КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глубинно-пространственная композиция
Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определяется отношением глубины пространства к ширине. При отношении менее чем 1:1 пространство характеризуется как относительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.
Рис. 36. - Задание на построение пластической композиции в неглубоком пространстве с использованием разных графических средств. Задача: зрительное углубление Важный композиционный признак или художественное свойство глубинного пространства — открытость. Степень открытости выражается отношением глубины пространства к высоте ограничивающих его плоскостей. Если отношение больше, чем 2:1, то пространство считается открытым, если меньше — замкнутым. Вполне оправдано уточнение этих данных в связи с обращением к масштабной характеристике пространства и его подразделением на неограниченное (открытое) и ограниченное (замкнутое).
Рис. 37. - Задание на построение пластической композиции в неглубоком пространстве с использованием разных графических средств. Задачи: раскрытие образа (мебели) - вверху, выделение главного элемента композиции - внизу.
Большая протяженность и полная открытость присуща внешнему пространству. Ограниченное по протяженности и S открытости, в том числе и по вертикали, пространство выступает как внутреннее. При доминировании высоты над к шириной и глубиной пространственная композиция носит я- вертикальный характер. При относительно небольшой g высоте она приобретает черты горизонтального пространства. При равных значениях основных координатных пара метров ограничивающих плоскостей — кубического. Частичное повышение или понижение высоты ведет к обогащению пространственной композиции. В построении глубинно-пространственной, как и объемно- пространственной композиции, большую роль играет планировка. Это построение основывается на разном расположении элементов в горизонтальной плоскости. Глубинно-пространственная композиция отличается развернутостью. Можно выделить три основных ее вида: осевая, лучевая и центрическая. Виды планировок могут быть совмещены, образуя сложную планировочную систему расположения пространственных элементов. Важной стороной планировочной организации глубинного пространства является формирование его композиционного центра. Этот центр выявляется своим главенствующим положением относительно второстепенных элементов пространственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах: • центр выделяется как вертикальная ось, вокруг которой располагаются второстепенные элементы, • центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы, • формирование центра происходит на основе асимметричного расположения вокруг него подчиненных элементов. Планировочный характер глубинного пространства выявляется также за счет его разного членения по горизонтальной плоскости. Выделяются три основных вида такого членения: по глубине, ширине и свободное членение - в разных координатных направлениях. Каждый такой вид определяет свой характер построения глубинно-пространственной композиции. Первый — раскрытие в ней перспективных планов (кулис), их различное расположение по глубине (приближение или удаление). Второй - образование продольных осей — «нефов». Третий — формирование так называемого перетекающего пространства, в котором отдельные зоны располагаются свободно, проникая друг в друга. Часто планировка основывается на совмещении разных видов. Основные виды планировочной организации глубинного пространства в композиционной взаимосвязи условных пластических элементов представлены графически в табл. 10. Если учесть возможность изменения геометрии планировочных форм, то можно говорить о крайнем разнообразии и множественности вариантов планировочных построений глубинно-пространственных композиций. Главная композиционная задача здесь заключается в том, чтобы эти построения приобрели свой четкий, ярко выраженный пластический характер.
Табл. 10. Основные виды глубинно-пространственной композиции (схема планировок)
Для выявления глубины пространства часто недостаточно подчеркивания начальной и конечной его границ. Требуются промежуточные членения пространственно ограничивающих плоскостей в виде вертикальных выступов — «пилястр» или «кулис» с интервалами между ними, причем в таком количестве и размере, при которых обеспечивается их четкий отсчет в пространстве. Преувеличение или преуменьшение количества и размеров этих членений ведет к нарушению композиции, целостности глубинного пространства или, наоборот, к проявлению его монотонности. Наиболее успешно проблема решается при выявлении передних, средних и задних планов композиции. Глубина, выраженная перспективой, может быть зрительно изменена за счет искусственного понижения и повышения, а также наклона и поворота плоскостей в сторону линии горизонта или перспективной точки схода. В той же степени она зрительно увеличивается или уменьшается с помощью искусственного сокращения или расширения интервалов между уходящими в перспективу элементами. С учетом решения тех или иных художественных задач внутреннее пространство, подобно внешнему объему, может быть подвергнуто необходимой графическо-пластической моделировке. Проводится эта моделировка за счет использования разных композиционных средств — членения и фактурно-рельефной обработки плоскостей, использования на них тона, надписей и знаков. Изменения могут касаться разных координатных параметров пространства — его «верха» и «низа», боковых плоскостей. Основные приемы такой трансформации средствами тона представлены в табл. 11.
Табл. 11. Основные приемы зрительной трансформации внутреннего пространства за счет тона
Примеры построения выразительных пространственных композиций с использованием этих приемов и решением разных композиционных задач представлены на рис. 36 - 39. Основные композиционно-художественные средства построения глубинно-пространственной композиции представлены в табл. 12. Их использование подчинено решению часто противоположных по значению задач, например понижения и повышения пространства, его расширения и сужения и др. Сложные задачи, естественно, требуют совмещения средств, построения более сложной пространственной композиции. В дополнение рассмотрим такие специфические пластические средства построения композиции, как материал и свет.
Рис. 38. Задание на построение глубинно-пространственной композиции с включением графики. Симметрично-осевая композиция
Рис. 39. Задание на построение глубинной пространственной композиции с включением графики. Задача - выявление острого пластического характе ра пространства.
Табл. 12. Основные композиционные средства формирования пространства
Глава 6. КОМПОЗИЦИЯ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |