Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4. Тема: Структура, инфраструктура товарного рынка

Тема: Структура, инфраструктура товарного рынка

Цель лекции: Раскрыть понятие товарного рынка и его инфраструктуры, осветить пути развития структуры рынка, охарактеризовать особенности развития субъектов, являющихся организаторами рынка, показать процесс формирования инфраструктуры рынка.

Ключевые слова: Товарный рынок, изготовитель товара, потребитель товара, торговое агентство, снабженческая фирма, сбытовая служба.

План:

1. Понятие товарного рынка и его структуры

2. Пути развития структуры рынка

3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка

4. Формирование инфраструктуры рынка

 

1. Понятие товарного рынка и его структуры

Рыночная экономика состоит из совокупности взаимосвязанных рыночных секторов. Принято выделять несколько таких секторов: рынок труда, рынок капиталов, фондовый рынок, страховой рынок и др. Работа всех этих секторов регулируется рыночными механиз­мами и институтами и вместе с тем подчиняется требованиям пра­вовой системы.

Основу рыночной экономики составляет товарный рынок как система субъектов экономики и их отношений, целью которых яв­ляется купля-продажа товаров.

Становление рыночных отношений в России требует формиро­вания структуры товарного рынка и обслуживающей его инфра­структуры.

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям.

Коммерческое право регулирует деятельность национального то­варного рынка. Товарный рынок образуют взаимосвязанные дей­ствия изготовителей товаров, оптовых торговых и посреднических организаций по реализации товаров, а также розничных торговых и иных организаций и индивидуальных предпринимателей, приобре­тающих товары для предпринимательских и производственных це­лей либо для обеспечения собственной деятельности.

Совершенствование структуры товарного рынка осуществляет­ся при прямом воздействии права. Имеются различные федераль­ные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам построения в России системы рыночных экономи­ческих отношений, формированию товарного рынка. Некоторые пра­вовые акты носят разносторонний, комплексный характер.

Так, распоряжением Правительства РФ от 15.08.2003 № 1163-р утверждена «Программа социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 годы)». В качестве одного из главных направлений Программа пре­дусматривает устранение препятствий, сдерживающих предприни­мательскую активность, приведение институциональных условий и инфраструктуры рынка в соответствие с потребностями бизнеса, со­действие развитию малого бизнеса и другие решения по развитию структуры рынка. Комплекс соответствующих мер предусмотрен также постановлением Правительства РФ от 30.10.97 № 1373 «О ре­форме предприятий и иных коммерческих организаций».

Участники товарного рынка могут быть подразделены на три основные группы: 1) изготовители товара; 2) оптовые торговые и иные посреднические организации; 3) розничные торговые органи­зации и организации-потребители.

 

2. Пути развития структуры рынка

Для производственныхорганизаций основной целью деятельно­сти в рыночных условиях является не просто изготовление товаров, но успешная их реализация и получение прибыли от продаж. Нала­живание сбыта, максимизация дохода от реализаций товаров — это новая задача для многих российских предприятий.

Необходимость налаживания продажи своего товара потребо­вала изменений во внутреннем построении производственных организаций. Такое реформирование состояло, прежде всего, в рас­ширении и укреплении изготовителями своих сбытовых служб, в создании коммерческих (торговых), маркетинговых и рекламных подразделений, постоянно действующих демонстрационных залов, выставочных павильонов и др.

Из вышесказанного можно вывести важное положение коммер­ческого права, действующее для всякого предпринимательства: прежде чем начинать производство товара, надо наладить его надежный, устойчивый сбыт.

В нашей стране отстает развитие посреднических организаций. Большинство их незначительны по размерам. Главные их слабос­ти — в отсутствии крупных баз, складов, холодильников, а также отсутствие сети вспомогательных звеньев в регионах страны. Поэтому целесообразно создавать сбытовые звенья в качестве филиалов головной организации либо — что несколько сложнее — в виде дочерних фирм. На Западе широко распространено создание производителями и оптовыми организациями сетей торговых агентств. Торговые агентства и агенты — это особый вид посредников. Они подыски­вают покупателей товара, проводят с ним переговоры и сообщают информацию фирме-продавцу. Изменения произошли и в такой важной группе субъектов, как приобретатели товара. Для крупных и средних потребителей выгодно создание дочер­них снабженческих фирм, так как они в отличие от собственных отделов снабжения способны осуществлять комплексное снабжение. Целесообразно создавать снабженческие фирмы, обслуживающие сразу несколько производителей. В стране образовано немало объединений в виде союзов и ассо­циаций. Важно полнее подчинять их деятельность целям формиро­вания рынка. Закон объявляет такие объединения некоммерчески­ми организациями. Поэтому их задачи должны носить особый ха­рактер: изучение возможностей сбыта товаров участниками объе­динения, сбор информации о контрагентах, помощь в проведении рекламных кампаний, организация ярмарок и выставок и другие дей­ствия в интересах участников объединения.

Совершенствованию организации товародвижения, оптимизации процесса доведения товаров до потребителей содействует вступле­ние субъектов рынка в различные неформальные сообщества. Речь идет об образовании договорных или, как их чаще называют, кон­трактных, объединений. Такие формирования в зарубежной ли­тературе имеют различные названия: связанные предприятия, сис­тема компаний, товарищества второй группы, интегрированные структуры и др. Задачей их деятельности является рационализация процесса торговли путем создания эффективной цепи бесперебой­ного доведения товара от изготовителя до потребителя. За рубежом они получили огромное распространение и оказывают мощное вли­яние на торговый оборот.

В торговле достаточно широко распространены контрактные оп­тово-розничные объединения. Во главе их обычно стоит крупная оптовая фирма, которая закупает товары у производителя по льгот­ной цене, а затем распределяет их по магазинам, входящим в объе­динение. Для укрепления связей оптовик оказывает розничным орга­низациям различные услуги в виде предоставления товарных кре­дитов, скидок с цены, централизованного обеспечения рекламны­ми материалами. Розничная организация, получая долю выгоды за счет крупных сделок оптовика, заинтересована в приобретении и продаже в первую очередь его товаров.

 

3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка

Особого внимания требуют специальные субъекты, действую­щие в сфере торгового оборота в качестве организаторов товар­ного рынка. Развитие таких субъектов — обязательное условие формирования структуры товарного рынка. Между тем в их деятель­ности наблюдаются значительные сложности.

Так, серьезнейшие проблемы имеются в правовом регулирова­нии товарных бирж. Их организация и деятельность в настоящее вре­мя регламентируется Законом РФ от 20.02.92 № 2383-1 «О товар­ных биржах и биржевой торговле» и рядом других актов. Закон де­тально определяет порядок биржевых торгов, копируя зарубежные правила. Однако из-за серьезных просчетов в построении и органи­зации деятельности российские товарные биржи являются таковы­ми лишь по названию.

По своей сущности российские «биржи» являются организациями мелкопартионной тор­говли различными товарами.

По причине разнородности и невзаимозаменяемости поступающих на торги товаров биржи не могут перейти на фьючерсную и опцион­ную торговлю. Биржа служит меха­низмом выявления соотношения спроса и предложения, определе­ния общественно необходимых цен на основные сырьевые ресурсы и отсюда — на огромное количество производных независимых то­варов. Отсюда возникает стратегическая задача создания нескольких подлинных бирж, организующих торговлю массовыми сырьевыми товарами: лесом, металлом, зерном, углем и др.

Серьезные правовые и организационные меры требуются для налаживания такого механизма организации товарного рынка, как оптовые ярмарки. Во всех развитых странах они используются как эффективное средство налаживания договорно-хозяйственных свя­зей между изготовителями, потребителями и посредниками.

В стране до настоящего времени не выработано общегосударст­венной концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности. Не налажено составление координированных планов проведения яр­марок, позволяющих обеспечить согласованность этих мероприя­тий. Следовало бы предусмотреть регулярное проведение в России нескольких международных ярмарок для содействия продвижению отечественных товаров на зарубежные рынки. Как свидетельствует современный зарубежный опыт, оптовые ярмарки служат важными механизмами установления торговых связей, развития рыночных процессов.

Оптовые продовольственные рынки призваны выполнять важные задачи организации оптовой продажи продукции, произво­димой сельскохозяйственными организациями и фермерами, для ма­газинов, точек питания и других крупных потребителей. Кроме от­личия по предмету, а это только сельскохозяйственная продукция, рынки отличаются от оптовых ярмарок тем, что работают постоян­но, круглогодично.

Важным сектором товарного рынка является осуществление по­ставок для государственных нужд. Порядок поставок регулирует­ся ст. 525—534 ГК РФ, Федеральным законом от 13.12.92 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и рядом других законов. Этими актами предусмотрено заключение контрактов на приобретение ресурсов для выполнения государствен­ных программ. Программы различаются по уровням: федеральные и региональные. Они разнообразны по направлениям: удовлетворе­ние нужд обороны, закладка в госрезерв, обеспечение здравоохра­нения, просвещения и иные цели.

На товарных рынках действуют и иные субъекты, способству­ющие организации оптовой торговли товарами. В качестве таковых следует рассматривать, например, организаторов коммерческих торгов. Организаторы коммерческих торгов, обычно проводимых в форме конкурсов и реже — аукционов, осуществляют деятель­ность по содействию реализации имущества, принадлежащего оп­ределенному лицу, либо по отбору более предпочтительного по­ставщика (покупателя) соответствующих товаров. Организаторами торгов обычно выступают специализированные организации, рас­полагающие необходимыми помещениями и подготовленным пер­соналом.

От­сутствие последовательных, целенаправленных усилий государ­ственных органов в центре и на местах по формированию структу­ры товарного рынка, невнятный характер и неисполнение прини­маемых решений в этом направлении служат основной причиной слабости и организационной неупорядоченности рыночных отноше­ний в стране.

 

 

4 Формирование инфраструктуры рынка

Наряду со структурными преобразованиями необходимо созда­ние инфраструктуры товарного рынка. Слово «инфраструктура» переводится как то, что находится ниже, под структурой. Примени­тельно к коммерческой сфере инфраструктура — это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготови­телей, торговых посредников и потребителей в процессе товарооб­ращения. От уровня развития инфраструктуры во многом зависит дальнейшее совершенствование товародвижения в стране, станов­ление национального товарного рынка.

Внутри инфраструктуры принято выделять несколько подсис­тем. Одна из них — подсистема складского хозяйства — в России пока неразвита: отсутствуют в необходимом количестве специализи­рованные склады, оборудованные для хранения продовольственных и промышленных товаров. Важная роль отводится транспортной подсистеме, обслужива­ющей продвижение товаров от изготовителей до потребителей. С ней непосредственно связаны организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность. В качестве самостоятельной выделяется подсистема тароупаковочной индустрии, значительно влияющая на конкурентоспособ­ность товаров.

Одна из первоочередных проблем — создание подсистемы ин­формационного обеспечения. Необходим информационный банк данных об изготовителях товаров, их производственных возможно­стях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупа­телей, ценах на товары и др.

Перед российским бизнесом стоит задача создать во всех регио­нах звенья, занимающиеся сбором, обработкой и передачей данных о ресурсах и спросе. По всей территории страны должны быть со­зданы информационно-коммерческие центры и бюро, ведущие та­кую работу, налажен взаимный обмен информацией, связи между ними и клиентами. Анализ российского законодательства о структуре рынка свиде­тельствует о серьезных просчетах в ее правовом регулировании.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения на товарном рынке вы знаете?

2. Что включает в себя инфраструктура товарного рынка?

3. Какую роль оказывает конкуренция на развитие товарных отношений?

4. Какие функции выполняют товарные биржи, оптовые ярмарки, дилерские сети?

5. Какие меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства вы знаете?

Список рекомендуемой литературы:

Основная литература

  1. Андреева, Л.В. Коммерческое право России [Текст] / Л.В. Андреева. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 320 с.
  2. Круглова Н.Ю. Коммерческое право [Текст]: учебник/ Н.Ю. Круглова.- 4-e изд., перераб. и доп: Юрайт, ИД Юрайт, 2011.- (Основы наук).

Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сборник научных статей [Текст] / Под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.В. Нефедова. - М.: Волтерс Клувер, 2008. – 456 с.

2.Асташкина, Е.Ю. Проблемы определения пределов защиты прав участников коммерческих организаций [Текст] / Е.Ю. Асташкина // Современное право. – 2008. - № 2. – С.2-6.

3.Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Практика применения в России и зарубежом [Текст] / Под ред. А.С. Комарова. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 288 с.

4.Елисеев, В.С. О закреплении имущественного интереса в существенных условиях договора [Текст] / В.С. Елисеев // Гражданское право. – 2008. - № 1. – С.41-43.

5. Илюшина, М.Н. Проблемы изменения и расторжения коммерческих сделок (вопросы теории и практики) [Текст] / М.Н. Илюшина // Гражданское право. – 2008. - № 1. – С.44-46.

6.Напреенко, А.А. К вопросу о правосубъектности объединений юридических лиц холдингового типа [Текст] / А.А. Напреенко // Гражданское право. – 2007. - № 1. – С.15-16.

7.Пивоваров, А.А. К вопросу о методах регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] / А.А. Пивоваров // Юрист. – 2007. - № 8. – С.2-4.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 3. Цель лекции: Дать понятие и охарактеризовать объекты торгового права, осветить понятие и классификацию товаров | Лекция № 5
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.