Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология в позднем Средневековье 12 – 15 века. 9 страница





Данный принцип разрабатывался эмпирически в обоих вариантах деятельностного подхода, однако между ними существовали различия в понимании этого единства. Леонтьев считал, что решение Рубинштейном проблемы единства сознания и деятельности не выходит за рамки старой раскритикованной им же самим дихотомии психического, понимаемого как "явления" и переживания, и деятельности, понимаемой как внешняя активность, и в этом смысле такое единство лишь декларируется. Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание "живет" в деятельности, которая составляет их "субстанцию", образ является "накопленным движением", то есть свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и "внешними"... То есть сознание не просто "проявляется и формируется" в деятельности как отдельная реальность - она "встроена" в деятельность и неразрывна с ней.

Различия между двумя вариантами деятельностного подхода отчетливо формулируются в 40-50-е гг. и затрагивают в основном два круга проблем.

Во-первых, это проблема предмета психологической науки. Сточки зрения Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а "психику и только психику", правда, через раскрытие ее существенных объективных связей, в том числе через исследование деятельности. Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности (по П.Я. Гальперину, ориентировочной деятельностью).

Во-вторых, споры касались соотношения собственно внешнепрактической деятельности и сознания. По мнению Рубинштейна, нельзя говорить о формировании "внутренней" психической деятельности из "внешней" практической путем интериоризации: до всякой интериоризации внутренний (психический) план уже наличествует. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов.

Рубинштейн “Основы общей психологии”. Всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель; разрешает задачу и выражает отношение человека к окружающему. Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания. С другой стороны осознанность действия зависят от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Определение деятельности невозможно в отрыве от сознания. Разные движения могут означать разные поступки. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему сознательных действий, которое отличается от реакции иным отношением к объекту. Действие - сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становиться поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднялось в план сознания и превратилось в сознательное отношение. Единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании - единство сознания и бытия. Осознание моих собственных переживаний совершается через раскрытие их отношений к внешнему миру. Через деятельность субъекта его психика становиться познаваема для других. Для познания психики нужно исходить из принципа единства внутренних и внешних появлений. Психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно - через отношение к объективному миру. Деятельность - взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру. Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного продукта, который создается в деятельности и является ее целью: практическая (трудовая) и теоретическая(познавательная) деятельность.



В результате всякого псих. процесса как деятельности мозга формируют чувственный образ. Он не существует вне этого процесса. Всякий психический процесс - отражение, образ вещей и явлений мира, взятые в целостности. Подлинной единицей сознания является целостный акт отражения объекта субъектом.

Леонтьев А.Н.в своих трудах развивал общее понятие о деятельности. Он разработал общепсихологическую теорию деятельности, ставшую фундаментальной для отечественной науки. Главным трудом, раскрывающим суть деятельностного подхода, стала работа Леонтьева ≪Деятельность. Сознание. Личность≫. В своей теории деятельности Леонтьев выдвигал следующие научные идеи.

1. Деятельность есть процесс, осуществляющий жизнь субъекта, и его целью является удовлетворение предметных потребностей субъекта.

2. Предметные потребности определяются как внутренние состояния организма.

3. Развитие деятельности приводит к возникновению психического отражения реальности в ходе эволюции, т. е. деятельность порождает психическую жизнь.

4. Деятельность, помимо объективного отражения реальности, переводит образ в объективно-предметную форму, которая может быть вещественной или идеальной (т. е.

нематериальной). Язык является формой отражения образа в индивидуальном сознании.

5. Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе:

- элементарная сенсорная психика;

- перцептивная психика (т. е. формирование образа);

- стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде).

6. В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность. (Это положение послужило основой для созданной Д. Б. Элькониным периодизации психического

развития ребенка).

Психика есть только у животных и появляется она только у животных. Растениям психика не требуется, у них есть раздражимость. Раздражимость он рассматривает, как свойство организма реагировать на биологически значимые (биотические) воздействия, непосредственно связанные с жизнедеятельностью. Чувствительность определяется, как свойство реагировать на воздействия, сами по себе, не несущие биологической значимости (абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними биотическом воздействии, что способствует более эффективной адаптации.

Стадии развития психики:

- сенсорная: простая деятельность соотв. восприятие свойств объекта. Пр.: креветка.

- перцептивная: - разнообразная среда соотв. восприятие объектов. Пр.: курица.

- интеллект: сложная среда, сложная деятельность – восприятие отношений. Пр.: обезьяна.

 

45. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.

Д Б. Эльконин обосновал свою периодизацию сменой ведущих типов деятельности и выделил разные по содержанию стадии — эпохи, фазы, периоды. Выделены два типа фаз возрастного развития — фазы освоения мотивационной стороны человеческой активности и фазы овладения операционально-технической стороной деятельности.

В ней используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие "ведущая деятельность" было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Гипотеза о периодичности закл в закономерном чередовании периодов преимущественного равития аффективно-потребностной, личностной сферы и операционно-технической, умственной сферы.

Периодизация строится по след схеме: цикл, периоды, фазы равития. Целостный цикл включает два взаимодополняющих периода: период развития аффективно-потребностной, личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы.

Ограничения:

• в периодизаци. не включен период пренатального развития, так как другие закономерности.

• нет зрелых возрастов, так как предположение о кардинальном изменении законов развития в зрелом возрасте.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.