Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренты

Цена

Рис. 2.6 Позиционирование облицовочной плитки по качеству и цене московскими потребителями.

Следующим объектом комплексного исследования товарного рынка являются фирмы-конкуренты. Если изучение потребителя помогает фирме завоевать новых клиентов, то изучение конку­рента дает представление о его положении на рынке. Контроль за конкурентами дает возможность удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позво­лит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной

Анализ конкуренции — важное направление маркетинговых исследований, имеющее целью уточнение вопросов привлекательности рынков. Используется для выработки стратегии фирмы в области производства и сбыта. Анализ спроса может показать, что компания располагает практически всеми ключевыми факто­рами для осуществления успешного сбыта, однако конкуренция вносит существенные коррективы в расстановку сил.

В качестве источников информации о конкурирующих фир­мах используются официальные данные о фирмах, данные пуб­ликаций в периодике, статистические отчеты, а также информа­ция непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделе­ний фирм, инженерного персонала, поставщиков и других аген­тов на рынке, кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций.

В процессе анализа конкуренции исследуют основные факто­ры, обуславливающие интенсивность конкуренции, такие, как:

•численность и сравнительная мощь конкурирующих фирм;

•степень диверсификации производственно-рыночной деятель­ности конкурентов;

•изменение объема спроса и его динамика;

•степень дифференциации продукта, предлагаемого на рынке;

•издержки переключения заказчиков с одного поставщика на другого;

•барьеры выхода с рынка и их уровень;

•барьеры проникновения на рынок;

•ситуация на смежных товарных рынках;

•различия в стратегии конкурентов;

•особые мотивы для конкуренции на данном рынке.

Численность конкурирующих фирм и их сравнительная мощь в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. Интенсив­ность конкуренции считается наибольшей в случаях, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов приблизи­тельно равной силы, причем не обязательно, чтобы фирмы были особенно крупными. Так, для крупной компании, обладающей мощными ресурсами и имеющей многочисленные преимущества, конкуренцию представляют только фирмы, близкие по размеру с аналогичными возможностями, присутствие же на рынке заведо­мо более сильных конкурентов — серьезное, а может быть, не­преодолимое препятствие для сбыта, поэтому необходимы иссле­дования об оценке силы воздействия фактора численности и размеров компании на уровень конкуренции. Широкая диверси­фикация деятельности конкурентов не позволяет избежать столкновения с ними посредством специализации. Быстрое, но непродолжительное по времени расширение спроса на данном товарном рынке может ослабить конкуренцию, а его сокраще­ние — наоборот усилить ее. Чем выше степень дифференциации продукта, тем при прочих равных условиях ниже уровень конку­ренции на рынке. Высокие издержки переключения с одного то­варного рынка на другой — фактор, способствующий снижению уровня конкуренции. Барьеры ухода с рынка или проникновения на него действуют в противоположном направлении: повышение барьеров способствует снижению конкуренции и наоборот. Су­ществует прямая зависимость между общим уровнем конкурен­ции на мировом рынке в целом и на данном товарном рынке. При различии в реализуемых стратегиях уровень конкуренции относительно снижается. Все эти факторы, специфика и сила их воздействия на конкуренцию требуют анализа, оценки значимо­сти каждого из них. На основе полученных результатов делаются выводы относительно уровня конкуренции на исследуемом рынке.

Изучение конкурентной среды требует систематического на­блюдения за главными конкурентами, не упуская из виду потен­циальных конкурентов. Анализ информации, ее интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каж­дому фактору конкуренции, охарактеризовать общее положение основных конкурентов, определить место своей фирмы по отно­шению к ним и оценить ее конкурентоспособность. Конкуренто­способность фирмы — понятие комплексное, предполагающее несколько уровней конкурентного превосходства. Чтобы обеспе­чить достойное (лидирующее) положение фирмы на рынке, важ­ной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, но­вого дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта Тем самым достига­ется сразу несколько параметров конкурентного преимущества.

При проведении исследований маркетологи ориентируются на необходимость получения информации обо всех конкурентах (имеющихся и потенциальных) на конкретном рынке, однако, на практике невозможно провести всесторонний анализ всех суще­ствующих конкурирующих фирм. Тем не менее некоторые из них заслуживают пристального внимания и требуют глубокого изуче­ния. К таким фирмам прежде всего относятся: наиболее актив­ные конкуренты, претендующие на захват рыночной доли вашей компании; конкуренты, чью рыночную долю планирует захватить ваша фирма; основные конкуренты, владеющие наибольшей до­лей рынка (3—4 фирмы), фирмы, наиболее динамично разви­вающиеся на конкретном рынке (2—3 фирмы).

Анализируя конкурента, следует оценить его текущие задачи, стратегии, главные достоинства и недостатки и спрогнозировать его возможные действия в будущем.

Наиболее уязвимые места конкурента, а также возможные причины, препятствующие его развитию и снижающие его способность реагировать на измене­ние, также необходимо принять во внимание.

Информация, собранная о конкуренте, должна содержать све­дения, оценивающие:

•стратегические позиции конкурента (цели развития, иннова­ционная стратегия, уровень развития НИОКР, способность к реализации поставленных задач, конкурентные преимущества и недостатки, качество принятия решений и т.д.);

•финансовое положение (значимость данного центра получения прибыли для фирмы, краткосрочная ликвидность, собственный капитал, оборотный капитал, наличие капитала для расширения производства, структура издержек, прибыль и т.д.);

•позицию на рынке (усилия по удержанию или расширению своего рынка, способ сегментации, крупнейшие целевые рын­ки, доля рынка и т.д.);

•позицию товара конкурирующей фирмы (качество сырья, ка­чество товара и его конкурентоспособность, ассортимент про­дукции, соответствие рыночным сегментам, отношение к то­вару потребителей и т.д.);

•ценообразование (уровень цен (выше или ниже среднерыноч­ных), % роста/снижения за последний год, допустимая торго­вая скидка, объем скидок, условия платежа, скидки по про­движению товара и т.д.);

•производство и материально-техническое обеспечение (производственные мощности, эффективность производства, производственные издержки, контроль качества, источники поставок, контроль за запасами сырья и его эффективность, контроль запасов готовой продукции, способ хранения и транспортировки и т.д.);

•система сбыта (основные используемые каналы, характери­стика каналов, стимулирование торговли, управление торго­вым персоналом, отбор торгового персонала и его обучение, использование новых технологий (телемаркетинг) и т.д.;

•систему продвижения товара на рынок (используемые средст­ва массовой информации, характеристика рекламных кампа­ний, стимулирование потребителей и посредников, усилия в области PR, особенности прямых продаж: коммивояжерский цикл, эффективность усилий по продвижению товара и т.д.) Приведенный анализ должен объяснить, каким образом кон­куренту удалось добиться как положительных, так и отрицатель­ных результатов в своей работе. Контроль за деятельностью кон­курентов является важной составляющей комплексного исследования товарного рынка. Точное знание сильных и слабых сторон конкурента дает возможность лучше обосновать стратегические на­правления развития своей фирмы и укрепить ее позиции на рынке.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Качество | Анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.