Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Внутренняя и внешняя среда организаций


Внутренняя среда организации - это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Главными составляющими внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.

Цели - это конкретные конечные состояния или искомые результаты группы людей, организованных определенным образом. Искомые конечные результаты ставятся в процессе планирования и сообщаются участникам производства, что дает возможность им знать, к чему нужно стремиться. Различные типы организаций определяют разнообразие целей. Если цель - получение прибыли, то организация занимается производством товаров или оказанием услуг. Если организация бесприбыльна, то ее целью является выполнение своего предназначения в рамках ассигнованных бюджетных средств.

Как правило, крупные организации имеют не одну цель, а множество разнообразных целей. Для того чтобы получить прибыль, бизнес должен сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей, социальная ответственность и многие другие. так как крупные организации состоят из многих подразделений, то каждое подразделение также имеет свои собственные цели, сопряженные с общими целями организации.

Структура - это элементы организации и схема взаимодействия между ними. Структуру организации обычно характеризуют с помощью следующих понятий:

1. Разделение труда и специализация.

В любой организации существует разделение труда между ее работниками и подразделениями. Горизонтальное разделение труда - это разделение всей работы на составляющие компоненты в пределах одного уровня иерархии. Вертикальное разделение труда определяет работу по координированию действий и означает разделение работ между работниками и подразделениями организации, находящимися на различных уровнях иерархии.

Уровень специализации отражает степень разделения труда. При высокой степени специализации выполняется узкий набор функций, при низкой - широкий. Специализация имеет преимущество: способствует повышению производительности труда, улучшению качества выполняемых работ, совершенствованию методов их проведения и т.п. Однако нужно помнить, что слишком узкая специализация работ приводит к их монотонности, снижает мотивацию работников, увеличивает потребность в координации.



2. Стандартизация и формализация.

Стандартизация, или унификация, означает выполнение похожих, аналогичных работ, операций, действий персонала, использование одних и тех же методов их выполнения, одинаковых технологий в различных частях организации.

Формализация отражает установленные и зафиксированные в письменном виде правила и процедуры, определяющие деятельность персонала, подразделений и организации в целом. Она способствует наведению и поддержанию порядка. О том, насколько высок уровень формализации, свидетельствует количество письменной регламентирующей документации (инструкции, правила, положения, распоряжения, нормы, указания и т.п.).

3. Иерархия и диапазон контроля.

Иерархия отражает вертикальную соподчиненность уровней управления, показывает, кто кому подчиняется, где и как распределяются полномочия по принятию решений. Проблема определения уровней иерархии непосредственно связана с проблемой ограничения числа подчиненных, т.е. масштабом или нормой управляемости (диапазоном контроля).

Норма управляемости - это максимальное число непосредственных подчиненных, которыми может эффективно управлять руководитель. При определении этого числа учитываются различные факторы, связанные с характером выполняемых работ, характеристиками подчиненных, стилем руководства и т.д. Норма управляемости тесно связана с уровнем иерархии. Так, например, считается, что для высшего уровня управления организацией этот показатель не должен превышать 7 человек, в то время как у руководителей низшего уровня он может достигать 30. Узкий диапазон контроля означает, что у руководителя минимальное число подчиненных, в результате чего в организации увеличивается число уровней управления (многоуровневая структура управления). Широкий диапазон контроля предполагает подчинение руководителю максимально возможного числа подчиненных и наличие минимально возможного числа уровней иерархии в организации (плоская структура управления).

4. Централизация и децентрализация.

Централизация означает сосредоточение прав по принятию решений на высшем уровне управления, децентрализация - передачу прав по принятию решений на более низкие уровни иерархии. Децентрализация обеспечивает большую гибкость организации, так как позволяет быстро реагировать на изменяющиеся условия.

5. Сложностьорганизации является ее комплексной характеристикой. Она отражает уровень специализации или разделения работ, дифференциации подразделений, иерархию и территориальное расположение организации. Чем сложнее организация, тем больше в ней уровней управления, подразделений и должностей на одном иерархическом уровне, филиалов, дочерних компаний и т.д.

Задача- это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в установленные сроки. При разработке структуры организации в каждую должность включается ряд задач, которые являются частью общего объема работ по достижению цели.

Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Например, на обычном заводском конвейере работа людей состоит из работы с предметами. Задача же мастера - это в основном работа с людьми. В то же время задачи специалистов в организации сводятся к работе с информацией.

Два других важных момента в работе - это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения.

Технология- это используемые организацией средства преобразования сырья в искомые продукты и услуги.

Задачи и технологии тесно связаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии.



Люди -это центральный фактор в любой организации, т.к. руководство достигает целей организации через других людей.

Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя и его влияние на поведение отдельных людей и групп.

Поскольку внутренние составляющие состоят из социального (люди) и технического компонентов, то их называют внутренними социотехническими подсистемами. Все они находятся во взаимосвязи. Изменение одной из подсистем в определенной степени влияет на все другие.

Все организации находятся в окружающей их внешней среде. К внешней среде организации относится все, что, находясь за ее пределами, взаимодействует с ней и оказывает на нее влияние в целом или на ее отдельные части.Внешняя среда, оказывая сильное влияние на организацию, является для многих из них источником серьезных угроз или, наоборот, предоставляет им хорошие возможности для получения прибыли, роста и развития. Менеджеры организации должны изучать внешнюю среду и знать обо всех происходящих в ней изменениях. Это необходимо, чтобы своевременно вырабатывать адекватные ответные меры и наилучшим образом реагировать на внешние воздействия, обеспечивая адаптацию организации к изменениям.

Внешняя среда формируется в процессе деятельности организации и меняется со временем. Также она изменяется, если организация меняет стратегию, сферу деятельности, производимые продукты, рынки и т.п.

Вообще границы внешней среды определить довольно трудно. Для того чтобы понять, что следует относить к внешней среде организации, нужно проанализировать, в какой сфере деятельности или отрасли она работает, и определить, с какими элементами внешней среды она связана, подвержена их влиянию, взаимодействует в процессе функционирования.

Различают среду прямого воздействия исреду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.

Поставщики.С точки зрения системного подходаорганизация - это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. Зависимость одних организаций от распределения ресурсов дает власть другим и позволяет им оказывать влияние на себестоимость, качество продукции, сроки ее изготовления и в целом на эффективность деятельности организации.

Потребители. Единственная подлинная цель бизнеса - создать потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существование организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. В группу потребителей входят непосредственные покупатели и клиенты: торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, магазины, торговые агенты и т.д. Конкретный состав потребителей зависит от сферы деятельности, особенностей продукции и услуг, масштабов производства, рынков сбыта и многих других факторов. С одной стороны, влияние потребителей может выражаться в различных формах: в установлении определенного уровня цен, наличии особых требований к качеству, дизайну, техническим характеристикам продукции, формам оплаты, угрозе перехода к другому производителю и т.д. С другой стороны, производители могут оказывать существенное влияние на потребителей, устанавливая более низкие цены, гарантируя высокое качество и сроки поставок, предлагая уникальную продукцию или услуги и т.п.

Профсоюзы.Подписывая договор с профсоюзами, фирма, по сути дела, договаривается с поставщиком рабочей силы. Распространение профсоюзов - еще одно подтверждение необходимости принимать в расчет внешние факторы при решении внутренних вопросов.

Конкуренты- это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. К конкурентам относятся те организации, которые реализуют на одних и тех же рынках продукцию или оказывают услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности. При изучении конкурентной среды менеджерам необходимо оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на деятельность фирмы, определить главных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны. Если есть вероятность появления на рынке новых фирм или уже существующих, но имеющих намерение производить аналогичную продукцию, то их необходимо включить в эту группу как потенциальных конкурентов.

Организация, в зависимости от формы собственности, источников финансирования и других параметров, так или иначе контактирует с государственными и муниципальными органами.К ним относятся местная администрация, налоговая инспекция, налоговая полиция, суды и т.д. Их влияние на организацию может проявляться по-разному: от прямого вмешательства до регулирования экономической деятельности - это принятие законов и нормативных актов, определяющих правовую базу предпринимательства, лицензирование, предоставление субсидий, размещение выгодных государственных заказов, взимание налогов и контроль за их уплатой и т.д. В условиях кризисной ситуации, сложившейся в нашей стране, деятельность этой части деловой среды подвержена частым и непредсказуемым изменениям, что создает большие сложности для организации. Тем не менее своевременное получение необходимой информации о готовящихся изменениях, улучшение взаимодействия с государственными органами и организациями, несмотря на сложность, в ряде случаев позволяет заранее предусмотреть меры, направленные на защиту интересов организации, и предпринять определенные шаги, чтобы уменьшить потери.

Международный секторделовой среды начинает оказывать прямое влияние на деятельность российских организаций. В последние годы появилась опасность конкуренции со стороны иностранных фирм на российском рынке, вытеснения российских производителей иностранными, обеспечивающими лучшее качество товаров, например, таких, как автомобили, компьютеры, бытовая электронная техника, ряд продуктов питания. Необходимо изучать влияние иностранных производителей на отечественный рынок и их опыт работы, чтобы попытаться противостоять иностранной конкуренции.

Менеджеры сталкиваются с рядом серьезных проблем, порождаемых отсутствием достаточной информации о деловой среде. Для того чтобы глубже осознать и ответить на вопрос, в какой деловой среде работает организация, рекомендуется оценить ее по таким параметрам, как сложность, стабильность и неопределенность.

Не так заметно на организацию оказывают влияние факторы косвенного воздействия. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Информация о них, как правило, не полная, и руководство вынуждено делать предположения и допущения об их возможных последствиях для организации. Среда косвенного воздействия слагается из шести основных сил.

Демографическая средапредставляет из себя потребительские рынки и рынки рабочей силы. Любые изменения в демографической среде, такие как: снижение рождаемости, демографические взрывы, старение населения и т.д., сильно отражаются на деятельности организаций.

Косвенно воздействуют на организации также изменения вэкономике. Такие экономические явления, как инфляция, экономический спад, колебания курса доллара относительно валют других стран, затрагивают интересы организаций. Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

Среди факторов косвенного воздействия важнейшее место занимают факторы научно-технической среды. Организация должна учитывать перспективные технологии, которые могут повлиять на скорость устаревания продукции и на то, какого рода продукцию покупатель ожидает в будущем. Сохранить конкурентоспособность можно, ориентируясь на высокие технологии.

Важно учитывать влияние на организацию факторов природной среды. В зависимости от деятельности организации дефицит некоторых видов сырья, вздорожание электроэнергии, рост загрязнения среды, решительное вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов сильно влияет на функционирование предприятия.

На деятельности организаций сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда слагается из всевозможных законодательств по регулированию предпринимательской деятельности, из учреждений, следящих за соблюдением законов, из различных общественных организаций. Это такие действия правительства, как налогообложение доходов организации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении найма работников, законодательство по защите прав потребителей, стандарты на безопасность, стандарты на чистоту окружающей среды и т.д.

Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Все это составляет содержание культурной среды, также влияющей на организацию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Описание организации как объекта управления | Факторы и процесс формирования организационной структуры

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.