Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфуцианское образование

Конфуцианская семья

Конфуцианство, восприняв традиционный культ предков, способствовало формированию института большой патриархальной семьи. В такой семье все вопросы в четырех поколениях, особенно о вступлении детей в брак, решаются патриархом. Основной целью брака считается рождение сыновей. Дело в том, что во время семейного жертвоприношения предку его роль исполняет старший внук, а отец с поклоном предоставляет ему доклад о семейных делах. Если не будет мужского потомства, то некому будет совершать поминовение предков. Они станут озлобленными голодными духами. В определенные дни для таких предков пресекшихся родов устраиваются поминки.

Перед свадьбой гадатель анализирует личные данных жениха и невесты и назначает день бракосочетания.

Во время традиционной китайской свадьбы используют разного рода магические ухищрения против злых духов: красный наряд, специальные стрелы, магическое зеркало на груди у невесты, хлопушки и петарды.

Положение женщины в традиционной китайской семье зависит от того, рожает ли она мальчиков, и рожает ли вообще. В противном случае ее могут вернуть родителям. Женщина должна беспрекословно подчиняться мужу, а также почитать его родителей больше, чем своих. Мужчина при этом может взять других жен и вообще не обязан хранить верность. Жена же не смеет ревновать ― это считается проявлением дурного тона.

Право развода сохранялось за мужчинами. Причинами могли быть бесплодие жены, ее развратное поведение, непочтительное отношение к свекрам, болтливость и сплетни, ревность и «дурная болезнь».

Вдовство представляло проблему для культа предков. Часто вдовы выходили замуж вновь, и это вызывало сильнейшее беспокойство у родственников покойного ― его дух будет горевать. Поэтому поощряли тех вдов, которые решали остаться у мужа в доме навсегда.

При рождении ребенка самым главным было уберечь его от злых духов. Приносились специальные жертвы, использовались амулеты.

Дети стремились к скорейшему взрослению и даже старению, что было связано с комплексами, испытывавшимися молодыми в конфуцианском обществе, где лишь солидный возраст давал почет и уважение. Можно сказать, что в традиционном Китае был культ стариков. Но старость означала приближение смерти. Почтительность требовала избегать слов «старый», «смерть» в присутствии пожилых. В то же время признать кого-либо старше своих лет считалось комплиментом.

 

Уже при династии Хань конфуцианство сформировало педагогическую систему Китая. Школы предназначались только для мальчиков. Учеба состояла в заучивании наизусть с 7 утра до 6 вечера с двухчасовым перерывом на обед. Начиная с 5-6 лет учили наизусть стихотворную книгу Саньцзыцзин («Троесловие») ― своего рода дидактическую энциклопедию. Потом учили Цяньцзывэнь (книгу «Тысячи иероглифов») и Байцзясин (список фамилий). Затем можно было отправиться в уездное или провинциальное училище, где занимались каллиграфией, изучением классических текстов с толкованиями и написанием сочинений. При успешной учебе далее следовало участие в государственных экзаменах, которые были установлены в начале нашей эры.

Начиная с династии Тан (VII-X вв.), существовала трехступенчатая система присвоения ученых степеней. Получение низшей степени сюцая означало вступление в сословие жэньши («образованных людей»), которые освобождались от налогов, телесных наказаний и могли получить денежное пособие от властей для подготовки к экзаменам. В дальнейшем, из-за большого числа желающих сдать экзамены, в течение нескольких лет проводили еще два предварительных отборочных тура. Во время экзамена претендент проводил 2-3 дня в изоляции. Он должен был написать стихотворение из 60 слов, сочинение на историческую тему и трактат с цитированием классиков. Темы заранее не объявлялись.

Раз в два-три года в столице принимали экзамены на вторую степень цзюйжэня. Получившие ее могли претендовать на должность чиновника.

Экзамены третьей степени проводились раз в три года, принимал их сам император. Требовалось, в частности, показать совершенное знание трудов Конфуция и уметь увязывать его учение с современностью. Сдавшие эти экзамены получали ученое звание цзинши и могли занять высшие государственные должности. Их имена увековечивали на каменных стелах во дворе храма Конфуция в Пекине, построенного в 1306 г. на территории Высшего императорского училища.

Таким образом, чиновником в Китае мог стать любой человек, но никто не мог стать чиновником без высшего конфуцианского образования. Богатство, привилегии и положение в обществе зависели от знаний и занимаемой должности. Все чиновники традиционного Китая должны были быть конфуцианцами, что не мешало некоторым из них исповедовать при этом буддизм и даже христианство.

 

Выводы

Важнейшие установления религии древнего Китая (культ Неба, императора и предков) и основные понятия китайской религиозной философии (Дао, ци) были восприняты, систематизированы и отчасти переосмыслены Конфуцием и его последователями. Конфуцианство сыграло огромную роль в истории Китая и всего Дальнего Востока, сформировав «высокий стиль» региональной культуры и наложив свой отпечаток на все стороны жизни, прежде всего на институт семьи, систему образования и государственное устройство.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конфуцианство в истории Китая | Основание сикхизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.