Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Организация управленческого учета

Или

Или

Или

Методы ценообразования на предприятия

Современные экономические исследования показывают, что выбранная политика ценообразования может привести как к экономическому росту и процветанию организации, так и к ее упадку. Одним из факторов, оказывающих влияние на ценообразование, является размер затрат, понесенных при производстве и продаже продукции. Следовательно, себестоимость продукции - это основа для формирования цены.

Нам уже известно, что себестоимость продукции рассчитывается разными методами; в зависимости от выбранного метода себестоимость может быть больше или меньше. Как быть руководителю организации в таком случае и как правильно сформировать цену на продукцию? Ответить на эти вопросы поможет изучение основ внешнего и внутреннего ценообразования.

Первым существенным вопросом данной темы является внешнее ценообразование. Основная его цель — определить такую цену на реализуемую продукцию, которая позволит достичь объема продаж, максимизирующего прибыль. В процессе ценообразования следует учитывать множество внутренних и внешних факторов: рекламу и маркетинг, упаковку, послепродажное обслуживание, сроки доставки, надежность поставщиков, условия кредита.

Основой для выработки решений об установлении цены является себестоимость производства продукции. Основные методы установления цены, базирующейся на основе затрат на производство продукции:

- переменных затрат;

- валовой прибыли;

- рентабельности продаж;

- рентабельности активов.

Ценообразование на основе переменных затрат. Первый из подходов к установлению цены на основе затрат состоит в том, что рассчитывается некоторая процентная наценка к переменным производственным затратам для каждого вида продукции. Этот подход называется методом ценообразования на основе переменных затрат.

 

Для расчетов используются две формулы:

Процент наценки = (желаемая величина прибыли + постоянные общепроизводственные затраты + коммерческие, общие, административные расходы)
суммарные переменные производственные затраты

 

Цена на основе переменных затрат = переменные производственные затраты на единицу + (процент наценки х переменные производственные затраты на единицу)

 

 

Цена на основе переменных затрат = переменные производственные затраты на единицу Х (1 + процент наценки)

 

Цена устанавливается на основе процентной надбавки ко всем переменным производственным затратам.

 

Метод переменных затрат целесообразно использовать, если соблюдаются условия:

ü стоимость активов, вовлеченных в производство каждого вида продукции на предприятии одинакова;

ü отношение переменных затрат к остальным производственным расходам одинаково для каждого вида продукции.

 

Пример:

Предприятие выпускает продукцию А. Прямые материальные и прямые трудовые затраты на единицу продукции составляют соответственно 50 и 20 руб., переменные общепроизводственные затраты - 10 руб.; постоянные общепроизводственные расходы - 250 тыс. руб.; коммерческие общие и административные расходы - 200 тыс. руб. Размер желаемой прибыли - 360 тыс. руб.

Определить цену, если планируемый объем производства должен составить 120 тыс. единиц продукции.

Решение:

1. Определим переменные затраты на единицу продукции:

Переменные затраты на ед. продукции = 50 руб. + 20 руб. + 10 руб. = 80 руб.

2. Определим переменные затраты на объем продукции:

80 руб. х 120 тыс. ед. = 9600 тыс. руб.

3. Рассчитаем процентную наценку:

Процент наценки = (желаемая величина прибыли + постоянные общепроизводственные затраты + коммерческие, общие, административные расходы) / суммарные переменные производственные затраты = (360 тыс. руб. + 450 тыс. руб.): 9600 тыс. руб. = 810 тыс. руб.: 9600 тыс. руб. = 0,084.

4. Цена продукции А составит:

Ц = переменные производственные затраты на единицу Х (1 + процент наценки) = 80 руб. х (1 + 0,084) = 86,72 руб.

 

Таким образом, чтобы покрыть все затраты на производство продукции и получить прибыль в размере 360 тыс. руб., предприятию необходимо установить цену на продукцию А в размере 86, 72 руб.

 

Ценообразование на основе валовой прибыли. Второй метод установления цены в качестве расчетной базы использует валовую прибыль, которая определяется как разница между объемом реализации продукции (выручкой от реализации) и себестоимостью реализованной продукции. Цена устанавливаемая по этому методу должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не учтены при расчете валовой прибыли. Этот метод может быть легко применен, поскольку информацию о производственных затратах, операционных расходах на единицу продукции легко получить из учетных данных, нет необходимости деления затрат на постоянные и переменные.

При этом методе используются следующие две формулы:

 

Процент наценки = (желаемая величина прибыли + коммерческие, общие, административные расходы)
суммарные производственные затраты

 

Цена на основе валовой прибыли = суммарные производственные затраты на единицу + (процент наценки х суммарные производственные затраты на единицу)

 

 

Цена на основе валовой прибыли = суммарные производственные затраты на единицу Х (1 + процент наценки)

 

 

Пример:

Используя условия вышеуказанного примера определим цену продукции А.

