Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 5

Тема: Правовое регулирование отношений в области рекламы

Цель лекции: дать понятие рекламы, рекламной деятельности, осветить основные требования, предъявляемые к рекламе, показать отличие добросовестной рекламы от недобросовестной, осветить меры ответственности, предусмотренные за нарушение законодательства о рекламе.

Ключевые слова: реклама, рекламная информация, добросовестная реклама, недобросовестная реклама, недостоверная реклама, рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель.

План:

1 Понятие и виды рекламы.

2 Правовое регулирование рекламной деятельности.

3 Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

 

1 Понятие и виды рекламы

Реклама — распространяемая в любой форме, с помо­щью любых средств информация о физическом или юри­дическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим объектам рекламы и способствовать реали­зации товаров, идей и начинаний.

Виды рекламы: добросовестная, недобросовестная, недостоверная, ненадлежащая, неэтичная, заведомо ложная.

 

2 Правовое регулирование отношений в области рекламы

Федеральный закон «О рекламе» от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ регулирует отношения, возникающие в процес­се производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, свя­занных с пользованием денежных средств граждан (физи­ческих лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулиро­ваться также иными федеральными законами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», ука­зами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами фе­деральных органов исполнительной власти.

Целями Федерального закона «О рекламе» являются: защита от недобросовестной конкуренции в области рекла­мы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекла­мы, способной ввести потребителей рекламы в заблужде­ние или нанести вред здоровью граждан, имуществу граж­дан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принци­пы гуманности и морали.

ФЗ «О рекламе» устанавливает общие требования к рек­ламе:

• она должна быть распознаваема без специальных зна­ний или без применения технических средств имен­но как реклама непосредственно в момент ее пред­ставления независимо от формы или используемо­го средства распространения;

• она не должна побуждать граждан к насилию, агрес­сии, возбуждать панику, а также побуждать к опас­ным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности;

• она не должна побуждать к действиям, нарушаю­щим природоохранное законодательство;

• реклама товаров, подлежащих обязательной серти­фикации, должна сопровождаться пометкой «Под­лежит обязательной сертификации». Закон дает понятие «ненадлежащая реклама» — недоб­росовестная, неэтичная, недостоверная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требова­ний к ее содержанию, времени, месту и способу распрост­ранения, установленных законодательством РФ. Ненадле­жащая реклама не допускается.

Недобросовестной рекламой является та, которая:

• дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;

• содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);

• вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (ко­пирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе дру­гих товаров, либо посредством злоупотребления до­верием физических лиц или недостатком у них опы­та, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рек­ламе части существенной информации. Недостоверной является реклама, в которой присутству­ют несоответствующие действительности сведения в отно­шении:

• таких характеристик товара, как природа, состав, спо­соб и дата изготовления, назначение, потребитель­ские свойства, условия применения, наличие серти­фиката соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения;

• наличия товара на рынке, возможности его приобре­тения в указанных объеме, периоде времени и месте;

• стоимости (цены) товара на момент распростране­ния рекламы;

• дополнительных условий оплаты;

• доставки, обмена, возврата, ремонта и обслужива­ния товара;

• гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;

• информации о самом рекламодателе и др.

Неэтичной является реклама, которая:

• содержит текстовую, зрительную, звуковую инфор­мацию, нарушающую общепринятые нормы гуман­ности и морали путем употребления оскорбитель­ных слов, сравнений, образов в отношении расы, на­циональности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, фи­лософских, политических и иных убеждений физи­ческих лиц;

• порочит объекты искусства, составляющие нацио­нальное или мировое культурное достояние;

• порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту РФ или иного госу­дарства, религиозные символы и др.

Заведомо ложной является реклама, с помощью кото­рой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потре­бителя рекламы.

Государственный контроль в области рекламы осуще­ствляют федеральный антимонопольный орган и террито­риальные органы.

3 Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нару­шение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, права и интересы которых нарушены в резуль­тате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установ­ленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущен­ную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в тече­ние года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в со­ответствии с законодательством Российской Федерации.

Заведомо ложная реклама, совершенная с целью полу­чить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охра­няемым законом правам и интересам граждан, влечет уго­ловную ответственность в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от испол­нения предписания о прекращении нарушения законода­тельства Российской Федерации о рекламе или от испол­нения решения об осуществлении контррекламы.

Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полнос­тью или частично предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подача указанного заявления не приостанавливает ис­полнение предписания или решения федерального антимонопольного органа, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.

Вопросы для самоконтроля:

1 Что такое реклама?

2 Каковы требования, предъявляемые к созданию рекламного продукта?

3 Что представляет собой недобросовестная реклама?

4 Что значит «неэтичная» реклама?

5 Что означает «заведомо ложная реклама»?

6 Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства РФ о рекламе?

Список рекомендуемой литературы:

Основная литература

  1. Андреева, Л.В. Коммерческое право России [Текст] / Л.В. Андреева. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 320 с.
  2. Круглова Н.Ю. Коммерческое право [Текст]: учебник/ Н.Ю. Круглова.- 4-e изд., перераб. и доп: Юрайт, ИД Юрайт, 2011.- (Основы наук).
  3. Назаров, И.В. Коммерческое право Российской Федерации [Текст]: Учебн. пособие. / И.В.Назаров. – Р-на-Дону, 2008. – 254 с.
  4. Пугинский, Б.И. Коммерческое право России [Текст] / Б.И. Пугинский. - М.: Зерцало, 2010. – 350 с.

Дополнительная литература

  1. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права: Сборник научных статей [Текст] / Под ред. В.Ф. Попондопуло, Д.В. Нефедова. - М.: Волтерс Клувер, 2008. – 456 с.

2.Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Практика применения в России и зарубежом [Текст] / Под ред. А.С. Комарова. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 288 с.

3.Пивоваров, А.А. К вопросу о методах регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] / А.А. Пивоваров // Юрист. – 2007. - № 8. – С.2-4.

4.Примак, Т.К. Особенности договорного регулирования экономических отношений в Российской Федерации [Текст] / Т.К. Примак // Современное право. – 2008. - № 4. – С.10-12.

5.Садиков, О.Н. Концепция развития гражданского законодательства [Текст] / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. –С.225-241.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 4. Тема: Структура, инфраструктура товарного рынка | Лекция № 6. Тема: Расчетные и кредитные отношения в коммерческой деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.