Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный бюджет, его доходы и расходы

Бюджет представляет собой особую совокупность финансовых отношений, в результате которых органами государственной власти и местного самоуправления формируютсяфонды денежных средств и используются для удовлетворения об­щественных потребностей в рамках возложенных на данные орга­ны функций и задач.

Расходы государства на содержание управленческих структур и оборону.

Расходы государства на содержание управленческих структур и оборону.

Изменение экономической функции государства при переходе к рынку.

Необходимость роста государственных расходов на выполнение социальной функции государства.

VII Задание на дом: учебник Лаврушин О.И «Финансы и кредит», с. 122-133

VIII Задание для самостоятельной работы №8 Изучение состава государственных расходов. Расходы на управление и оборону - сообщение

1.Расходы государства на выполнение социальной функции отражают направление государственной политики, прежде всего необходимость борьбы с бедностью. К бедным относят людей, не имеющих средств на минимальный стандарт потребления (прожиточный минимум).

Борьба с бедностью осуществляется через систему социальной защиты населения. Основные формы: соц.страхование, соц.обеспечение, соц.помощь. Борьба с бедностью должна опираться на показатели уровня и качества жизни. Их повышение не только результат экономического роста, но и необходимое условие. Уровень жизни характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.

Величина прожиточного минимума, согласно Росстату [6], в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.в расчете на душу населения – 5 847 рублей, 3 квартал РО

Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается. (ст. 3 №82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда»). 4611

Социальные гарантии затрагивают сферы: пенсионное обеспечение инвалидов, лечение социально опасных заболеваний, профилактика и предупредительные действия по охране труда на государственном уровне, минимальные гарантии образования.

Главное условие социальных реформ – их системность и интеграция в реформировании всей экономики страны.

Процессы падения уровня жизни отражаются на экономических реформах, всесторонне блокируя их продвижение. Рост уровня жизни создает материальную базу для повышения качества жизни.

2. Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство. Направления экономической функции государственной деятельности:

-Структурная перестройка российской экономики (производится продукция жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку)

-Реальная поддержка производителей

-Целенаправленная инвестиционная политика

-Снижение темпов инфляции, отказ от монопольного ценообразования на основные энергоресурсы

-Отстаивание интересов российских компаний

-Реформа экономического механизма аграрного сектора и др.

Расходы государства на выполнение им экономической функции направлены:

-Трансфертные платежи - по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, пенсии по старости, ветеранам войн. Призваны сократить разрыв в уровнях жизни- высоко- и низко доходных, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

-Предоставление государственных субсидий, субвенций, налоговых инвестиционных кредитов отдельным отраслям. Выделяя субсидии, снижая процентные ставки, государство, тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые области получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрыть.

Центральные власти должны обеспечивать производство тех благ, которые значимы для общества в целом (национальная оборона, транспортная система, единая энергетическая). На региональном и местном уровне должны производиться локальные блага, относящиеся только к данной территории, с учетом потребностей местного населения.

Смысл рыночной экономики не в частной собственности, а в конкуренции различных форм собственности и хозяйствования. Сущность экономической функции современного государства - создание конкурентной среды и ее защита.

Расходы государства на управление – это денежные средства, выделяемые из бюджетов разных уровней на обеспечение деятельности Президента РФ, руководителей субъектов Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Финансирование органов власти – бюджетные средства выделяются каждому министерству и ведомству под конкретные задачи и цели, определяемые на краткосрочную перспективу – 3 года. Ассигнования на содержание органов управления ежегодно утверждаются в составе расходов соответствующего бюджета.

Гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть на федеральном уровне представлена Федеральным собранием, исполнительная – президентом и правительством, судебная – судами РФ.

На региональном уровне и на местах структура органов управления представлена законодательными (представительными) органами и администрацией.

Для обеспечения экономного расходования средств на управление расходы регулируются по направлениям: 1) лимитирование (ограничение) расходов; 2) сокращение расходов, связанных с совершенствованием аппарата управления; 3) нормирование численности аппарата.

Финансовые органы постоянно контролируют соблюдение штатно-сметной дисциплины в аппарате управления и разрабатывают мероприятия по сокращению расходов.

Военные расходы государства – денежные средства, выделяемые государством на подготовку военной организации и страны к действиям по обеспечению обороны и военной безопасности, на осуществление таких действий в различных формах в мирное время, а также на ликвидацию некоторых их последствий.

В состав военных расходов входят:

Прямые – затраты, официально выделяемые в федеральном бюджете страны на цели обороны и военной безопасности (основная часть).

