой пузырь 0,05

Грудная железа 0,05

Печень 0,05

Пищевод 0,05

Щитовидная железа 0,05

Кожа 0,01

Клетки костных поверхностей 0,01

Остальное 0,05

 

13. Доза эквивалентная (НТ(t)) или эффективная (Е(t)) ожидаемая при внутреннем облучении — доза за время t, прошедшее после поступления радиоактивных веществ в организм:

где to - момент поступления, а - мощность эквивалентной дозы к моменту времени t в органе или ткани Т.

Когда t не определено, то его следует принять равным 50 годам для взрослых и (70-to) - для детей.

14. Доза эффективная (эквивалентная) годовая — сумма эффективной (эквивалентной) дозы внешнего облучения, полученной за календарный год, и ожидаемой эффективной (эквивалентной) дозы внутреннего облучения, обусловленной поступлением в организм радионуклидов за этот же год.

Единица годовой эффективной дозы - зиверт (Зв).

15. Доза эффективная коллективная — мера коллективного риска возникновения стохастических эффектов облучения; она равна сумме индивидуальных эффективных доз. Единица эффективной коллективной дозы — человеко-зиверт (чел.-Зв).

17. Объект радиационный - организация, где осуществляется обращение с техногенными источниками ионизирующего излучения.

18. Органы государственного надзора за радиационной безопасностью - органы, которые уполномочены Правительством Российской Федерации или ее субъектов осуществлять надзор за радиационной безопасностью.

19. Отходы радиоактивные - не предназначенные для дальнейшего использования вещества в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные настоящими Нормами и Правилами.

20. Паспорт радиационно-гигиенический организации — документ характеризующий состояние радиационной безопасности в организации и содержащий рекомендации по ее улучшению.

21. Паспорт радиационно-гигиенический территории — документ, характеризующий состояние радиационной безопасности населения территории и содержащий рекомендации по ее улучшению.

22. Паспорт санитарный - документ, разрешающий организации в течение установленного времени проводить регламентированные работы с источниками ионизирующего излучения в конкретных помещениях, вне помещений или на транспортных средствах.

23. Персонал - лица, работающие с техногенными источниками излучения (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б).

24. Предел дозы (ПД) - величина годовой эффективной или эквивалентной дозы техногенного облучения, которая не должна превышаться в условиях нормальной работы. Соблюдение предела годовой дозы предотвращает возникновение детерминированных эффектов, а вероятность стохастических эффектов сохраняется при этом на приемлемом уровне.

25. Предел годового поступления (ПГП) — допустимый уровень поступления данного радионуклида в организм в течение года, который при монофакторном воздействии приводит к облучению условного человека ожидаемой дозой, равной соответствующему пределу годовой дозы.

26. Радиационная авария - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды.

27. Радиационная безопасность населения — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

28. Работа с источником ионизирующего излучения - все виды обращения с источником излучения на рабочем месте, включая радиационный контроль.

30. Риск радиационный - вероятность возникновения у человека или его потомства какого-либо вредного эффекта в результате облучения.

31. Санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения населения.

32. Санпропускник - комплекс помещений, предназначенных для смены одежды, обуви, санитарной обработки персонала, контроля радиоактивного загрязнения кожных покровов, средств индивидуальной защиты, специальной и личной одежды персонала.

33. Саншлюз — помещение между зонами радиационного объекта, предназначенное для предварительной дезактивации и смены дополнительных средств индивидуальной защиты.

34. Средство индивидуальной защиты — средство защиты персонала от внешнего облучения, поступления радиоактивных веществ внутрь организма и радиоактивного загрязнения кожных покровов.

36. Уровень контрольный — значение контролируемой величины дозы, мощности дозы, радиоактивного загрязнения и т.д., устанавливаемое для оперативного радиационного контроля, с целью закрепления достигнутого уровня радиационной безопасности, обеспечения дальнейшего снижения облучения персонала и населения, радиоактивного загрязнения окружающей среды.

38. Эффекты излучения детерминированные - клинически выявляемые вредные биологические эффекты, вызванные ионизирующим излучением, в отношении которых предполагается существование порога, ниже которого эффект отсутствует, а выше - тяжесть эффекта зависит от дозы.

39. Эффекты излучения стохастические - вредные биологические эффекты, вызванные ионизирующим излучением, не имеющие дозового порога возникновения, вероятность возникновения которых пропорциональна дозе и для которых тяжесть проявления не зависит от дозы.

 

3.2. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99

Этот документ тоже имеет законодательную силу на территории России. Этот документ определяет, как должна организоваться работа, и какие меры должны быть приняты для безопасности персонала и населения.

ОСПОРБ-99 определяют:

· правила размещения предприятий и лабораторий, в которых используются источники излучений.

