Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема: Г лобальная унификация культуры

Вопросы:

1. Глобальные масштабы унификации культуры и теория «глобальной ойкумены» Ульфа Ганнерса.

2. Четыре сценария глобальной культурной унификации Ганнерса и теория Шмуэля Айзенштадта.

 

Первый вопрос:

1. Глобальные масштабы унификации культуры и теория «глобальной ойкумены» Ульфа Ганнерса.

В настоящее время во всем мире широкое распространение получила растущая вестернизация (или даже американизация).

Нынешние глобальные масштабы унификации культуры, то есть распространения западных ценностей по всему миру, определяются главным образом средствами массовой коммуникации, осо­бенно телевидением. Кроме того, беспрецедентный размах путешествий и туризма в развитых странах также способствует распространению по всему миру образцов запад­ной культуры.

Эти важные процессы наводят на теоретические размышления.

Одним из них является теория «глобальной ойкумены», предложенная Ульфом Ганнерсом. Под «ойкуменой» он понимает регион постоянно­го культурного взаимодействия, обмена и перевода феноменов одной культуры на язык другой. Постепенное расширение ойкумены дости­гает в наше время действительно глобальных масштабов. Традицион­ные культуры возникают в обществах, существующих в определенных границах; они привязаны к этому пространству и воспроизводят себя при непосредственных контактах и в одном временном промежутке.

В противоположность им современные культуры пересекают любые конкретные временные и пространственные рамки и благодаря современным технологиям в области коммуникации и транспорта «разрывают пространство и время».

Культурные потоки в пределах глобальной ойкумены не сим­метричны и не двусторонни. Большинство из них однонаправлены, с четким разделением центра, где формируются культурные послания, и периферии, где они воспринимаются. Культурные перемещения от пе­риферии к центру ограничены. В качестве редких примеров из недав­него прошлого можно назвать музыку регги, латиноамериканские рит­мы и африканский рок.

Ганнерс считает, что подобная асимметричная структура типа центр-периферия – не единая система, покрывающая все измерения культуры и географические регионы. Это множественный конгломерат (механическое соединение чего-нибудь разнородного, беспорядочная смесь) с различными специализированными региональными центрами, кото­рые изменяются и сдвигаются во времени. Сейчас к таким специали­зированным центрам относят США (в области науки, новейших техно­логий и массовой культуры), Францию (в области сверхмодной одеж­ды, парфюмерии и производства деликатесов), Японию (в сфере корпоративной культуры); к региональным центрам – Мексику в Латинской Амери­ке, Египет в арабском мире, Ватикан – в католическом, священные города Кум и Мекка – в исламском.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность психологической зависимости, виды психозависимости | Четыре сценария глобальной культурной унификации Ганнерса и теория Шмуэля Айзенштадта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.