Косвенные – затраты, не связанные непосредственно с созданием, поддержанием и наращиванием военной мощи государства, но воздействующие на эти процессы с целью либо создания, либо с ликвидацией последствий военных действий.

Расходы государства на оборону – ведущая составная часть военных расходов государства на подготовку вооруженных сил и страны к действиям по обеспечению обороны, их осуществлению и ликвидацию некоторых их последствий.

Экономические источники расходов государства на оборону – ВВП и национальное богатство, а в определенных случаях внешнеэкономические ресурсы. Уровень расходов характеризует степень военно-финансового и военно-экономического напряжения страны, Его оптимальное определение имеет для государства важное политическое, социальное и экономическое значение.

 

 

Урок 19 Бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, их значение

 

 

Бюджет органа государ­ственной власти или органа местного самоуправления — форма обра­зования и использования государственных и муниципальных финан­совых ресурсов, направляемых на обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью удовлетворения общественных потребностей.

 

Общественный характер бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправ­ления предусматривает:

—обязательность участия организаций и граждан в формирова­нии средств бюджета;

—расходование бюджетных средств по различным направлени­ям, отвечающим задачам социально-экономической политики государ­ства;

т- отсутствие закрепления доходов и поступлений в бюджет за определенными расходами (за рядом исключений, например, при фор­мировании и использовании целевых бюджетных фондов);

—нормативную регламентацию полномочий органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению;

—законодательное утверждение бюджета;

— применение мер ответственности за нецелевое и неэффектив­ное использование бюджетных средств и иные нарушения бюджетного законодательства.

Формирование бюджетов осуществляется на всех уровнях госу­дарственной власти и местного самоуправления.

В Российской Феде­рации федеральными органами государственной власти образуется федеральный бюджет, органами государственной власти субъектов Российской Федерации — бюджеты субъектов Российской Федерации. В распоряжении органов местного самоуправления находятся мест­ные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Наряду с бюджетами органов государственной власти и органов местного самоуправления формируются бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов.

 

В Российской Федерации между бюджетами органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления и бюджетами государственных внебюджетных фондов существуют взаимосвязи, сре­ди которых можно выделить следующие:

—между федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Средства федерально­го бюджета перечисляются в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на социальную поддержку определенных групп граждан; в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — на оказание дополнительной медицинской помощи не­которым категориям лиц; в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации — на выплату базовой части трудовой пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению и др. В свою очередь в фе­деральный бюджет могут зачисляться средства отдельных государствен­ных внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации фе­деральный бюджет обеспечивает финансирование программ обучения в области охраны труда;

—между бюджетами субъектов Российской Федерации и бюд­жетами территориальных государственных внебюджетных фондов. За счет бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам террито­риальных фондов обязательного медицинского страхования предостав­ляются средства на обязательное медицинское страхование неработа­ющего населения;

 

—между бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Например, средства бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования перечисляются бюд­жету Фонда социального страхования Российской Федерации на ока­зание дополнительной медицинской помощи работающим гражданам в рамках обязательного медицинского страхования;

между бюджетами государственных внебюджетных фондов Российскои~Фёдерации и бюджетами территориальных государствен­ных внебюджетных фондов.

 

— между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Россий­
ской Федерации и местными бюджетами (взаимосвязи между данны­
ми бюджетами, называемые межбюджетными отношениями, рассмат­
риваются в теме 4.2).

Формирование бюджетов органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления и бюджетов государственных и муни­ципальных внебюджетных фондов осуществляется посредством моби­лизации различных доходов и поступлений, а также путем образования денежных накоплений. Таким образом, в составе государственных и муниципальных финансовых ресурсов выделяют:

—государственные и муниципальные доходы;

—поступления из источников финансирования дефицитов бюд­жетов органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления и бюджетов государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

— государственные и муниципальные денежные накопления.

 

 

Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления являются важнейшим звеном сферы государ­ственных и муниципальных финансов.

 

Бюджет как система объективно существующих отношений ока­зывает активное воздействие на развитие экономики и социальной сфе­ры. С помощью бюджета может изменяться структура общественного воспроизводства, обеспечиваться развитие отраслей, определяющих на­учно-технический прогресс, осуществляться перераспределение бюд­жетных средств в пользу определенных территорий в соответствии с це­лями и задачи бюджетной политики.

Несмотря на то что каждый бюджет формируется и исполняется самостоятельно соответствующим органом государственной власти либо органом местного самоуправления, в рамках бюджетной системы РФ, основанной также на принципе единства, между органами госу­дарственной власти и органами местного самоуправления возникают определенные взаимоотношения, называемые межбюджетными. В со­ответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные отноше­ния — это взаимоотношения между федеральными органами государ­ственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопро ам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Эти отношения возникают, во-первых, по поводу разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и, во-вторых, по поводу перераспределения средств между бюджетами разных уров­ней.

Разграничение доходов между бюджетами в Российской Фе­дерации осуществляется путем разделения видов налогов между уровнями управления, а также путем разделения (квотирования) по- ' ступлений от налогов в бюджеты разных уровней. В соответствии с На­логовым кодексом РФ все налоги, взимаемые на территории России, делятся на три вида — федеральные, региональные (налоги субъектов РФ) и местные.

Перераспределение средств между бюджетами разных уров­ней представляет процесс ежегодной передачи средств из бюджета од­ного уровня в бюджет другого уровня для оказания финансовой помо­щи, компенсации решений вышестоящих органов власти, а также покрытия временных кассовых разрывов.

 

 

Федеральный бюджет занимает центральное место в бюджетной системе Российской Федерации. Через федеральный бюджет распре­деляется более 60% доходов всех бюджетов бюджетной системы РФ и более 50% расходов. Федеральный бюджет является формой обра­зования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Россий­ской Федерации. Федеральный бюджет утверждается в форме феде­рального закона федеральными органами законодательной власти.

 

За счет средств федерального бюджета обеспечивается реализация полномочий органов государственной вла­сти РФ по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В частности, из фе­дерального бюджета финансируются: деятельность Президента РФ, федеральных органов законодательной и исполнительной власти; функ­ционирование федеральной судебной системы; международная деятель­ность (реализация межгосударственных договоров); национальная обо­рона (содержание Вооруженных сил РФ); правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; иссле­дование и использование космического пространства; государственная поддержка атомной энергетики; конверсия оборонной, угольной про­мышленности; государственная поддержка железнодорожного, воздуш­ного и морского транспорта; деятельность учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры и искусства), нахо­дящихся в ведении органов государственной власти РФ; предупреж­дение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихий­ных бедствий федерального масштаба; обслуживание государственного долга РФ; пополнение государственных запасов и резервов; проведе­ние выборов и референдумов Российской Федерации; финансовая под­держка субъектов РФ и др. расходы

 

Бюджет субъекта Российской Федерации является формой об­разования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соот­ветствующего субъекта Российской Федерации. Он утверждается в форме закона субъекта РФ региональными органами законодатель­ной власти.

За счет средств бюджета субъекта РФ обеспечивается реализация полномочий органов государственной власти субъектов РФ вне преде­лов ведения Российской Федерации и по предметам совместного веде­ния Российской Федерации и субъектов РФ. В частности, из бюджета субъекта РФ финансируются: деятельность президентов республик в составе РФ и глав администраций субъектов РФ, органов законода­тельной и исполнительной власти субъектов РФ, государственная под­держка отраслей региональной экономики (сельскохозяйственного производства, транспорта пригородного и межмуниципального значе­ния и др.), содержание учреждений социальной сферы, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; предупреж­дение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихий­ных бедствий регионального масштаба; обслуживание государственного долга субъектов РФ; проведение выборов и референдумов субъектов РФ; финансовая поддержка муниципальных образований и иные виды расходов.

Местный бюджет является формой образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципаль­ного образования. Местные бюджеты утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

За счет средств местных бюджетов обеспечивается реализация полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Состав расходов местных бюджетов определяется необходи­мостью удовлетворения потребностей граждан, связанных с их прожи­ванием на территории данного муниципального образования. За счет средств местных бюджетов финансируются: деятельность органов местного самоуправления; функционирование муниципальных органов охраны общественного порядка; содержание муниципального жилого фонда, благоустройство и озеленение территории муниципального об­разования и иные мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства; муниципальное дорожное строительство и содержание до­рог местного значения; организация наземного пассажирского транс­порта общего пользования; деятельность учреждений социальной сферы, находящихся в ведении органов местного самоуправления; предупреж­дение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихий­ных бедствий местного масштаба; обслуживание муниципального дол­га; проведение муниципальных выборов и местных референдумов и другие виды расходов.

 

Урок 20 Государственные внебюджетные фонды, их характеристика.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Государственные и муниципальные кредиты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.