КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы экономического управления
Среди экономических методов управления, которые могут находить применение в сфере физической культуры и спорта, необходимо выделить следующие: 1. Методы экономического воздействия. 2. Централизованный плановый метод. 3. Метод кредитования. 4. Метод хозяйственного расчета. Методы экономического воздействия направлены на реализацию объективных экономических интересов. Материальное воздействие здесь выступает в 3-х формах: - общественной; - коллективной; - индивидуальной. К общественной форме в первую очередь относятся моральные стимулы. Методы экономического воздействия на коллективные и индивидуальные интересы могут иметь как положительную направленность (материальное стимулирование), так и отрицательную (материальные санкции). К материальному стимулированию относятся: премия, заработная плата и др. К материальным санкциям относятся: штрафы, лишение премий, прекращение финансирования и др. Методы экономического воздействия находят широкое применение при переходе на контрактную систему работы в нашей сфере. Централизованный плановый метод позволяет: - определить направления и цели развития видов спорта и физической культуры по регионам страны; - правильно распределить трудовые и финансовые ресурсы; - внедрить достижения научно-технического прогресса; - контролировать проведение и выполнение плановых заданий. Характерная особенность этого метода - директивность, то есть обязательность выполнения установленных показателей и нормативов (Госзаказ). Поэтому этот метод иногда путают с административным. Кредит - крупнейший источник формирования средств. Применение кредитования в качестве экономического метода управления предполагает централизованное установление условий в заёмных средствах. Необходимо отметить, что этот экономический метод управления в сфере физической культуры и спорта используется очень редко (до 20%). Кредит может быть использован хозрасчётными и арендными организациями, имеющими самостоятельный баланс (счёт в банке) и наделенными в установленном порядке собственными оборотными средствами. Метод кредитован ия мало используется в физкультурном движении, но это прогрессивный экономический метод. Основными его принципами являются: 1. Возвратность (если средства не возвращаются, то это финансирование). 2. Срочность возврата (то есть возврат в срок). 3. Целенаправленность (строительство спортсооружений, приобретение спортивного инвентаря). 4. Материальная обеспеченность (кредит обеспечивается залогом спортсооружения и продукцией). 5. Повторность (новые кредиты выдаются при условии погашения ранее выданных и уплаты процента за пользование ими). Хозяйственный расчет (наиболее эффективный) - это экономический метод управления, обеспечивающий определенную хозяйственную самостоятельность спортивных организаций при условии выполнения плана. Он определяет обязательную самоокупаемость, рентабельность, взаимосвязь итогов деятельности с материальным поощрением. Существование хозрасчета невозможно без основных пяти принципов: 1. Плановость. 2. Имущественная ответственность (материальная). 3. Хозяйственная самостоятельность. 4. Материальное стимулирование работников. 5. Самоокупаемость и самофинансирование. Хозрасчет бывает полным и частичным (внутренним). Полный хозрасчёт может обеспечить только та организация, которая способна выполнять договора и любые обязательства с внешними и внутренними организациями и имеет свой финансовый счет в банке. Существуют 3 модели хозрасчёта. Первые две модели получили свое название от двух форм оплаты труда. Первая модель. Фонд заработной платы включается в хозрасчётный доход и таким образом он гарантируется, а фонд материального поощрения образуется из остаточной прибыли. Вторая модель. На заработную плату идет остаток выручки - после вычета материальных затрат, расчета с бюджетом и вышестоящими организациями, после выплаты процентов по кредитам, образования фондов социального развития. Третья модель. Это аренда. Она является наиболее перспективной моделью хозрасчета. Аренда позволяет достигнуть более высокого уровня самостоятельности. Оплата труда здесь производится после конечного результата, а также выплаты всех платежей. Эта модель хозрасчета включает в себя три вида аренды: - аренду имущества (организации, спортсооружения); - внутрихозяйственную аренду (арендный подряд); - семейную или индивидуальную аренду. Все три этих вида могут находить применение в сфере физической культуры и спорта. Прежде чем перейти на новую форму управления в экономике (аренду), необходимо получить согласие вышестоящего органа, что, на наш взгляд, является слабым местом в Законе об «аренде» (например: конфликт между коллективом гостиницы «Спорт» и Госкомспортом России). Регламентируются отношения арендодателя с арендатором договором аренды. В нём фиксируется, с разбивкой по годам, в абсолютной сумме размер арендной платы, амортизационные отчисления, средства ремонтного фонда, а также отчисления в централизованные фонды и резервы арендодателя, то есть вышестоящие организации. Пример успешного перехода на аренду – Центральный учебно-спортивный комбинат «Спартак» в Москве. При первой и второй формах хозрасчета все фонды экономического стимулирования строго нормируются. При использовании третьей модели хозрасчета предоставляется право самостоятельно определять размеры фондов развития производства и социального развития. 3.3 Социально-экономическая защищённость спортсменов
Одной из важных проблем управления современным спортом является проблема социально-экономической защищённости спортсменов. Специалисты зарубежных стран отмечают, что деловым кругам и государству спортсмены выгодны только до тех пор, пока они выступают. По завершении спортивной карьеры материальное положение спортсменов становится бедственным. Ожидается, что в ближайшее время ситуация может еще обостриться. В настоящее время только узкий круг спортсменов получает фантастические суммы, в то время как большинство их коллег не получают никаких денежных вознаграждений или получает их в крайне незначительной сумме. Причем это положение характерно не только для спортсменов-любителей, но даже и для спортсменов-профессионалов. Так, например, в профессиональном французском футболе 10% наиболее высокооплачиваемых футболистов получают 40% от общей суммы выплачиваемых денег, а 10% относительно низкооплачиваемых - 3% от общей суммы (М. Кутепов, 1992.). Спортивные специалисты, тренеры, ученые, менеджеры, журналисты пользуются сравнительно большей социальной защитой, чем спортсмены, так как карьера в спорте имеет жесткие временные рамки. Учитывая важность проблемы, специалисты предлагают ряд рекомендаций для её реализации: - руководящие спортивные-организации должны признать профессио-нализацию спортсмена и перестать видеть нечто аморальное в получении ими денег за выступления, которые должны облагаться налогами; - спортсмены нуждаются в особой социальной защищённости, обеспечение которой является прямой обязанностью различных спортивных организаций и их менеджеров; - спортсменам необходимо объединиться и коллективно отстаивать свои интересы, учредив профессиональный союз спортсменов; - руководящие спортивные организации должны разработать систему денежных вознаграждений, которая обеспечивала бы справедливое распределение заработка среди молодых спортсменов - победителей, проигравших и спортсменов, завершивших карьеру; - различным руководящим спортивным организациям необходимо проявлять больше солидарности в отношении друг с другом, сильные должны оказывать финансовую поддержку слабым; - спортивным менеджерам необходимо иметь в виду, что коммерциализация спорта имеет свои границы, а спортивные достижения - свои пределы; - спортивные организации должны монополизировать права на свой основной товар - спорт высших достижений, чтобы спорт не потерял полностью своей независимости; - руководители спорта должны применять санкции (карательные), установив систему контроля и определив эффективные меры наказания, то есть спортсмены должны сознавать, что их будущее зависит от степени выполнения правил и постановлений, число которых будет возрастать. Последнее положение ярко иллюстрируется статьями контракта, заключаемого спортсменом и спортивным клубом, которыми предусматривается, в частности, сле-дующие взаимоотношения: - не вмешиваться в дела менеджера клуба; - носить форму клуба, исключая все остальные формы, производимые конкурирующими фирмами, рекламировать форму клуба и не требовать никакого вознаграждения от стоимости рекламы; - не принимать предложений о персональной рекламе без письменного согласия клуба; - не вмешиваться в решение проблем, которые входят в компетенцию дирекции клуба (административная, коммерческая, спортивная, финансовая и организаторская деятельность); - поддерживать репутацию клуба и игроков во время публичных контактов и т.д. За нарушение обязательств, спортсмен подвергается штрафу, например: - за каждый день опоздания на тренировку после ее возобновления недельное жалованье уменьшается на 25%; - за опоздание на тренировку, собрание клуба, техническую конференцию, спортсмен предупреждается, а при повторном нарушении штрафуется на 0,5% недельного жалованья за каждые 15 мин. опоздания; - за отказ от участия в матче игрок лишается недельного жалованья. С целью обеспечения социально-экономической защищённости в различных странах мира создаются социальные Фонды. Фонд "Помощи немецкому спорту" был учрежден 26.V.1967 г. Контролирующим органом Фонда является попечительный Совет (кураторий), в который входит около 300 представителей различных сфер экономики, промышленности, журналистики, культуры и спорта. Фонд организует свою деятельность на основе Устава, в котором сформулирована его основная цель: возмещение спортсменам издержек, связанных со спортивной деятельнос тью и представительством на международной арене. Первоначально объектом внимания Фонда был только спорт высших достижений. В настоящее время в сферу внимания Фонда попал спортивный резерв, а также наиболее популярные формы массовой спортивной активности, например: спортивные соревнования школьников "Молодежь тренируется для Олимпиады". Уставом Фонда предусмотрены следующие формы денежной помощи спортсменам: - дополнительные средства: на питание - 33-34% средств; - возмещение транспортных расходов, связанных с участием в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях - 17-19% средств; - внесение платы за пользование инвентарем и различными видами обслуживания (массаж, медицинские процедуры) - 16-18% средств; - возмещение потерь в заработной плате - 10% средств или выплаты стипендий спортсменам - студентам - 12% средств; - страхование жизни от несчастных случаев в спорте и во всех других областях жизни - 6% средств. В связи с ростом безработицы жизненно важной для спортсменов стала проблема сохранения рабочего места спортсменов в период активных выступлений и обеспечения занятости ими места в учебном заведении по окон-чании спортивной карьеры. Поэтому Фонд, меняя формы своей деятельности, наряду с прямой денежной помощью ищет пути решения проблемы, стараясь разработать систему взаимодействия между спортивными органи-зациями и работодателями, при которой последние были бы заинтересованы в найме действующих и закончивших свою карьеру спортсменов. Однако до настоящего времени эти усилия не увенчались успехом. Несколько лучше обстоят дела с приемом спортсменов в учебное заведение. Ряд учебных заведений подписали с Фондом соглашения о предоставлении спортсменам, в том числе и тем, кто закончил активные выступления, от 10 до 30 мест на каждый семестр. Все спортсмены классифицированы на 3 категории: - категория «С» - юниоры; - категория «В» - перспективные спортсмены; - категория «А» - элита. В зависимости от принадлежности к определенной категории устанавливается размер пособий и виды помощи. Заявки на помощь спортсменам подаются национальными федерациями по видам спорта. Подавая заявку, национальная федерация должна представить гарантии того, что данный спортсмен не нарушает правил любительства соответствующей Международной спортивной федерации. Спортсмен никогда не получает денег непосредственно сам, а только через своего посредника, который впоследствии отчитывается перед Фондом за использование средств по назначению. Фондом был приведен специальный анализ, результаты которого свидетельствуют, что спортсмены - олимпийцы получают поддержку от Фонда, как правило, в течение семи и более лет. На основе анализа было высказано следующее предложение: основой содействия должен стать договор об участии в Олимпийской подготовке, который заключается с прошедшим отбор спортсменом через Фонд. Такой договор на определенный период времени освобождает спортсмена от необходимости учиться или работать, обеспечивая стабильное, но не слишком высокое, жалование, социальные гарантии и др. Этот проект был принят за основу организации системы содействия спортсменам в период подготовки к последующим Олимпийским играм. Основными источниками поступления средств в Фонд является: - реализация специальных марок, в распространении которых принимают участие самые популярные спортсмены, дают около 55% средств; - отчисления от доходов спортивных лотерей - до 20% средств; - добровольные пожертвования (меценатство) - до 15% средств; - ежегодные «спортивные балы» обеспечивают до 7% средств; - доходы от продажи печатных изданий и выпуска памятных монет, посвященных различным спортивным событиям, приносят до 5% средств. При подведении итогов работы Фонда за 20 лет отмечалось, что в Фонд поступило 200 млн. марок, оказана помощь свыше 15000 спортсменам: на учебу и тренировки, содержание спортивных пансионатов и выплата стипендий составило 20,7 млн. марок; на компенсацию потерь в заработке ушло 13,7 млн. марок; на социальную помощь - 26,2 млн. марок; на оплату тран-спортных услуг - 8,5 млн. марок. Среди спортивных федераций наиболее «затратными» для Фонда явились: федерация легкой атлетики - 17,7 млн. марок, федерация плавания - 14,4 млн. марок и федерация фехтования - 10,5 млн. марок. По образцу Германии аналогичные Фонды созданы в других Европейских странах - Австрии, Швейцарии, Голландии, Бельгии, Великобритании. Программа по оказанию поддержки спортсменам Олимпийского Комитета США включает 3 раздела: 1. Прямые выплаты спортсменам наличными. 2. Расширение Программы трудоустройства спортсменов, предусматривающей предоставление им таких рабочих мест, которые позволяли бы сочетать работу с тренировками и участием в соревнованиях. 3. Присуждение стипендий, имеющих целью помочь спортсменам получить образование. На реализацию новой Программы было выделено более 25 млн. долларов от продажи Олимпийских монет США 2004 года. Программы ряда стран предусматривают выплату премий за победы на крупнейших международных соревнованиях, которые, как правило, освобож-даются от налогов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |