Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты муниципально-правовых отношений

И прекращения муниципально-правовых отношений

Основания возникновения, изменения

 

Основаниями возникновения, изменения и прекращения муниципально-правовых отношений являются юридические факты, переводящие модель поведения субъектов муниципально-правовых отношений в конкретное действие.

Юридические факты делятся на события и действия. События — это юридические факты, которые не зависят от воли участников правоотношений (достижение возраста пассивного и активного избирательного права, чрезвычайные ситуации).

Среди юридических фактов в муниципальном праве выделяют также правовые состояния (признание главы муниципального образования безвестно отсутствующим, прекращение гражданства РФ у депутата представительного органа).

Действия — это сознательная, целенаправленная деятельность субъектов муниципально-правовых отношений. Действия в зависимости от соответствиямуниципально-правовым нормам можно подразделить на правомерные (соответствующие нормам действующего законодательства, не нарушающие права и свободы человека и гражданина) и неправомерные (нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, нарушение избирательных прав граждан, нецелевое использование муниципальным органом переданных государством финансовых средств). Правомерные действия подразделяют на факты-поступки (формирование избирательной комиссии муниципального образования) и акты (акты органов местного самоуправления, органов государства, акты, принятые на местном референдуме).

Для муниципального права характерны и юридические составы — совокупность условий, необходимых для возникновения правоотношения (например, для пенсионного правоотношения требуются достижение муниципальным служащим пенсионного возраста, наличие стажа, представление необходимых документов, рассмотрение вопроса о назначении пенсии компетентным органом.

 

 

Субъектами муниципально-правовых отношений выступают население муниципального образования, органы местного самоуправления, муниципальные образования, государственные органы, предприятия, учреждения, организации, функционирующие на территории муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления и т.д.

Население, граждане муницпального образования. Местное самоуправление — одна из форм осуществления народом принадлежащей ему власти. Это положение вытекает из ст. 3 Конституции РФ, в которой указывается, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Население муниципального образования непосредственно осуществляет местное самоуправление в таких формах, например, как выборы, референдум, сходы, территориальное общественное самоуправление, голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, и принимает участие в осуществлении местного самоуправления, обсуждая проекты нормативных актов, внесение проектов нормативных актов по вопросам местного значения в муниципальные органы, голосуя по вопросам изменения границ муниципальных образований, преобразования муниципальных образований, обсуждая вопросы местного значения на собраниях. В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе и отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В нормативном порядке (в Конституции РФ, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов РФ, уставах муниципальных образований) закреплены не только формы осуществления населением местного самоуправления, но и порядок, гарантии такого осуществления. Так, согласно действующему законодательству население муниципального образования определяет структуру органов местного самоуправления; в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек население непосредственно на сходе принимает устав муниципального образования, выражает недоверие депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления. Мнение населения должно учитываться при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Гарантии избирательных прав граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов устанавливаются также субъектами РФ на основании федерального закона.

Граждане осуществляют местное самоуправление на равных основаниях, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В местном самоуправлении могут принимать участие и иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования. Объем прав иностранных граждан на осуществление местного самоуправления устанавливается международными договорами и федеральными законами.

Органы и должностные лица местного самоуправления. К ним относятся: выборный орган местного самоуправления, местная администрация, контрольный орган местного самоуправления, глава муниципального образования. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные органы местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления, органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.

Свобода деятельности органов местного самоуправления гарантируется запретом на осуществление административного контроля за их деятельностью, наделением органов местного самоуправления правом создавать структуру, отвечающую местным потребностям, законодательной гарантией невмешательства в их деятельность государственных органов и их должностных лиц.

Особая роль в системе органов местного самоуправления отводится представительному органу, который население городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа объединяет в единый территориальный коллектив. Представительный орган для решения задач, стоящих перед местным самоуправлением, наделен законом исключительной компетенцией (принимает устав муниципального образования, утверждает местный бюджет, определяет порядок управления муниципальным имуществом, принимает планы, программы развития муниципального образования и т.д.).

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования осуществляет непосредственное управление отраслями и сферами местной жизни.

В соответствии с собственной компетенцией органы местного самоуправления выступают инициаторами изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, представляют и защищают интересы населения муниципального образования в государственных органах, судебных инстанциях, создают муниципальные предприятия, учреждения, организации, осуществляют контроль за их деятельностью, участвуют в кредитных отношениях и т.д.

Законами РФ, законами субъектов РФ органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами, организациями, подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, издает правовые акты по вопросам своей компетенции и др. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены иные должности, как выборные, так и назначаемые, например, должность главы местной администрации, который возглавляет деятельность администрации и формирует ее аппарат.

