КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 3. Цель лекции: Дать понятие и охарактеризовать объекты торгового права, осветить понятие и классификацию товаров
Тема: Объекты торгового права Цель лекции: Дать понятие и охарактеризовать объекты торгового права, осветить понятие и классификацию товаров, раскрыть понятие средств индивидуализации товаров. Ключевые слова: Товар, оборотоспособность, товарный рынок, конкуренция, товарораспорядительный документ, складское свидетельство, коносамент, товарный знак, бренд, знак обслуживания. План: 1. Понятие и виды объектов 2. Понятие и классификация товаров 3. Средства индивидуализации товаров
1. Понятие и виды объектов Основным объектом коммерческого права является товар. Товаром является продукт деятельности, предназначенный для обмена. Товаром могут выступать объекты, созданные не только в процессе производства, но и в результате иных видов деятельности (например, выловленная рыба, собранные дикорастущие лекарственные растения). Тот или иной объект признается товаром, когда становится объектом имущественных правоотношений. В соответствии с п. 1 ст. 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ, т.е. правил оборотоспособности. Правовые определения товара содержатся в различных нормативных актах. Так, в Законе РФ от 22.03.1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» товар определяется как продукт деятельности, предназначенный для продажи или обмена или иного введения в оборот. Налоговый кодекс РФ к товарам относит любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (ст. 38). Рассматриваемые нормативные акты для признания того или иного объекта товаром используют признак возможности включения его в имущественный оборот. Однако состав объектов коммерческого права расширяется за счет включения в него не только товаров, свободно обращаемых на рынке, но и ограниченных в обороте и даже изъятых из оборота. Изъятые из розничного товарооборота товары используются в различных целях органами государственной власти и управления, научно-исследовательскими организациями и др. Объектами коммерческого права являются также товарораспорядительные документы. Сущность товарораспорядительного документа заключается в его свойстве символизировать материальный объект – товар или груз. В соответствии с п. 3 ст. 224 Гражданского кодекса РФ к передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее. Товарораспорядительными документами являются складские свидетельства и коносамент. Складские свидетельства выдаются товарным складом - специализированной организацией, осуществляющей хранение товаров и оказывающей связанные с хранением услуги товаровладельцу. Складское свидетельство выдается товаровладельцу в подтверждение принятия товара на хранение. Складские свидетельства относятся к ценным бумагам, поэтому при их составлении должны быть соблюдены требования закона к форме и обязательным реквизитам. Складские свидетельства бывают двух видов: простые и двойные. Двойное складское свидетельство состоит из двух частей - складского и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены друг от друга. Простое складское свидетельство является ценной бумагой на предъявителя. Как ценная бумага, простое складское свидетельство должно содержать сведения, предусмотренные Гражданским кодексом РФ (ст. 917). Простое складское свидетельство может передаваться третьему лицу простым вручением. Товарный склад выдает товар лицу, предъявившему простое складское свидетельство. Коносамент является товарораспорядительным документом, применяемым в морской перевозке. Он удостоверяет право его держателя распорядиться сданным для перевозки грузом. Таким образом, объектами коммерческого права являются: 1. Товар, свободно обращаемый на рынке. 2. Товар, ограниченный в обороте. 3. Товар, изъятый из оборота. 4. Товарораспорядительные документы.
2. Понятие и классификация товаров Классификация товаров В ГК РФ и иных нормативных актах проводится разграничение товаров и иных вещей по различным признакам. Все проводимые в нормативных актах классификации имеют правовое значение. Так, разграничиваются движимые и недвижимые вещи (ст. 130), сложные и простые (ст. 134), главная вещь и принадлежность (ст. 135) и др. Объектами коммерческого права выступают в подавляющем большинстве товары, определяемые родовыми признаками, закупаемые коммерсантами оптовыми партиями. Налоговый кодекс РФ различает идентичные и однородные товары. Идентичными являются товары, имеющие одинаковые характерные для них признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество, репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде не учитываются (п. 6 ст. 40). Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми (п. 7 ст. 40). Такое разграничение товаров проводится, в частности, для определения их рыночной цены. Взаимозаменяемыми являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественной и технической характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить их в процессе потребления. Общегосударственная классификация товаров проводится в виде Общероссийского классификатора продукции (ОКП). Он составлен с использованием системы цифрового кодирования информации о товарах, что позволяет автоматизировать информацию о товарах всех отраслей народного хозяйства и обеспечить статистический учет товаров. Коммерческий оборот представляет собой совокупность обязательств по перемещению товаров от одних лиц к другим, возникающих в соответствии с требованиями законов и иных правовых актов на основании договоров либо сложных юридических составов, включающих договор и акт государственного органа. В ст. 129 Гражданского кодекса РФ определяется понятие оборотоспособности объектов гражданских прав, виды которых перечислены в ст. 128 Гражданского кодекса. Оборотоспособсность товаров характеризует их как объекты, которые могут быть предметом различных сделок. В Гражданском кодексе РФ установлены два критерия ограничения оборотоспособности объектов: 1. Относящийся к субъектам оборота - объекты, которыми вправе обладать не все, а лишь определенные субъекты; 2. Объекты, для нахождения в обороте которых требуется специальное разрешение.
3. Средства индивидуализации товаров Средствами индивидуализации товаров являются товарный знак и знак обслуживания. Основным нормативным источником в области охраны товарных знаков и знаков обслуживания является Закон РФ от 23.09.1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». На практике и в печати часто употребляется термины «бренд» и «торговая марка». Появившийся в последнее время термин «бренд» обозначает известный на рынке товарный знак, который у потребителей достаточно прочно ассоциируется с определенном товаром или услугами. Бренд - понятие маркетинговое, он впитывает в себя по сути всю интеллектуальную собственность предприятия, которую он обозначает. Торговая марка является обиходным обозначением товарного знака. Основная функция товарного знака - отличительная. Товарный знак позволяет выделить товар среди других однородных товаров и указывает на источник происхождения товара. Поэтому не подлежат регистрации в качестве товарных знаков обозначения, не обладающие различительной способностью. Товарные знаки бывают двух видов: индивидуальные и коллективные. Правообладателем индивидуального товарного знака является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Коллективным является товарный знак объединения лиц, созданного в соответствии с международным договором Российской Федерации и не противоречащего законодательству государства, в котором создано, предназначенный для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие объекты торгового права вы знаете? 2. Что относится к средствам индивидуализации товаров? 3. Что включает в себя правовой режим товаров? 4. Каким образом производится защита прав и законных интересов участников торгового оборота на средства индивидуализации товаров? 5. Является ли торговая марка средством индивидуализации товара? Список рекомендуемой литературы: Основная литература 1. Андреева, Л.В. Коммерческое право России [Текст] / Л.В. Андреева. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 320 с. 2. Круглова Н.Ю. Коммерческое право [Текст]: учебник/ Н.Ю. Круглова.- 4-e изд., перераб. и доп: Юрайт, ИД Юрайт, 2011.- (Основы наук). 3. Назаров, И.В. Коммерческое право Российской Федерации [Текст]: Учебн. пособие. / И.В.Назаров. – Р-на-Дону, 2008. – 254 с. Дополнительная литература 1. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сборник научных статей [Текст] / Под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.В. Нефедова. - М.: Волтерс Клувер, 2008. – 456 с. 2. Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Практика применения в России и зарубежом [Текст] / Под ред. А.С. Комарова. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 288 с. 3. Напреенко, А.А. К вопросу о правосубъектности объединений юридических лиц холдингового типа [Текст] / А.А. Напреенко // Гражданское право. – 2007. - № 1. – С.15-16. 4. Пивоваров, А.А. К вопросу о методах регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] / А.А. Пивоваров // Юрист. – 2007. - № 8. – С.2-4. 5. Садиков, О.Н. Концепция развития гражданского законодательства [Текст] / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. –С.225-241.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |