Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология в позднем Средневековье 12 – 15 века. 5 страница





3. Коллективное бессознательное - наиболее влиятельная психическая система, почти полностью отделено от личного бессознательного в жизни индивидуума, со- держит в себе воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловечское животное существование. Это – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллективном бессознательном содержатся все ≪архетипы≫.

Юнговская структура личности отличается от фрейдовской дифференциацией Ид - разведением ≪личного≫ и ≪коллективного≫ бессознательного, не противопоставлением их, но наделением разными качествами и механизмами формирования. У Фрейда ≪Ид≫ является биологическим, природным данным, а у Юнга бессознательное включает и социальные моменты. Однако ≪архетипы≫,наполняющие коллективное бессознательное, носят наследственный характер.

Понятие архетипа у К. Г. Юнга.

Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, присущи всему человеческому роду, врождены у каждого человека и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, которые имеют определенные характеристики и являются структурой личности.

1. Персона (Persona) - роль, предписанная человеку обществом или внутренними потребностями, это публичная маска личности, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности.

2. Анима (Anima) и Анимус (Animus) - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной

личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола

в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.

3. Тень (der Schatten) - это темная сторона личности, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской ≪Персоны≫ они вытесняются в индивидуальное бессознательное.

4. Самость (der Selbst) - это центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность, при этом не противопоставляя сознание бессознательному. Реализация самости является целью жизни.



Мотивационная система личности сформирована на архетипах как основных мотивах деятельности, направляющих организм в определенную сторону через преобладание

того или иного архетипа в структуре личности.

Историческое значение и критика идей К. Г. Юнга.

Юнг стремился создать универсальную теорию, объясняющую природу человека, которая открыта для нового опыта и возможных изменений и недогматична. Его идеи оказали существенное влияние на развитие психологии в XX столетии, обогатив и расширив ее понятийный аппарат.

Историческое значение идей Юнга.

1. Расширение понимания психики человека через введение понятия коллективного бессознательного и архетипов, дифференцируя понятие собственно бессознательного, углубляя его и лишая исключительно сексуальной природы.

2. Выделенные психологические типы экстраверта и интроверта, а также сопутствующие им четыре типа характера - интуитивный, мыслительный, ощущающий и чувствующий - легли в основу разработанных впоследствии типологий личности и тестов для выявлений принадлежности индивида к тому или иному типу.

3. Идея о решающем значении процесса индивидуализации (т. е. обретения своей самости) в развитии и становлении личности и стремления к ее целостности оказала

влияние на многие современные психотерапевтические концепции (гештальтподход Ф. Перлза, гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта), где главной задачей является создание целостной личности, возврат человека к своей самости и ее интеграция.

4. Понятие архетипа как общего для всей человеческой психики символа разрабатывалось в различных школах психотерапии (символодрама, сказкотерапия, использование символов и образов в психологическом консультировании)

Направления критики аналитической психологии.

1. Введя понятия ≪коллективное бессознательное≫ и ≪архетип≫, для того чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения психики человека, Юнг все же не смог далеко ≪уйти≫ от биологизации природы человека. Как ≪архетипы≫, так и ≪коллективное бессознательное≫ в конечном счете оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всего человеческого рода, и имеют биологический характер происхождения.

2. Психологизация культурных и социальных процессов, что характерно для всех неофрейдистов того времени.

 

27. Эпигенетическая концепция Эриксона.

Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй половине 20 в., пожалуй, наибольшее признание и распространение получила теория Э. Эриксона. (1902-1994). Это связано с тем, что его мысли о цельности личности, ее тождественности (идентичности) самой себе и обществу, в котором человек живет, стали весьма актуальны для большинства современных социумов, в которых одной из проблем является разобщенность и одиночество людей.

Эриксон связал воедино несколько тенденций в развитии психологии личности, соединив психоаналитический подход с важными идеями гуманистической психологии, главным образом с мыслью о неоднозначной роли адаптации, которая приостанавливает саморазвитие личности, и важности сохранения собственной идентичности и цельности.

