Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

ЛЕКЦИЯ 22. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА


В зависимости от технического и технологического со­вершенства процессов извлечения и переработки природных ресурсов, экономической рентабельности, а также с учетом сведений об объемах природного сырья выделяют две катего­рии природно-ресурсных запасов:

доступные (доказанные или реальные) запасы — объ­емы природного ресурса, выявленные современными методами разведки, технически доступные и экономи­чески рентабельные для освоения;

потенциальные (общие) ресурсы — ресурсы, помимо доступных, установленные на основе теоретических расчетов и обследований, включая те, которые в настоя­щее время нельзя освоить по техническим или экономи­ческим соображениям (например, залежи бурого угля на больших глубинах, запасы пресной воды в ледни­ках). Кроме того, потребности в природном ресурсе мо­гут полностью блокироваться технологической невоз­можностью их освоения в наши дни, например, произ­водство энергии на основе управляемого термоядерного синтеза. Поэтому потенциальные ресурсы образно назы­вают «ресурсами будущего».

С развитием научно-технического прогресса потенциаль­ные ресурсы переходят в категорию доступных.

Разработаны и применяются несколько классификаций природных ресурсов: по природному происхождению, по ви­дам хозяйственного использования, по признаку исчерпа­емости.

Классификация по происхождению. По указанному при­знаку природные ресурсы подразделяют на минеральные, кли­матические, водные, земельные, почвенные, биологические (растительные и животные). Эта классификация не отражает хозяйственной роли ресурсов и их экономического значения, поэтому чаще применяют классификацию по направлениям и формам использования.

Классификация по видам хозяйственного использования. В зависимости от отнесения к тому или иному сектору матери­ального использования природные ресурсы подразделяют на ресурсы промышленного и сельскохозяйственного производст­ва. Ресурсы промышленного производства включают в себя все виды сырья, используемого промышленностью: энергети­ческие (горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресур­сы, биоконверсионная энергия, ядерная энергия) и н е э н е р гетические (ресурсы металлургии, химии и нефтехимии, лесопереработки и т. п.).



Классификация по признаку исчерпаемости. По призна­ку исчерпаемости все природные ресурсы, как и ресурсы био­сферы, подразделяют на исчерпаемые и неисчер­паемые. Неистощимость ресурса подразумевает его бесконечность, хотя бы в сравнении с потребностями в нем.

Для производства энергии в ХХI веке используются разнообразные природные ресурсы: 1) горючие полезные ископаемые – нефть, уголь, газ, уран, битуминозные сланцы и др.; 2) гидроэнергоресурсы – энергия свободно падающей воды, приливно-волновая энергия морских вод и др.; 3) источники биоконверсионной энергии – топливная древесина, биогаз и др.; 4) ядерное сырье – уран; 5) энергия природных процессов – энергия ветра, солнечная энергия и др. Основными энергоресурсами ХХI века являются каменный уголь, нефть и природный газ. По данным Т.В. Акимовой, В.В. Хаскина (2006), относительный вклад главных источников энергии в общее использование энергии таков: уголь – 25%, нефть – 34,5%, газ – 19,3%, гидроэнергия – 6,3%, ядерная энергия – 8,7%, прочие источники – 6,2%.

 

 

Несмотря на то, что использование исчерпаемых невозобновимых энергоресурсов ископаемого топлива создает серьезные экономические и экологические проблемы, современное общество намного меньше использует возобновимые энергоресурсы природы. Гидроэнергия рек, солнечная, геотермальная и ветровая энергии относятся к «новым и возобновляемым источникам энергии (НВИЭ). Запасы НВИЭ намного больше, чем запасы ископаемых топлив, но энергия, заключенная в них, характеризуется непостоянством, она распределена на больших пространствах, мало концентрирована и плохо поддается контролю. Несмотря на то, что разработаны современные технологии по использованию потенциала возобновимых энергоресурсов, относительный вклад этих ресурсов в общее использование энергии в мире невелик и даже для более традиционной гидроэнергии составляет всего 6,3%. Вклад ветроэнергетики в общее использование энергии не более 2%, а других возобновляемых источников энергии – еще меньше.

Каменный и бурый угли относятся к категории топливно-энергетического сырья, используемого с начала индустриальной эпохи. До 60-х гг. ХХ века ископаемые угли представляли собой главный вид топлива в мировой экономике, на его долю приходилась почти половина производства первичных энергоресурсов (первичными энергоресурсами являются каменный и бурый уголь, торф, сланцы, нефть, природный и попутный газ, электроэнергия, выработанная на ГЭС, АЭС, ГеоЭС). Переориентация энергетики на жидкое и газообразное топливо сократила объемы использования угля, но не вытеснила этот традиционный источник энергии. В настоящее время примерное соотношение использования углеводородного топливно-энергетического сырья «уголь:нефть:газ» в мире составляет 34:43:23.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ 21. Парниковый эффект | ЛЕКЦИЯ 23. Продовольственная проблема

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.