Муниципальное образование. Муниципальное образование представляет собой отдельную территориальную единицу, в пределах которой население реализует свое право на местное самоуправление. В введении муниципальных образований находятся вопросы местного значения. Муниципальное образование обладает правами собственника муниципального имущества, хотя и не является юридическим лицом. Распоряжаются муниципальной собственностью от имени муниципального образования и осуществляют права, обязанности муниципального образования как субъекта муниципально-правовых отношений органы местного самоуправления в пределах компетенции.

В соответствии с геральдическими правилами муниципальные образования вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.

Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг.

Государственные органы, объединения муниципальных образований, межмуниципальные хозяйственные общества, общественные организации, предприятия, учреждения, организации принято относить к субъектам, которые в той или иной мере содействуют осуществлению местного самоуправления.

Государственные органы прежде всего на федеральном уровне и уровне субъектов РФ определяют, создают и постоянно совершенствуют законодательную базу различных аспектов организации и деятельности всех звеньев системы местного самоуправления, ставя его в определенные рамки, позволяющие упорядочить его, противостоять любым попыткам установления безграничной самоуправленческой «демократии» и проявлению внутригосударственного сепаратизма со стороны каких бы то ни было муниципальных образований.

С одной стороны, федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ, как отмечалось выше, регламентирует и точно перечисляет предметы ведения местного самоуправления, а с другой — устанавливает полномочия органов федеральной и субъектов РФ государственной власти в области местного самоуправления: принятие и изменение законов о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением, регулирование порядка и фактической передачи объектов федеральной и субъектов РФ собственности в муниципальную собственность, законодательное наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, установление порядка судебной защиты и сама судебная защита прав местного самоуправления, осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и многие другие полномочия.

Местное самоуправление в пределах предоставленных полномочий самостоятельно, поэтому прямое командование муниципальными образованиями со стороны каких-либо государственных органов исполнительной власти исключается. Государственные органы исполнительной власти по необходимости используют особые и специфические формы и методы взаимодействия с органами местного самоуправления, исключающие прямое администрирование.

На федеральном уровне действует Совет по местному самоуправлению, который является координационным центром при Президенте РФ, обеспечивающим рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту РФ по разработке государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации. Во многих субъектах РФ при главах администраций действуют различные совещательные органы по местному самоуправлению.

Различные объединения муниципальных орбразований (советы муниципальных образований субъекта РФ, общероссийское объединение муниципальных образований) обеспечивают взаимодействие органов местного самоуправления, выражают и защищают общие интересы муниципальных образований, представляют интересы муниципальных образований в органах государственной власти. При этом советы муниципальных образований субъекта РФ, общероссийское объединение муниципальных образований не вправе ограничивать самостоятельность муниципальных образований.

Межмуниципальные хозяйственные общества обеспечивают путем объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов решение вопросов местного значения.

Общественные объединения принимают участие в выборах в органы местного самоуправления. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются органами местного самоуправления с участием представителей соответствующих общественных объединений или по согласованию с соответствующими общественными объединениями.

Предприятия, учреждения, организации, действующие на территории муниципальных образований. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с действующим законодательством создавать унитарные предприятия, учреждения, организации для осуществления различных видов хозяйственной, социально-культурной деятельности, решать вопросы их реорганизации, ликвидации. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок организации и деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей, заслушивают отчеты об их деятельности.

По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основании договоров. Органы местного самоуправления вправе координировать участие всех этих организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, но не вправе устанавливать какие-либо ограничения производственно-хозяйственной деятельности предприятий и социально-культурной или административно-политической деятельности учреждений, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

 

 


[1] См.: СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

[2] См. подробнее: Романов М.Л. К вопросу о юридической природе решений Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник СГАП. 2006. № 2. С. 15–19.

[3] Применительно к широко распространенному определению нормативного правового акта как акта, устанавливающего, изменяющего или отменяющего правовые нормы и соответственно меняющего объем прав, обязанностей и ответственности субъектов правоотношений (см., например: Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994. С. 8), постановления Конституционного Суда РФ, очевидно, обладают способностью трансформировать нормы муниципального права прежде всего на основе их конституционной ревизии.

[4] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 3-П // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 532.

[5] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. № 1-П // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708.

[6] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П // СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4943.

[7] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1997 г. № 14-П // СЗ РФ. 1997. № 42. Ст. 4902.

[8] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

[9] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 1374.

[10] См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2004 г. № 17-П // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4984.

[11] См.: Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. № 182-О // СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6460.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И виды муниципально-правовых отношений | Использование золо-шлаковых отходов в производстве строительных материалов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.