Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники отрасли муниципального права

 

Под источниками муниципального права понимают совокупность правовых актов, содержащих муниципально-правовые нормы. Отрасль муниципального права складывается из нормативных актов. Источники муниципального права можно подразделить на несколько групп.

Первую группу составляют международные правовые акты. К ним, прежде всего, можно отнести Европейскую Хартию местного самоуправления. Нормами Европейской Хартии руководствуются государства – члены Совета Европы, подписавшие Хартию. Для Российской Федерации Хартия вступила в силу 1 сентября 1998 г. Европейская Хартия закрепила понятие местного самоуправления, основные принципы, лежащие в основе организации местного самоуправления, раскрыла сферы компетенции местного самоуправления, порядок реализации полномочий, основные направления формирования муниципальных финансовых ресурсов, гарантии самостоятельности местного самоуправления, защиты его прав.

Немаловажным значением в системе источников муниципального права обладают международные договоры и соглашения. Так, на основании международных договоров иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, могут принимать участие в муниципальных выборах и местных референдумах.

Ко второй группе источников муниципального права относятся федеральные нормативные акты. Основным правовым актом в данной группе является Конституция РФ, в которой более 20 статей посвящены наиболее важным положениям, раскрывающим сущность местного самоуправления. Специальная гл. 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» содержит общие нормы построения и функционирования муниципальной власти (нормы, определяющие назначение местного самоуправления, основы деятельности органов местного самоуправления и населения по решению вопросов местного значения).

Нормы муниципального права содержатся в федеральных законах и законах РФ. Важнейшим источником муниципального права служит Закон 2003 г., который определяет:

1) общие положения об организации местного самоуправления;

2) принципы территориальной организации местного самоуправления;

3) компетенцию местного самоуправления;

4) формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении;

5) систему органов местного самоуправления;

6) систему муниципально-правовых актов, порядок их подготовки, вступления в силу и отмены;

7) экономическую основу местного самоуправления;

8) порядок осуществления межмуниципального сотрудничества;

9) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;

10) особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, на приграничных территориях.

Положения данного Закона во многом обращены в будущее. Начинает формироваться новая организация местного самоуправления (например, территориальная, организационная), отличная от модели, сложившейся на основе норм Закона 1995 г.; новая система законодательства (положения нового Федерального закона должны найти свое отражение в федеральном законодательстве, например, в Бюджетном кодексе РФ, Гражданском процессуальном кодексе РФ, градостроительном, земельном законодательстве). Субъекты РФ должны привести свое законодательство в соответствие с требованиями Федерального закона. Для решения наиболее важных вопросов, связанных со вступлением в силу нового закона (Закон 2003 г.), особенностями осуществления местного самоуправления в переходный период, обеспечением реализации положений Федерального закона, в Законе установлена гл. 12 «Переходные положения».

Нормы, регулирующие вопросы муниципального права, содержатся и в федеральных кодификационных законах — кодексах. Так, Гражданский кодекс РФ определяет, какое имущество является муниципальным, закрепляет положения о порядке образования, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В Бюджетном кодексе РФ закреплены основные принципы организации местных финансов, источники формирования муниципальных финансовых ресурсов. Налоговый кодекс РФ закрепляет перечень местных налогов и сборов, определяет налоговые ставки. Градостроительный кодекс РФ подразделяет городские, сельские подразделения на виды в зависимости от численности населения, устанавливает требования к описанию и утверждению границ муниципальных образований.

Нормы муниципального права содержатся и в отраслевом законодательстве. Например, Закон РФ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе» устанавливает общие принципы прохождения муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» регулируе правовые отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества.

К источникам муниципального права относятся указы Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ. Указы Президента РФ по своим правовым свойствам стоят ниже закона, издаются на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании местного самоуправления. Нормативные правовые акты Правительства РФ развивают и конкретизируют содержащиеся в законах и указах Президента РФ нормы по вопросам местного самоуправления.

Нормы муниципального права содержатся и в постановлениях Конституционного Суда РФ. Так, в постановлении от 15 января 1998 г. Конституционный Суд РФ указал, что утверждение местного бюджета, формируемого за счет собственных источников, установление в соответствии с законодательством местных налогов и сборов, определение порядка пользования землей и другими находящимися в муниципальной собственности природными ресурсами — все это в соответствии с ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ относится к исключительным полномочиям местного самоуправления.

Третью группу источников составляют нормативно-правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ: конституции республик, уставы иных субъектов РФ и другие нормативно-правовые акты, которые регулируют:

вопросы организации местного самоуправления в субъектах РФ;

права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

права, обязанности, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;

права, обязанности, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ.

В четвертую группу источников муниципального права входят муниципальные нормативные правовые акты. К ним относятся: устав муниципального образования; решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан; постановления и распоряжения главы муниципального образования по вопросам организации деятельности представительного органа местного самоуправления; постановления главы местной администрации по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий; распоряжения главы местной администрации по вопросам организации работы местной администрации; распоряжения, приказы иных должностных лиц местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Муниципальные образования могут заключать соглашения о передаче осуществления части своих полномочий (органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений), договоры и соглашения на объединение финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения, договоры органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления на осуществление хозяйственной деятельности с использованием средств местного бюджета.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Муниципальное право — комплексная отрасль права | Как особый источник муниципального права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.