В своей теории Эриксон пересмотрел позиции Фрейда не только в отношении иерархии структур личности, но и в понимании роли среды, культуры и социального окружения ребенка, которые, с его точки зрения, оказывают огромное влияние на его развитие. Он сделал акцент на отношениях ребенка и семьи, а более конкретно -на отношениях ребенок-мать.

Эриксон пришел к выводу о значительном влиянии культуры и социального окружения ребенка на его развитие. Главными для него стали положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития, творчества личности. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до самой смерти человека, а не только в первые годы жизни, как считал Фрейд. Этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичности, проходя которые ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны преодолеваться в течение жизни. Каждая стадия позволяет формировать противоположные качества и черты характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.

Основное внимание Эриксон уделял кризису подростково-юношеского периода, который сопровождается важными биологическими и психологическими трансформациями, так как с изменением образа тела меняется и образ собственного «Я» подростка. Кризис идентичности, происходящий в этот период, является основой личностной и социальной идентичности, которая начинает осознаваться с этого времени.

Первая стадия-до 1 года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т. е. открытости к миру либо настороженности, закрытости к окружающему.

Вторая стадия-c l года до 3 лет. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «Я-Сам» в отечественной психологии.

Третья стадия –с З до 6 лет. В это время у детей развивается либо инициативность, либо чувство вины, что связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность с учетом принятых в обществе норм.

Четвертая стадия - с 6 до 14 лет. В течение этого периода у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, зависит развитие данных качеств личности.

Пятая стадия -с 14 до 20 лет. Она связана с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. На этой важнейшей стадии развития главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей профессии, способа достижения карьеры, т. е. фактически выбор пути построения своей дальнейшей жизни. В это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отношения с окружающими.

Шестая стадия -с 20 до 35 лет - связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с представителями противоположного пола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.

Седьмая стадия -с 35 до 60-65 лет - является одной из наиболее значимых, по мнению Эриксона, так как она связана со стремлением либо к постоянному развитию, творчеству, либо к постоянству, покою и стабильности. В этот период большую роль играет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со своими детьми, поскольку, воспитывая их, человек может развиваться сам. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и становятся гибельными для личности, считает Эриксон.

Восьмая, последняя стадия наступает после 60-65 лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам; формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Естественно, что такое чувство гибельно для личности и приводит к невротизации.

Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живет человек, так как нарушение стабильности, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также нарушают идентичность и обесценивают жизнь человека. На основании материалов своих исследований Эриксон пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три части: 1) соматическую идентичность, заключающуюся в том, что организм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии с внешним миром, 2) личностную идентичность, которая интегрирует внешний и внутренний опыт человека, и 3) социальную идентичность, которая заключается в совместном создании и поддержании людьми определенного порядка, стабильности.

Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем.

Таким образом, теория Эриксона демонстрирует продуктивность соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на личность, это позволяет более полно рассмотреть процесс ее развития.

28. Трансактная теория Берна.

В основе теории Берна лежит структурный анализ. Структурный анализ, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры - в достижении верховенства состояний Эго, ориентированных на реальность, и в освобождении их от влияния архаичных и чуждых элементов.

Известно, что в различных обстоятельствах люди говорят по-разному. При различных переживаниях меняется не только тон его голоса: меняется выражение его лица, чувства, поступки и мысли.

Единица социального общения называется трансакцией. Если два или больше человек соберутся вместе, рано или поздно один из них заговорит или каким-то другим образом покажет, что замечает присутствие остальных. Это называется транзакционным стимулом. Другой человек что-нибудь скажет или сделает в ответ на стимул, и это называется транзакционной реакцией. Простой трансакционный анализ определяет, какое состояние Я породило трансакционный стимул, а какое - трансакционную реакцию.

Взрослый (по отношению к состоянию Я) - состояние психики, заинтересованное в объективном нахождении информации и оценках внешней действительности, а также телесных и психических процессов.

