Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Включение транспортно-планировочного решения в композицию плана города

Архитектурно-пространственная композиция города

Лекция 6

 

 

 

Задача градостроительного проектирования – достижение единства планировочной и транспортной организации города.

Общая компоновка на местности основных функциональных элементов города осуществляется по транспортному критерию на равне с природно-экологическими и художественными – композиционными требованиями к генерального плана.

 

Задача рассредоточения излишнего скопления пассажиров и автомобилей в центрах крупных городов тесно связана с переходом к полицентрической структуре развития общегородского центра.

Примеряясь к рельефу местности в начертании и трассировке улично-дорожной сети можно найти решение, которое способствует геоморфологии и структуре ландшафта, придаёт индивидуальность и своеобразие всей композиции плана, обеспечивает разнообразие его частей и фрагментов.

 

Разнообразие композиции придают:

- изменение модуля и густоты сети улиц

- разнообразие узлов сети по конфигурации, рисунку, числу примыканий и т.п.

 

Основные понятия архитектурно-пространственной композиции города

 

Целью формирования архитектурно-пространственной композиции города – достижение внутренней целостности, выражающей единство функционального, технического и эстетического содержания города.

Планировочная структура города и архитектурно-художественная система его планировки взаимосвязаны и реализуется эта взаимосвязь в архитектурной композиции города.

Художественной основой архитектурно-пространственного построения города является – система архитектурных ансамблей города.

 

«Архитектурный ансамбль» – это такое расположение и соразмерность зданий, инженерных сооружений, зелёных насаждений и произведений монументального искусства, с помощью которого не только удовлетворяется утилитарная потребность, но и реализуется определённый идейно-художественный и архитектурно-пространственный замысел, художественная согласованность всех частей целого.

 

Размещение архитектурного ансамбля отражает природно-ландшафтную подоснову города.

 

Водно-зелёные диаметры городов, возвышенные точки рельефа и бровки привлекают к себе важнейшие архитектурные ансамбли города и формируют главные композиционные оси городского плана.

Ансамбли содержат - архитектурные сооружения – доминанты, образующие систему визуальной ориентации в городе.

Архитектурный ансамбль города формируют систему его главных площадей, проспектов, бульваров и эспланад.

 

Архитектурная композиция плана города выражается улично-дорожной сетью, потому что улично-дорожная сеть прямо или косвенно отражает природно-ландшафтные, историко-эстетические, функциональные, архитектурно-художественные и инженерно-технологические основы.

 

Сгущение улиц – центральные, параллельные, плавные вдоль рек

 

Принципы формирования архитектурной композиции города.

 

1. Единство природных и искусственных элементов композиции.

2. Градостроительная преемственность построения.

3. Социальная обусловленность.

4. Идейно-образная насыщенность архитектурной композиции.

 

Архитектурная композиция нового города

 

Задачи композиции:

1. Установить взаимосвязь между природными особенностями местами и будущей организацией архитектурно- пространственной среды.

2. Определить соразмерность таксонометрических единиц природного ландшафта и комплексов производства и расселения.

3. Органическое композиционное членение городской территории.

4. Определение шага магистралей.

5. Ритма крупных композиционных акцентов, соотношения застроенных и открытых пространств.

6. Создание силуэта и панорам города.

7. Выражения нюансных соотношений природы и застройки.

8.

Примеры установления системы пропорциональных и пространственно-осевых соотношений между природным комплексом и городом показывают, что масштаб архитектурно-пространственной композиции и композиционные приемы, застройки городских ансамблей их индивидуальность и своеобразие предопределяются размерами водных поверхностей, характером рельефа местности, величиной и характером зелёных массивов.

- сознательное раскрытие контрастов в пространственной композиции города

- взаимная гармония архитектурных ансамблей

- равновесие

- многоплановость

- выявление силуэта, панорамы города

 

Архитектурная композиция реконструируемого города

 

Композиция города основывается на развитии сложившейся системы планировочных осей и узлов, объединяющих возникшие в разное время архитектурные ансамбли и их составные части (здания, транспортные и инженерные сооружения, зелёные и водные пространства).

Приёмы и формы сочетания планировочных осей и узлов – эволюционировали, но принцип их выделения сохранялся.

Формировались новые разнообразные связи (визуальные, пешеходные, транспортные).

Носителями композиционных связей практически всегда являются природные элементы (реки, долины, возвышенности) и искусственно созданные объекты и коммуникации.

Современная практика формирования городской архитектурно-пространственной среды стоит перед необходимостью осознания важности композиционных связей и поиска новых средств их усиления и выражения.

Одно из направлений совершенствования и развития структуры планировочных осей и композиционных узлов – продолжение главных из них в новые районы города, повышение степени сложности композиции по мере роста города.

Но возможности удлинения композиционных осей не беспредельны.

В новых крупных районах города следует формировать новые композиционные системы.

В условиях расчлененно-групповой структуры, объединение композиционных систем затруднительно.

В этих условиях главенствующую композиционную роль принимают на себя открытые пространства, водно-зелёные диаметры и клинья.

Из них формируется крупная природно-ландшафтная система, своего рода экологическая ткань (каркас), дополнительно скрепляющая композиционное построение города.

В городах с расчленённо-групповой структурой возрастает периметр соприкосновения природно-ландшафтных и застроенных частей города (контактных зон).

 

Усиливается значение раскрытия застройки на природное окружение и восприятие застройки из глубины открытых природно-ландшафтных территорий.

- высотное зонирование, подчёркивает общий композиционный строй, выявляя рельеф, ритм

- конструирование не только материально-пространственных, но и воспринимаемых визуально устойчивых пространственных связей

- укрепление масштаба архитектурных ансамблей, упорядочение силуэта города

- «пространственное» градостроительство (многоуровневое, многослойное)

- композиционная преемственность – показатель культуры градостроительного проектирования.

 

Архитектурная композиция города в групповой системе населённых мест

 

Аспекты влияния ГСНМ на планировку и композицию города

 

 

1. Общее зонирование и структура ГСНМ определяет направление и масштаб территориального развития городов, входящих в систему. Общий принцип зонирования каждого города.

2. Разделение функций между городами в ГСНМ определяет размещение центров, их вместимость.

3. Общее транспортно-планировочное решение ГСНМ – формирует основные транспортные узлы, формы сочетания скоростных магистралей, городских магистралей и застройки.

4. Природно-ландшафтная организация, установление зон охраняемого ландшафта и мест отдыха – определяют взаимосвязь элементов природной и городской среды.

5. Архитектурная композиция города согласовывается с системой планировочных осей и узлов ГСНМ.

Общие методические приёмы композиции городов, входящих в групповые системы предусматривают:

- применение открытых, т.е. хорошо связанных с окружающей средой и соседними элементами внутригруппового расселения планировочных построение и структур,

- чёткое выделение и сочетание планировочных элементов системного значения (формируются с учётом генеральной схемы группового расселения),

- дифференцирование приёмов планировки с учётом величины города и специализации его функций в системе расселения (главный, ведущий или низовой центр системы), а также профили (промышленный, научно-производственный, культурно-туристический и пр.)

Генеральную схему ГСНМ следует разрабатывать во взаимосвязи с генеральными планами городов, учитывая взаимное планировочное влияние системы на город и города на систему.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Транспортно-планировочная организация города | Комплексное проектирование градостроительного решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.