Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фронтально-пространственная композиция


 
 

Отличается небольшой глубиной и преимущественным фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди. Таким образом, она приближается по своему пла­стическому характеру к плоскостной композиции. Но в отличие от нее составляется не просто из фактурных или рельефных плоскостей, а из глубинных или разделенных в плане элементов. Эти элементы отделяются от задней фрон­тальной плоскости, выдвигаются вперед, располагаясь на расстоянии друг от друга. Они рассматриваются уже не как рельефные, а как пространственные формы В архитектур­ной композиции этим формам придается значение объемов,обращенных своей главной фронтальной плоскостью к зри­телю. В дизайнерских разработках они становятся про- странственно-плоскостными формами. Основные их виды представлены в табл. 8.

Табл 8. Основные виды пространственно-плоскостных форм. Первый горизонтальный ряд - формы прямоугольного профиля; второй - криволинейного профиля; третий - открытого характера; четвертый - сложной структуры.

 

При построении фронтально пространственной компози­ции следует учитывать ряд важных условий. Первое — это кон­фигурация форм. Она выражается в сопоставлении разных по геометрическому виду и расположению элементов. Чем четче это сопоставление, тем характер фронтально-пространствен­ной композиции выразительнее.

Второе важное условие — ритмическое построение компози­ции. Специфичным здесь является использование в качестве композиционного средства порядка смещения пространственно-плоскостных элементов относительно друг друга и образование нескольких ритмических групп. Из них и складывается простая или сложная фронтально простран­ственная композиция.

Третье — графическо-пластическая моделировка элементов. Основывается это условие на выразительной игре силуэтов, фактур, рельефов и разной графики - надписей, знаков, цвет­ных плоскостей и пр. Близкое расположение элементов друг к другу предопределяет целостность фронтально-простран­ственной композиции. Однако оно же порой является причи­ной проявления в ней монотонности. В целях устранения последней требуется достижение в этой композиции пластиче­ского разнообразия форм. При чрезмерном же их разнообра­зии фронтально-пространственная композиция разрушается. Таким образом, главной задачей в ее построении становится установление различия между элементами при достижении их единства.



 

5.3.3 Объемно-пространственная композиция

 

Характеризуется развитием пространственных элементов в трех координатных направлениях при соблюдении их компактности. В архитектурных композициях развитие в глубину часто превалирует. В дизайнерских разработках — сопоставимо с развитием в ширину и высоту. Характер дизайнерских объемно-пространственных композиций чаше всего подчер­кивается глубинным расположением разных по своим пла­стическим свойствам элементов — линейных, плоскостных и объемных (в подобных архитектурных композициях преобла­дают объемы). Объемно-пространственная композиция вос­принимается, как правило, с разных сторон, хотя часты слу­чаи ее преимущественного восприятия с одной или двух сторон, например в условиях однонаправленного движения. Зритель находится, как правило, снаружи объемно-простран­ственной формы.

В объемно-пространственной композиции имеет место более сложное, чем в объемной композиции, планировочное решение. Оно основывается на разном пространственном рас­положении элементов. Основные виды такого расположения или планировок представлены в табл. 9. Выбор вида часто обуславливается конкретной архитектурно-планировочной ситуацией, в которую включается объемно-пространственная дизайн-композиция.

Характер композиции рассматриваемого вида также раскрывается в пластической моделировке включаемых в нее элементов. Приемы такой моделировки во многом схожи с теми, которые имеют место при разработке объемной формы. Но есть и своя специфика. В частности, в ней четко раскрываются доминирующие свойства разных простран­ственных элементов — их конфигурация, расположение, силуэт и членение. При этом решаются следующие компози­ционные задачи:

• выявляется общий вид геометрических пространствен­ных форм (кубических, цилиндрических, пирамидаль­ных и пр.),

• расположением подчеркивается статичный или динамич­ный характер композиции (подробнее см. далее вторую главу, раздел «статика-динамика»),

• остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные).

 
 

Табл. 9. Основные виды объемно-пространственных композиций (схемы планировок)

 

 

При успешном решении этих и подобных им задач достига­ется предельная выразительность построения объемно-пространственной композиции. Большое значение в этом постро­ении имеет широкое использование разных графическо-пластических средств, в частности цвета, фактуры и рельефа. В связи с таким использованием, однако, возникает трудность упорядочения в объемно-пространственной композиции зна­чительного количества разных по свойствам элементов. Ее преодолению способствуют четкая планировочная организа­ция пространства, а также единый характер включаемых в него пластических элементов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОБЪЕМНАЯ ФОРМА. ЕЕ СТРУКТУРА И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ | Глубинно-пространственная композиция

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.