Игра - последовательность транзакций между двумя или большим числом людей, цель которой не совпадает с кажущейся (надувательство), которая апеллирует к слабостям обеих сторон (подвох) и которая завершается тем, что каждая сторона испытывает приятные или неприятные чувства (выигрыш).

Ребенок (по отношению к состоянию Я) - состояние психики, воспроизводящее мысли, чувства и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве (до шести лет).

Родитель (по отношению к состоянию Я) - по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Я, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях - карательные установки, нечестность или предрассудки родителей.

Состояние Я - упорядоченная система чувств, мыслей и реакций, связанная с соответствующей упорядоченной системой способов поведения. Есть три вида состояний Я: Родитель, Взрослый и Ребенок.

Транзакция - стимул со стороны одного лица и связанная с ним реакция другого.

Транзакционный анализ - система изучения, понимания, предсказания и изменения человеческого поведения посредством анализа транзакций индивида с окружающими, который выявляет его состояния Я, т.е. актуальность подробного изучения данного вопроса состоит в том, что зная возможные Я - состояния, процесс общения с окружающими можно сделать приятным каждой стороне и конструктивно подойти к решению возникающих вопросов.

Родитель (который в известном смысле аналогичен Супер-Эго в психоаналитической структуре личности) выступает носителем социальных норм и предписаний, которые человек некритически усваивает в детстве (главным образом под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования и т.п. Он также регулирует сложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителя определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.

Дитя выступает носителем биологических потребностей и основных ощущений человека. Оно также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества - спонтанность, творчество, интуиция; негативные - отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность.

Взрослый - наиболее рациональный компонент, функционирующий относительно независимо от прошлого, хотя и с использованием информации, которая заложена в Родителе и Дитя. Взрослый олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций.

Становление зрелой личности связано, по Берну, главным образом с оформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека.

Простые трансакции, скрытые, дополнительные, пересекающиеся.

 

Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется, как мы уже говорили, еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Сценарий предполагает:

1) родительские указания;

2) подходящее личностное развитие;

3) решение в детском возрасте;

4) действительную "включенность" в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу;

5) убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие убежденность.

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на Родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому. Все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, Родительское программирование дает ему приемлемый способ структурировать свое время (то есть приемлемый для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках.

Конечной целью трансакционного анализа является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, трансакционный анализ предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект.

 

29. Французская социологическая школа

В психологической науке вопрос о социальной природе человеческого сознания был специально поставлен французской социологической школой. Основателем школы был Э. Дюркгейм. Его идеи развил Л. Леви – Брюль. К этой школе примыкал некоторое время Ж. Пиаже. К ней принадлежали М. Гальбвакс, Ш. Блондель.

Изучая обычаи, моральные и юридические нормы, взгляды малокультурных народов, Дюркгейм пришел к выводу о том, что они представляют общественную силу, господствующую над сознанием каждого отдельного человека. Человек – существо двойственное: индивидуальное, биологическое и социальное. Во французской социологической школе индивидуальное отождествляется с биологическим, индивид рассматривается как организм; проблема общественного и индивидуального отождествляется с проблемой социального и биологического. Социальное существо в человеке формируется обществом. Ему соответствует социально определяемая часть психики.

В двойственности заключается отличие человека от животных: у них нет общественного опыта. Дуализм – характерная черта концепции Дюркгейма.

Общество рассматривается Дюркгеймом как особая реальность. Оно – духовное образование: совокупность мнений, знаний, способов действий определенного рода и др., которые отражают различные стороны общественной жизни и называются коллективными представлениями. Закрепляются в языке. Коллективные представления обладают всеобщностью и необходимостью; являются продуктом длительного развития; создаются обществом, а не личностью; оказывают принудительное воздействие на человека; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Они не столько понимаются, сколько захватывают человека и заставляют. Все собственно человеческое в человеке от общества.

Однако общество Дюркгейм понимает односторонне, отождествляя его структуру с системой коллективных представлений, т. е. общественным сознанием. Т. о., в целом развитие мышления не связывается здесь с развитием человеческой деятельности. Самый процесс внедрения коллективных представлений в сознание индивида трактуется как взаимодействие индивидуального и общественного сознаний.

Л. Леви – Брюль выступил с тезисом о двух формах, типах человеческого мышления и о специфических особенностях первобытного мышления. Согласно его теории, в процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но смена типов мышления. Современный тип – логический – пришел на смену первобытному мышлению, которое Леви – Брюль называет пралогическим.

Мышление первобытного человека, направленное на магическое содержание, имеет особую логику. Оно подчиняется закону партиципации, т. е. сопричастия: считается, что все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу (отсюда вера в тень, портреты, имя – считается, что действия, примененные к ним, распространяются и на их оригиналы). Магическая сила передается также путем соприкосновения (сопричастие по подобию и сопричастие по выражению).

Мышление первобытного человека абсолютно причинно: оно не признает случайностей, не чувствительно к противоречиям и не требует доказательства фактами.

Проявление трудовой деятельности, по Леви – Брюлю, не являются плодом размышления и рассуждения. Они – продукты чутья, интуиции, слепого навыка. Влияние общества на сознание человека осуществляется только через систему коллективных представлений, причем главным образом, религиозно – мистического характера (верования, магические обряды).

По Леви – Брюлю, пралогическое мышление не образует стадию, предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру, функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в логическое: с развитием общества сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление.

Наша умственная деятельность одновременно рациональна и иррациональна, пралогические и мистические элементы в ней сосуществуют с логическими.

Леви-Стросс Клод (р. 1908), известный французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма. Создал теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви-Брюля. Эволюция культуры, согласно его воззрениям, представляет движение к единству чувственного и рационального начал, утраченных современной цивилизацией. Гармония этих начал свойственна первобытному мышлению.

Этнологическое исследование стремится к обнаружению порядка во всех регистрах человеческой деятельности с помощью метода структурной антропологии, основывающемся на единстве трех принципов: рассмотрения явлений культуры в синхронном срезе общества, исследования этого явления как многоуровневого, целостного образования; анализа культуры с учетом его вариативности. Конечным результатом исследования выступает моделирование структуры, которая определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления, так и виртуальным переходам от одного варианта к другому. Рассматривал первобытное мышление как проявление коллективного бессознательного — наиболее удобного объекта для выявления структур ума, единых для древнего и современного человека. В нем выделяются три операции, осуществляющиеся с помощью бинарных оппозиций: совмещение бинарных оппозиций, перенос бинарности и установление соответствий между более общей и более конкретными оппозициями, введение медиаторов.

Пьер Жане

Проводя активную клиническую работу Жане разработал "психологическую концепцию неврозов", основой которых он считал нарушение равновесия между высшими и низшими психическими функциями. Наблюдения, сделанные Жане в ходе его клинических исследований, предвосхитили некоторые идеи З. Фрейда. Однако, в отличие от психоанализа, Жане не проводил грани между нормальной и патологической психологией, а, рассматривая бессознательное, Жане ограничивал его простейшими формами психического автоматизма.

В 1920 - 1930-е гг. Жане обратился к построению общей психологической теории, в рамках которой получили свою интерпретацию почти все психические явления. Рассматривая психологию как науку "о фактах сознания", Жане считал, что психология должна быть "объективной в том смысле, что ее предметом должно быть непосредственно наблюдаемое..." При этом Жане старался избегать крайностей бихевиоризма, отмечая, что нужно рассматривать сознание "как особую форму акта, настраивающуюся над элементарным поведением..." Он разработал целую иерархическую систему различных форм поведения от элементарных рефлекторных актов до высших интеллектуальных действий. Труды Жане оказали большое влияние на развитие психологии, особенно французской, а также на формирование идей культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

