Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основание сикхизма

Сикхизм

Время с XII по XVIII в. н. э. было эпохой господства в северной Индии мусульман. Взаимодействие некоторых течений ислама и индуизма привело к появлению новой религии — сикхизма.

 

План:

1. Основание сикхизма

2. История сикхизма

3. Символы и праздники сикхизма

В середине второго тысячелетия на севере Индии индуисты и мусульмане жили бок о бок. В это время здесь сложился особый вид бхакти, проповедники которого призывали поклонятся единому и неизобразимому Богу. Бхакти и суфизм становятся основами для попыток соединения индуизма и ислама. Некоторых выдающихся бхактов и мусульмане, и индуисты почитали святыми. Отдельные течения бхакти образовали синкретические индо-мусульманские секты, крупнейшая из которых, Кабирпантх, была основана ткачом и поэтом Кабиром). Одна из таких сект со временем стала национальной религией Пенджаба (пятиречья Инда). Она называется сикхизм (от шишья — «ученик»).

Основателем сикхизма был гуру Н а нак (1469 – 1539). Он происходил из пенджабской семьи мелкого торговца, или, по другому преданию, сборщика налогов.

Житие Нанака рассказывает, что в детстве он поразил своими знаниями школьного учителя, который заявил, что удивительному ребенку уже нечему учиться. Однажды, когда Нанаку было 30 лет, он, совершая омовение в реке, погрузился под воду на три дня. Вернувшись домой, Нанак молчал целый день, а потом объявил, что нет ни индуса, ни мусульманина. Этим он хотел сказать, что он получил откровение от Бога, повелевшего ему создать такой способ богопочитания, который не был бы не индуистским, ни мусульманским. Нанак раздал свое имущество нищим и ушел из дома проповедовать новое учение, составленное из элементов индуизма и ислама. Нанак учил, что в Боге есть два аспекта — безличностный (непознаваемый) и личностный. Как и многие другие бхакты, Нанак не признавал ни особый статус брахманов, ни исламских законоучителей, сочинял гимны, прославляющие Бога-Личность, и, по преданию, творил чудеса.

Сикхская традиция утверждает, что Нанак также совершил 4 длительных путешествия на восток, в Ассам; на юг, через землю тамилов, на Шри-Ланку; на север, в Ладакх и Тибет; и на Запад, в Мекку, Медину и Багдад. Путешествуя, Нанак посетил духовные центры индусов, мусульман, буддистов, джайнов, суфиев, йогов и сиддхов. Он встречал людей различных религий, племен, культур и рас. Он путешествовал пешком, вместе со своим другом по имени Мардан, тоже поэтом. Его путешествия называют удаси. Последние годы своей жизни Нанак провел Картарпуре, где возвел первый храм сикхов.

Запрет Нанака поклоняться священным изображениям и его учение о равенстве верующих перед Богом независимо от их происхождения восходят к исламу. Из представлений индийских религий Нанак сохранил учение о колесе перевоплощений и спасении как освобождении от сансары и соединении с Богом. Однако Нанак отрицал институт монашества и считал, что верующие должны работать, чтобы иметь возможность десятую часть своего дохода отдавать бедным. Он учил, что, живя в миру, можно практиковать упрощенную кундалини-йогу, которую Нанак назвал сахаджа-йогой, т. е. «легкой», или «быстрой» йогой. В сахаджа-йогу входят медитация, размышление о Боге и Его вездеприсутствии, повторение Его имени. Поэтому духовная практика сикхов также называется нам марг — «путь имени». Сикхи признают имена Рама, Хари и Аллах именами Бога, но повторяют они Сат нам, что означает «Сущий — [Его] имя».

Постепенно вокруг гуру Нанака сложилась община учеников-сикхов, бывших индуистов и мусульман. Ежедневно, утром и вечером, община сикхов собиралась на богослужения (сангаты) в храмы (гурдвары, т. е. «врата гуру»). Во время сангатов произносятся проповеди и поются гимны гуру, а также бхактов и поэтов-суфиев (Намдева, Джаядева, Сурдаса, Кабира, Фарида и др.). Сикхи, входя в гурдвару, подобно мусульманам покрывают голову, снимают обувь и совершают омовение. Во время богослужения мужчины и женщины раздельно сидят на застеленном коврами полу. Богослужение завершается общей трапезой, за которой сикхи из разных каст вместе вкушают прасад. Нанак отверг возможность ритуального осквернения при общении представителей разных каст. Однако внутри сикхской общины сохранились кастовые ограничения при заключении брака и социальное неравенство.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конфуцианское образование | История сикхизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.