1. Рассчитаем общие суммарные производственные затраты:

Общие суммарный производственные затраты = 9600 тыс. руб. + 250 тыс. руб. = 9850 тыс. руб.

2. Определим валовую прибыль, суммируя коммерческие, общие, административные расходы и желаемую величину прибыли:

Валовая прибыль= 360 тыс. руб. + 200 тыс. руб. = 560 тыс. руб.

3. Ставку процента наценки рассчитаем по формуле:

Процент наценки = (желаемая величина прибыли + коммерческие, общие, административные расходы): суммарные производственные затраты = 560 тыс. руб.: 9850 тыс. руб. = = 0,0569.

4. Определим производственные затраты на единицу продукции:

Производственные затраты на единицу= 9850 тыс. руб.: 120 тыс. ед. = 82,08 руб.

5. Цена продукции А составит:

Цена = суммарные производственные затраты на единицу х (1 + Процент наценки) = 82,08 руб. х (1 + 0,0569) = 86,75 руб.

Таким, образом, чтобы покрыть все затраты и получить желаемую прибыль в размере 360 тыс. руб., необходимо установить цену на уровне 86,75 руб.

 

Ценообразование по методу рентабельности продаж. Когда используется метод рентабельности продаж, процентная наценка включает только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все затраты должны быть распределены по единицам продукции. Для расчетов используются формулы:

Процент наценки = желаемая величина прибыли
суммарные затраты

 

Цена на основе рентабельности продаж = суммарные затраты на единицу + (процент наценки х суммарные затраты на единицу)

 

Цена на основе рентабельности продаж = суммарные затраты на единицу Х (1 + процент наценки)

Пример:

Используем условия вышеприведенного примера. Тогда формирование цены продукции А будет осуществляется следующим образом:

1) общие затраты предприятия:

Общие затраты = 250 тыс. руб. + 200 тыс. руб. + 9600 тыс. руб. = 10 050 тыс. руб.;

2) затраты на единицу продукции:

Затраты на единицу = 10 050 тыс. руб.: 120 тыс. ед. = 83,75 тыс. руб.;

3) ставка процентной наценки рассчитывается по формуле:

Процентная ставки = Желаемая величина прибыли / суммарные затраты = 360тыс. руб.: (250 тыс. руб. + 200 тыс. руб. + 9600тыс. руб.) = 360 тыс. руб.: 10 050 тыс: руб. = 0,0358;

4) цена составит:

Цена = суммарные затраты на единицу Х (1 + процент наценки) = 83,75 тыс. руб. х (1 + 0,0358) = 86,75 тыс. руб.

Ценообразование на основе рентабельности активов. Установление цены на основе рентабельности активов должно обеспечить компании определенный уровень рентабельности активов. Для расчета цены используют следующую формулу.

 

Цена на основе рентабельности активов = суммарные затраты на единицу + (желаемая норма рентабельности активов х общая стоимость активов / ожидаемый объем производства в единицах)

 

Пример:

Стоимость имущества предприятия равна 200 тыс. руб., желаемая ставка рентабельности активов - 0,25. Объем производства - 120 тыс. единиц, общие затраты - 10 050 тыс. руб.

Определить цену реализации.

Цена продукции определяется следующим образом:

1) затраты на единицу продукции:

Суммарные затраты на единицу = 10 050 тыс. руб.: 120 тыс. ед. = 83,75 руб.

2) цена единицы продукции равна:

Цена = суммарные затраты на единицу + (желаемая норма рентабельности активов х общая стоимость активов / ожидаемый объем производства в единицах) = 83,75 руб. + 0,25 х 200 тыс. руб.: 120 тыс. ед. = 84,17 руб.

 

 

Производственные предприятия могут использовать любой из рассмотренных методов определения цены в зависимости от информации, которой они располагают. Если при расчетах будут использованы одни и те же исходные данные, то и цены, рассчитанные первыми тремя методами, будут одинаковыми.

Ценообразование будет отражать реальное положение дел, если проводится предварительная работа по обоснованию затрат, учитываемых при ценообразовании, выбору метода калькулирования, определению размера прибыли и если будет объективно определен уровень производства, при котором постоянные затраты минимальны.

Таким образом, затратами, на основе которых рассчитывается цена, могут быть:

1) переменные производственные затраты на единицу;

2) суммарные производственные затраты на единицу;

3) суммарные затраты на единицу.

Часто суммарные производственные затраты на единицу продукции очень легко определить, что делает метод установления цены на основе валовой прибыли хорошим инструментом ценообразования. Установление цены на основе рентабельности активов также хороший метод, если стоимость активов, используемых в производстве данного вида продукции, может быть точно определена. В противном случае, этот метод может дать неправильный результат.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ и принятие решений в области ценообразования | Централизация и децентрализация управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.