Психология поведения Жане имела иные исходные позиции. Жане неоднократно говорил, что поведение человека отнюдь не сводится к механизму, каждый раз одинаково отвечающему на стимул, исходящий от внешнего мира. Бихевиористы апеллировали к понятию поведения как к системе элементарных реакций, исключая сознание из предметной области психологии, но именно в нем специфика человеческого существа. Жане же говорил о двух условиях психологию поведения: 1) о феномене сознания следует говорить как об особом поведении, как об усложнении акта, надстраивающемся над элементарными действиями; 2) в описании поведения нельзя остановится на его простых формах, но максимальное внимание необходимо уделить именно сложным формам поведения – убеждениям, размышлениям, рассуждениям, переживаниям. Важно с особым вниманием отнестись к речевому поведению, поскольку язык – особое, присущее человеку действие. Важными положениями для Жане являются: отход от элементаризма бихевиоризма, расширение поля психологии и включение в него собственно человеческих психических феноменов; отрицание механистичности, непосредственной связи между стимулом и реакцией, введение сложной системы регуляторов поведения (как на уровне телесной личности, так и социальной и исторической); дифференцированные представления о роли социальной среды.

Основные положения французской социологической школы:

1. Человек биосоциален, т. е. имеет двойственную природу - биологическую, включающую в себя всю совокупность ощущений, чувственного опыта и деятельности, и социальную, включающую в себя усвоение общественного опыта, и это отличает человека от животного, которое не обладает социальной психикой.

2. Биологическая часть индивида имеет корни в его организме, а социальная формируется благодаря обществу, культуре, образованию и т. п., т. е. сознание социально обусловлено.

3. Коллективные представления, являясь структурой общества, закрепляются в языке и таким образом передаются из поколения в поколение и в индивидуальное сознание, при этом они не имеют высокой степени осознанности и понимания и часто могут носить аффективный характер.

4. Формирование мышления происходит не посредством деятельности, а через механическое взаимодействие индивидуального и общественного сознаний и представляется неосознанным. В этом состоит принципиальная ошибка данной школы в понимании сознания.

5. Сознание изменялось вместе с развитием общества. Когда появилось разделение труда, к сознанию стали предъявляться новые требования, обусловившие необходимость выбора индивидом своего места в новой системе, что в результате привело к

индивидуализации сознания. Первобытное сознание включало в себя только коллективные представления, а позже к ним прибавились индивидуальные представления.

6. Умственная деятельность человека, так же как и его сознание, биполярна - она имеет как рациональную сторону, выражающуюся в общих логических законах мышления, так и иррациональную, составляющей которой являются религия, понятие о душе и иные верования, присутствующие в психике современного человека и по сей день.

 

30. Описательная психология.

Понимающая психология- Направление в немецкой психологии конца 19 - начала 20 в., основанное на особом методе анализа психического содержания путем интуитивного переживания его целостности и соотнесения с культурно-историческими ценностями. Основные представители: В. Дильтей, Э. Шпрангер.

В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ – идеалист Вильгельм Дильтей, основатель «философии жизни». Основной его труд «Описательная психология». Согласно ему, все науки о духе должны базироваться на психологии.

Основные положения понимающей психологии:

1) психическое развивается из психического

2) психическое сводится к интуитивному пониманию «модулей действительной жизни»

3) не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип всей описательной психологии. Понять – это значит оценить субъективные переживания, как осмысленные, включить субъективные переживания в более осмысленные смысловые связи, которые их определяют. Эти связи находятся вне субъекта, в духовной культуре, воплощенной в искусстве, религии, морали, праве.

По Дильтею описательная психология (или расчленяющая) – есть подлинная психология. Ее предметом являются развитой человек и полнота готовой душевной жизни. Она должна быть описана, понята и анализирована во всей ее целостности.

Каждое состояние сознания одновременно включает в себя:

1.интеллектуальную часть (его содержание);





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.013 сек.