Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глубинно-пространственная композиция

Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри. Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определя­ется отношением глубины пространства к ширине. При отно­шении менее чем 1:1 пространство характеризуется как отно­сительно неглубокое (поперечное), при отношении более чем 1:1 — как глубокое (продольное). При отношении, равном 1:1, — средней глубины.

 

Рис. 36. - Задание на построение пластической композиции в неглубоком пространстве с использованием разных графических средств. Задача: зрительное углубление

 
 

Важный композиционный признак или художественное свойство глубинного пространства — открытость. Степень открытости выражается отношением глубины пространства к высоте ограничивающих его плоскостей. Если отношение больше, чем 2:1, то пространство считается открытым, если меньше — замкнутым. Вполне оправдано уточнение этих дан­ных в связи с обращением к масштабной характеристике пространства и его подразделением на неограниченное (открытое) и ограниченное (замкнутое).

 

 

Рис. 37. - Задание на построение пластической композиции в неглубоком простран­стве с использованием разных графических средств. Задачи: раскрытие образа (мебели) - вверху, выделение главного элемента композиции - внизу.

 

Большая протяженность и полная открытость присуща внешнему пространству. Ограниченное по протяженности и S открытости, в том числе и по вертикали, пространство выступает как внутреннее. При доминировании высоты над к шириной и глубиной пространственная композиция носит я- вертикальный характер. При относительно небольшой g высоте она приобретает черты горизонтального пространства. При равных значениях основных координатных пара метров ограничивающих плоскостей — кубического.

Частичное повышение или понижение высоты ведет к обо­гащению пространственной композиции.

В построении глубинно-пространственной, как и объемно- пространственной композиции, большую роль играет плани­ровка. Это построение основывается на разном расположении элементов в горизонтальной плоскости. Глубинно-пространственная композиция отличается развернутостью. Можно выделить три основных ее вида: осевая, лучевая и центриче­ская. Виды планировок могут быть совмещены, образуя слож­ную планировочную систему расположения пространствен­ных элементов.

Важной стороной планировочной организации глубинного пространства является формирование его композиционного центра. Этот центр выявляется своим главенствующим поло­жением относительно второстепенных элементов простран­ственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах:

• центр выделяется как вертикальная ось, вокруг которой располагаются второстепенные элементы,

• центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы,

• формирование центра происходит на основе асимме­тричного расположения вокруг него подчиненных элементов.

Планировочный характер глубинного пространства выяв­ляется также за счет его разного членения по горизонтальной плоскости. Выделяются три основных вида такого членения: по глубине, ширине и свободное членение - в разных координатных направлениях. Каждый такой вид определяет свой характер построения глубинно-пространственной композиции. Первый — раскрытие в ней перспективных планов (кулис), их различное расположение по глубине (приближение или удаление). Второй - образование продольных осей — «нефов». Третий — формирование так называемого перетекающего пространства, в котором отдельные зоны располагаются свободно,

проникая друг в друга. Часто планировка основывается на совмещении разных видов.

Основные виды планировочной организации глубинного пространства в композиционной взаимосвязи условных пла­стических элементов представлены графически в табл. 10. Если учесть возможность изменения геометрии планировоч­ных форм, то можно говорить о крайнем разнообразии и множественности вариантов планировочных построений глубинно-пространственных композиций. Главная компози­ционная задача здесь заключается в том, чтобы эти постро­ения приобрели свой четкий, ярко выраженный пластиче­ский характер.

 

 

Табл. 10. Основные виды глубинно-пространственной композиции (схема планировок)

 

 
 

 

Для выявления глубины пространства часто недостаточно подчеркивания начальной и конечной его границ. Требуются промежуточные членения пространственно ограничивающих плоскостей в виде вертикальных выступов — «пилястр» или «кулис» с интервалами между ними, причем в таком количе­стве и размере, при которых обеспечивается их четкий отсчет в пространстве. Преувеличение или преуменьшение количества и размеров этих членений ведет к нарушению композиции, целостности глубинного пространства или, наоборот, к про­явлению его монотонности. Наиболее успешно проблема решается при выявлении передних, средних и задних планов композиции.

Глубина, выраженная перспективой, может быть зрительно изменена за счет искусственного понижения и повышения, а также наклона и поворота плоскостей в сторону линии гори­зонта или перспективной точки схода. В той же степени она зрительно увеличивается или уменьшается с помощью искус­ственного сокращения или расширения интервалов между уходящими в перспективу элементами.

С учетом решения тех или иных художественных задач внутреннее пространство, подобно внешнему объему, может быть подвергнуто необходимой графическо-пластической моделировке. Проводится эта моделировка за счет использования разных композиционных средств — членения и фактурно-рельефной обработки плоскостей, использования на них тона, надписей и знаков. Изменения могут касаться разных координатных параметров пространства — его «верха» и «низа», боковых плоскостей. Основные приемы такой трансформации средствами тона представлены в табл. 11.

 

 
 

Табл. 11. Основные приемы зрительной трансформации внутреннего пространства за счет тона

 

Примеры построения выразительных пространственных композиций с исполь­зованием этих приемов и решением разных композиционных задач представлены на рис. 36 - 39.

Основные композиционно-художественные средства построения глубинно-пространственной композиции пред­ставлены в табл. 12. Их использование подчинено решению часто противоположных по значению задач, например пони­жения и повышения пространства, его расширения и суже­ния и др. Сложные задачи, естественно, требуют совмеще­ния средств, построения более сложной пространственной композиции.

В дополнение рассмотрим такие специфические пласти­ческие средства построения композиции, как материал и свет.

 

 

 
 

Рис. 38. Задание на построение глубинно-пространственной композиции с включением графики. Симметрично-осевая композиция

 

 

 
 

Рис. 39. Задание на построение глубинной пространственной композиции с включением графики. Задача - выявление острого пластического характе ра пространства.

 

 

 
 

Табл. 12. Основные композиционные средства формирования пространства

 

 

 

Глава 6. КОМПОЗИЦИЯ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фронтально-пространственная композиция | Место логотипа в структуре фирменного стиля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.