· проектные значения мощности дозы в различных по назначению и использованию помещениях.

· те случаи, в которых вокруг предприятий организуют санитарно-защитные зоны.

· как следует получать и хранить РВ, как следует их уничтожать или сдавать на захоронение.

· как организовывать работу с открытыми и закрытыми источниками излучений.

ОСПОРБ-99 требуют тщательной приемки помещений специальной комиссией, в составе которой должен быть представитель органов Государственного санитарного надзора.

С точки зрения охраны окружающей среды важны следующие положения ОСПОРБ-99:

1) Запрещается выбрасывать в атмосферу вентиляционный воздух, если РВ, содержащиеся в нем, могут вызвать в воздухе населенных пунктов недопустимую радиационную обстановку. Это требование развито в СП АС-03 путем введения предельно допустимых выбросов (ПДВ).

2) Рекомендуется на предприятиях, использующих источники, применять оборотную систему водоснабжения, либо необходимо предусматривать устройства для дезактивации вод. На АЭС используется и тот и другой варианты.

Радиоактивными считаются жидкости, в которых допустимая концентрация радионуклидов превышает концентрацию, установленную для воды открытых водоемов (ДКБ). Соответственно, их сбрасывать в открытые водоемы нельзя.

3) Если концентрация РН меньше ДКБ, то такие отходы можно сбрасывать в водоемы.

4) Жидкие отходы, относящиеся к категории радиоактивных, должны храниться в специальных хранилищах (ХЖО), исключающих возможность попадания их в окружающую среду.

По мере накопления жидкие отходы должны перерабатываться в твердые и направляться в специальные хранилища.

5) ОСПОРБ-99 определяются также, что считается твердыми радиоактивными отходами. Они хранятся в специально оборудованных хранилищах (ХТО).

3.3. Санитарные правила проектирования и эксплуатации АЭС

НРБ-99 и ОСПОРБ-99 являются документами, на основе которых разрабатываются правила радиационной безопасности для всех конкретных применений источников излучений. Для ядерной энергетики такими правилами являются СП АС-03. Это третья редакция санитарных правил, которая введена с 2003 г. В ней учтены последние достижения в области обеспечения радиационной безопасности, а также результаты обобщения и анализа обеспечения радиационной безопасности на крупных отечественных и зарубежных АЭС.

Вопрос о защите окружающей среды в СП АС-03 рассматривается в рамках упомянутого в первой главе санитарно-гигиенического принципа, т.е. окружающая среда рассматривается как передаточное звено радиоактивного загрязнения в системе АЭС - человек.

3.3.1. Требования к размещению АЭС

Выбор площадки для размещения АЭС регламентируется СП АС-03 и «Требованиями к размещению АС».

Площадка должна удовлетворять требованиям, которые вместе с техническими мероприятиями должны обеспечить радиационную безопасность населения при нормальной эксплуатации АЭС и при возможных аварийных ситуациях.

Можно отметить следующие требования к площадке:

1) Вблизи будущей АЭС (в радиусе 25 км) плотность населения не должна превышать 100 чел/км2 (включаю строителей, персонал АЭС и их семей).

2) Расстояние от АЭС до крупного населенного пункта выбирается из технико-экономических соображений, но оно должно быть не меньше:

‑10 км до населенного пункта с населением 50 - 100 тыс. жителей

‑25 км до населенного пункта с населением 100 - 500 тыс. жителей

‑30 км до населенного пункта с населением 500 - 1500 тыс. жителей

‑40 км до населенного пункта с населением 1,5 - 2 млн. жителей

Для большого города с населением более 2 млн. расстояние до АЭС должно быть не менее 100 км.

3) Расстояние до крупных предприятий пищевой промышленности должно быть не менее 10 км, а до курортных зон, массового туризма, биосферных заповедников и национальных парков - не менее 25 км.

4) Устанавливаются минимальные расстояния до крупных промышленных и транспортных объектов, неблагополучия на которых могут отразиться на функционировании АЭС. Например, расстояния до химических и металлургических заводов должно быть не менее 25 км, до аэропортов не менее 12 км.

5) Жилой поселок эксплуатационного персонала АЭС и строителей, если его население < 50 тысяч человек должен быть не ближе 8 км от АЭС.

6) Устанавливается, что расстояние между АЭС и водоемами общего пользования (озера, реки, водохранилища) должно быть не менее 1 км. Размещать АЭС над бассейнами подземных вод, используемыми или намечаемыми к использованию для питьевого водоснабжения, запрещается.

7) Запрещается размещение АЭС, потенциально подверженных затоплению волной прорыва напорных фронтов водохранилищ.

8) Введены ограничения на сейсмичность района размещения АЭС (нельзя строить АЭС, если сейсмичность > 8 баллов).

9) Имеются ограничения на структуру и динамичность подстилающей земной поверхности:

‑нельзя использовать площадки, где имеются активные карстовые явления (растворение горных пород и образование в них пустот), возможны, серьезные сбросы (сброс – это разрывное тектоническое нарушение с поверхностью разрыва, наклоненной в сторону обрушения пород; см.рис.), обвалы, селевые потоки, оползни, а также площадки, подверженные катастрофическим паводкам и наводнениям (раз в 10 лет).

10)Определены конкретные показатели, по которым территории следует считать неблагоприятными для размещения АЭС.

‑Территории, где преобладают штили, инверсии, туманы, ветры со скоростью £ 1 м/с.

‑Территории, подверженные ураганам, тайфунам, смерчам (повторяемость 1 раз в 20 лет), интенсивному размыву течениями рек и морскими волнами.

‑Территории с вечномерзлыми нескальными грунтами.

‑Территории с высоким (менее 3 м) уровнем скопления грунтовых вод при значительной толщине их слоя (на хорошо фильтрующих грунтах).

‑Противопоказанием к размещению АЭС, является загрязненность источников водоснабжения химическими токсикантами.

11),,Требования к размещению АЭС’’ и СП АС-03 ограничивают мощность АЭС на одной площадке 6-8 млн. кВт.

Для АТЭЦ - мощность ограничивается 4 млн. кВт.

Для АСТ - мощность ограничивается 2 млн. кВт.

И,,Требования...’’ и СП АС - 88 в тоже время представляют АЭС как обычное предприятие, и распространяют на АЭС все действующие нормативно-технические документы, регламентирующие выбор места строительства и условия эксплуатации.

3.3.2. Санитарно-защитная зона АЭС

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) - это территория вокруг АЭС, на которой может сложиться такая радиационная обстановка, при которой может быть превышен ПД.

В СЗЗ не должно проживать население, не должны располагаться детские, лечебно-оздоровительные учреждений и пищеблоки.

В ней не должны располагаться предприятия, не имеющие отношения к АЭС.

В СЗЗ можно располагать вспомогательные и подсобные помещения АЭС и выращивать сельхоз. продукты, пасти скот, но продукты перед употреблением необходимо подвергать радиометрическому контролю. Этот контроль позволяет убедиться в том, что при потреблении упомянутых продуктов не будет превышена квота дозового предела для лиц категории Б.

Размеры СЗЗ обосновываются при проектировании АЭС, устанавливаются органами Госсанэпиднадзора и согласовываются с местными органами власти. Обычно радиус СЗЗ примерно 3 - 5 км.

Система ограничений на использование территории СЗЗ является обычно как бы дополнительными защитным барьером для населения.

Кроме того граница СЗЗ принимается как контрольное расстояние от АЭС, на котором при проектных авариях радиационная обстановка должна быть не хуже, чем предусмотрено СП АС-03.

3.3.3 Зона наблюдения

За пределами СЗЗ организуется зона наблюдения (ЗН) - это территория, на которую могут попасть РВ с АЭС, и на которой их современными методами можно обнаружить. Радиус ЗН составляет 15-20 км.

Каких-либо ограничений на использование этой территории СП АС-03 не накладывают, но в ее пределах организуется радиометрический и дозиметрический контроль.

Этот контроль осуществляет служба внешней дозиметрии АЭС. В ее распоряжении имеются специальные дозиметрические посты, на которых регулярно измеряется удельная активность РН, поступивших с АЭС в окружающую среду. Активность измеряется в атмосферном воздухе и в выпадениях.

Измеряется, также, доза ионизирующего излучения на местности.

Периодически эта служба отбирает пробы объектов окружающей среды (вода, почва, растения, сельхоз. продукты, рыба и др.), в которых также определяется активность РН.

Оценку влияния работы АЭС на радиационную обстановку в пределах СЗЗ и ЗН служба внешней дозиметрии делает по результатам сравнения удельной активности в контролируемых объектах с удельной активностью в подобных же пробах, но отобранных на таких расстояниях, где влияние АЭС не сказывается.

Служба внешней дозиметрии работает в тесном контакте с АЭС. При обнаружении каких-либо нарушений в окружающей среде по ее сигналам должны быть приняты меры, пресекающие возникновение нарушений. (По данным специального опроса этих служб такие ситуации практически не возникают.)

3.3.4. Требования к защите населения

Как говорилось на прошлой лекции, дозовая квота ГПД для населения разделена на две составляющие - от газоаэрозольного выброса (20 мбэр/год для критических органов 1 группы) и от радионуклидов, попавших в водоемы-охладители (соответственно 5 мбэр/год).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 18 | Принципы расчета ПДВ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.