КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы и процесс формирования организационной структуры
Характеристики внешней среды Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью. Сложность определяется количеством и разнообразием элементов деловой среды. Сложная деловая среда состоит из множества разнообразных элементов, взаимодействующих друг с другом и влияющих на организацию, простая деловая среда - из трех-четырех групп однородных элементов. Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Нестабильная среда характеризуется частыми изменениями. Они могут быть связаны с действиями конкурентов, колебаниями спроса, появлением новых продуктов и технологий. Деловая среда является стабильной, если ее элементы не меняются в течение довольно длительного времени. Фактором стабильной среды является устойчивый спрос и предложение на продукты и услуги. Неопределенность означает отсутствие необходимой информации о деловой среде и непредсказуемость происходящих в ней изменений. Неопределенность значительно увеличивает степень риска. Степень неопределенности деловой среды зависит от того, насколько она сложна и изменчива. Чтобы планы были реализованы, кто-то, очевидно, должен фактически выполнять каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих организацию. Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Для реализации миссии организации, выбранной стратегии и достижения целей проектируется организационная структура. Организации создают различные структуры для реализации своих основных функций и протекающих в них процессов. Структура отражает строение системы, т.е. состав и взаимосвязь ее элементов. Структурированность является свойством любой системы. Элементы системы образуют целое благодаря связям между ними. Структура организации объединяет составляющие элементы ее внутренней среды с помощью коммуникаций, потоков информации и документооборота. Наконец, организационная структура - это люди и их группы. В организационной структуре выделяются следующие элементы: звенья (подразделения, отделы, бюро и т.п.), уровни (ступени управления) и связи - горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и, как правило, одноуровневые. Вертикальные связи - это подчинения, их необходимость возникает при наличии нескольких уровней или ступеней управления (иерархичность). Связи в структуре могут носить линейный и функциональный характер. Проектирование или создание организации предполагает соединение определенным образом некоторых видов деятельности и исполнителей. Указанное соединение имеет статический аспект, проявляющийся в организационной структуре, и динамический аспект, выражающийся в процессе производства и управления. Формирование (проектирование) и изменение организационной структуры должны быть направлены на обеспечение основных целей и задач организации и базироваться на ее стратегических планах. Исходной точкой построения структуры является проектирование работы и рабочих мест, что зависит от формы организации труда: конвейерная, бригадная, модульная и др. Выделение структурных подразделений, иерархически увязанных и находящихся во взаимодействии друг с другом, является следующим шагом в проектировании структуры организации. Важная роль управления состоит в определении организационных размеров структурных подразделений, их прав, обязанностей и ответственности, системы взаимодействия и коммуникаций с другими подразделениями, а также в правильном определении целей и задач подразделений, наделении их необходимыми ресурсами. Можно указать на следующие обстоятельства функционирования организаций, требующие изменения ее организационной структуры: - неудовлетворительное функционирование организации; - перегрузка высшего руководства; - резкое изменение масштабов деятельности; - объединение хозяйствующих субъектов; - изменение технологии процессов производства и управления; - изменения в деловой среде. Любая организация при проектировании или изменение организационной структуры должна выполнять определенные правила или принципы их построения, а также учитывать факторы внутренней и внешней среды. В действующих организациях к процессу изменения организационной структуры следует относиться как к постоянной реорганизации, что требует поиска наиболее эффективного сочетания организационных факторов. Как показывают исследования, эти факторы не являются постоянными и носят ситуационный характер. Можно выделить основные группы взаимосвязанных ситуационных факторов, влияющих на организационную структуру, определяющих ее тип, состав подразделений, степень централизации и другие характеристики: - состояние внешней среды; - технология управления и производства; - стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей; - действующая политика руководства и методы управления, влияющие на поведение работников; - установление полномочий и функции работников на различных иерархических уровнях; - реальные взаимосвязи, которые возникают между людьми и их работой, что отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях. При учете указанных факторов в организации может быть создана эффективная структура, которую затем можно корректировать для успешного осуществления процессов производства и управления. Процесс формирования организационной структуры включает: - формулировку целей и задач; - определение состава и места подразделений; - ресурсное обеспечение подразделений; - разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих организационные процессы. В процессе деятельности под воздействием внешних и внутренних условий у организации появляется необходимость изменения своей организационной структуры. Этот процесс носит название реорганизации или реструктуризации. Он может относится как к структуре целой организации, так и к любой подсистеме. Типичные проблемы структурирования организаций: 1. структурирование организации не базируется на проектировании работы в ней; 2. многопрофильность организации (степень диверсификации) затрудняет управление; 3. не соблюдаются и не анализируются нормы управляемости; 4. не выполняются или дублируются отдельные функции управления; 5. отсутствуют или устарели положения о подразделениях и должностных лицах; 6. структура очень жесткая, слабо реагирует на изменения и не проявляет гибкость; 7. диспропорция в численности и загрузке подразделений. Если организация имеет подобные или другие проблемы в области организационных структур, то необходимо обязательно провести реорганизацию структуры.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |