КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новые экономические модели потребления: неизменность вкусов, зависимость потребителя и ограниченная рациональность
Тема 3. Трансформации экономических моделей потребления. Теория абсолютного дохода - Дж.Кейнс · объем потребления (и сбережений) является линейной функцией от объема абсолютных (номинальных) доходов · потребление при росте чистого дохода возрастает медленнее, чем увеличивается доход, а сбережения – наоборот · эмпирические оценки гипотезы Кейнса подтвердили данный вывод, но только в краткосрочном периоде 2) Модель относительного дохода - Дж.Дьюзенберри · потребительское поведение разных домохозяйств взаимосвязано: люди стараются подражать определенному потребительскому образцу, принятому в их сообществе · домохозяйства с доходами ниже средних имеют низкую среднюю склонность к сбережению, и наоборот, у тех семей, чей доход выше среднего, средняя склонность к сбережению больше 3) Гипотеза жизненного цикла - Ф.Модильяни и Р.Брумберг · расширял рамки модели межвременного выбора на бесконечный горизонт времени · текущий наблюдаемый доход = перманетный доход + транзиторный доход · перманентный доход - та часть дохода, который, как ожидается, сохранится в будущем · транзиторный доход – положительные или отрицательные случайные отклонения 4) Гипотеза перманентного дохода - M.Фридмен · потребление зависит от перманентного дохода, а семьи могут использовать сбережения и займы для того, чтобы сглаживать колебания транзиторной части дохода · на большом промежутке времени колебания транзиторного дохода компенсируют друг друга и зависимость между потреблением и доходом будет близка к задаваемой трендом, представляющим перманентный доход · в кратком периоде времени транзиторный доход играет значительную роль, поэтому оценка модели будет смещенной Предпосылки классической экономической модели потребления Вспомним основные допущения классической экономической модели потребления:
Теория вкусов Г.Беккера ( Отказ от допущения о различиях вкусов потребителей) «О вкусах не спорят»: Г.Бэккер и Дж.Стиглер Идея данной теории заключается в том, что различия в поведении людей даже с одинаковыми бюджетными ограничениями могут существовать не только при различии их вкусов (предпочтений), а и при одинаковых вкусах поведение можно объяснить из принципа максимизации полезности, не прибегая к «неизменности вкусов». В данной теории индивид (семья) - активный актор, участвующий в расширении производства и инвестиционной деятельности индивид (семья) максимизирует функцию полезности применительно к объектам выбора, называемым «потребительскими благами», которые они сами производят в домашнем хозяйстве. Потребительские блага» (ПБ) индивиды (семьи) производят, используя следующие ресурсы: · приобретаемые на рынке товары; · имеющиеся предметы домашнего обихода, бытовую технику и т.д.; · свое время; · собственный человеческий капитал (навыки, умения и т.д.). Функция полезности является функцией от объемов этих потребительских благ (произведенных в домохозяйстве), а объем каждого потребительского блага определяется производственной функцией, где ресурсами являются приобретенные на рынке блага, затраты времени, человеческого капитала и прочих факторов Потребительские блага не имеют рыночных цен, так как не продаются и не покупаются на рынке, но имеют теневые цены, определяемые издержками на их производство (эти издержки включают затраченное время). Стабильность поведения при изменяющихся ценах и доходе объясняется тем, что · «привычки и знания» рассматриваются как результат инвестирования времени и других ресурсов в накопление знаний об окружающей среде и навыков приспособления к ней · издержки поиска информации могут оказаться выше, чем при использовании привычки в качестве метода приспособления к умеренным изменениям. Также, согласно данной теории реклама не меняет вкусы, но снижает теневые цены потребительского блага, получаемого с помощью данного товара. Мода также не меняет вкусы, но заставляет придерживаться ее, поскольку следующие моде люди получают более высокое общественное признание, а следовательно, достигают большего уровня полезности Социологи подвергли критике предпосылки о независимости потребительского выбора от других людей и социальных групп в социологии: поведение человека складывается на основе воздействия социальных групп, норм и правил, принятых в обществе. Теории покупательского спроса Х.Лейбенстайна Тогда экономистом Х.Лайбенстайном был разработан ряд моделей, учитывающих влияние окружения на потребителя: Виды спроса: l Функциональный - это та часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами блага; l Нефункциональный - обусловлен такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими благу качествами; · Нерациональный - это незапланированный, аффективный спрос, он нарушает предпосылку о рациональности; · Спекулятивный - возникает при высоких инфляционных ожиданиях, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление в настоящем. · Социальный - возникает под влиянием других людей; - Эффект присоединения к большинству - увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же товар, что и другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда данный вид нефункционального спроса отсутствует;(РИСУНОК 1) - Эффект сноба - это эффект изменения спроса в результате того, что другие люди покупают этот товар если другие потребители увеличивают потребление, сноб его сокращает, чтобы отличаться от них если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной покупатель-сноб не покупает то, что покупают все (РИСУНОК 2) - Эффект Веблена - это эффект увеличения потребительского спроса, вызванный тем, что товар имеет более высокую цену. Более высокая цена товара связана с его демонстративным потреблением и складывается из двух составляющих – реальной и престижной (демонстративной) цен. Эффект Веблена похож на эффект сноба, но эффект сноба зависит от объема потребления других людей, а эффект Веблена – от цены. Реальная цена товара – это цена, действительно уплаченная за товар, а демонстративная цена – та, которая была уплачена за товар, по мнению других людей.Этот второй вид цены определяет полезность товара с точки зрения показного (демонстративного, престижного) потребления. (РИСУНОК 3) Технологии потребления К.Ланкастера (Отказ от допущения о предпочтениях товаров и принятие предпосылки о предпочтениях характеристик) ü Потребитель имеет упорядоченное предпочтение на множестве всех векторов характеристик данного блага и его цель – максимизировать полезность от приобретения характеристик. ü Товары рассматриваются в качестве вкладов в процесс потребления, где характеристики являются выпуском (результатом). ü Ряд видов возможной потребительской деятельности образует технологию потребления. ü в модели потребительского выбора место наборов товаров занимают наборы характеристик, и потребитель выбирает товар с оптимальным набором характеристик при своих бюджетных ограничениях ü Например, при выборе напитка могут приниматься во внимание такие его качества, как сладость, наличие витаминов, степень газирования, калорийность и т.д Новые экономические модели потребления: неопределенность, несимметричность информации, институты, несовершенство или отсутствие рынка.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |