КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Охрана коммерческой тайны
Характерной особенностью современного этапа развития экономики является переход от индустриального общества к информатизированному, в котором информация считается даже более важным ресурсом, чем материальные или энергетические ресурсы. Информатизация российского бизнеса, интернетизация большинства сфер предпринимательской деятельности, внедрение автоматизированных систем управления процессами, базирующихся на современных информационных технологиях, выдвигают на одно из центральных мест проблему информационной безопасности организаций. Утечка информации по своей сущности и содержанию всегда предполагает противоправное (тайное или явное) завладение информацией (изделиями, приборами), где содержится коммерческая тайна, для использования в корыстных целях. Наиболее привлекательным объектом посягательств является интеллектуальная собственность, существующая в двух видах: промышленная (научно-техническая, технологическая) и коммерческая (деловая, финансово-кредитная). К промышленной информации могут быть отнесены изобретения, открытия, методы производства, технологии, конструкторская документация, электронные схемы, программное обеспечение, рецепты изготовления и т.п. К коммерческой информации относятся деловые связи, сведения о поставщиках, о заключаемых контрактах и их условиях, о предполагаемых прибылях, информация о кредитах и банковских операциях, бухгалтерские и финансовые отчеты, заработная плата сотрудников, планы сбыта продукции, маркетинговые мероприятия, деловая переписка и др. Американский журнал «Кемикл инжиниринг» выделяет следующие приемы и методы получения информации о конкурентах: 1) сбор сведений из средств массовой информации (СМИ), 2) биржевые документы, финансовые отчеты, выставочные 3) изучение продукции фирмы, ее особенностей и конку 4) использование сведений, распространяемых болтливыми сотрудниками, особенно на конференциях, симпозиумах; 5) подкуп служащих конкурирующей фирмы; 6) наем на работу уволенного сотрудника конкурентов; 7) использование своего агента, засылаемого на работу к конкуренту, промышленный шпионаж; 8) «ложные» переговоры с фирмой-конкурентом; 9) кража документов, чертежей, образцов; 10) подслушивание переговоров, телефонных звонков с помощью современных технических средств; 11) шантаж и вымогательство. Как видим, персонал – один из главных каналов утечки информации, поэтому столь большое внимание следует уделять работе с ним по созданию условий, препятствующих утечке информации и способствующих защите интеллектуальной собственности. Существуют три общепринятых метода защиты интеллектуальной собственности: 1. Патент. Патентом оформляется право изобретателя законно монополизировать использование своего изобретения в течение установленного периода времени (основами гражданского законодательства срок действия патента определен в 20 лет). 2. Авторское право. Авторское право в отличие от патента и коммерческой тайны защищает не саму идею, сущность изобретения, а его форму (поэтическую, музыкальную, литературную, игровую). 3. Коммерческая тайна. Коммерческая тайна в нашей стране еще не охвачена правовым регулированием. Существующие нормы федерального законодательства не определяют меры защиты коммерческой и служебной информации, законные и незаконные способы ее получения и использования, не устанавливают ответственность лиц, которым она стала известна в силу различных обстоятельств, т.е. не создают конкретные механизмы реализации прав обладателей такой информации. Режимы коммерческой тайны и служебной тайны не регламентированы и плохо различимы в силу смешения базовых понятий в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ). Наиболее разработанное законодательство в этой области существует в США. Согласно Закону о коммерческой тайне к таковой относят информацию (включая формулу, состав, комбинацию, программу, приспособление, метод, технику или процесс), которая имеет самостоятельную экономическую стоимость благодаря тому, что не является общеизвестной или доступной людям, которые могут ее использовать в коммерческих целях, и представляет собой объект разумных усилий по защите. Зарубежный и отечественный опыт по защите интеллектуальной собственности свидетельствует о том, что эффективной может быть лишь комплексная система защиты, включающая в себя следующие меры: 1) законодательные (разработка и использование законов и 2) морально-этические (развитие организационной культуры компании, кодексов поведения, формирование системы ценностей и нравственности); 3) физические (замки, решетки, электронные устройства, охранная сигнализация, изоляция помещений, сейфы, звукоизоляция); 4) административные (режим секретности, правила доступа к сведениям, пропускной и внутренний режим, система кодов, 5) технические (применение электронных, акустических, оптических, радиотехнических, магнитотермических, индуктивных и других устройств); 6) криптографические (шифрование информации); 7) программные (применение специальных программ для защиты информации). Согласно исследованиям, проведенным в США, при полной потере информации на магнитных носителях вследствие сбоя компьютерной системы в первые три дня из общего числа потерпевших объявляют о своем банкротстве 60% фирм и в течение года – 90% оставшихся. Защита коммерческой и служебной информации, в том числе в режиме ограниченного доступа, отвечает интересам и государства, и бизнеса. Неурегулированность порядка обращения с этой информацией способствует развитию недобросовестной конкуренции, увеличению масштабов коррупции, не позволяет эффективно защищать, особенно на международных рынках, права обладателей секретов производства, охраняемых в режиме ноу-хау. В первую очередь это относится к высокотехнологичным отраслям российской промышленности, что в конечном итоге отражается на темпах создания и внедрения в интересах России наукоемких технологий. Психологические аспекты «безопасного» увольнения: 1. Каковы бы ни были причины увольнения сотрудника, он должен покидать организацию без чувства обиды, раздражения и мести. 2. После объявления об увольнении следует внимательно выслушать и проанализировать контрдоводы и аргументы сотрудника в отношении характера работы, стиля руководства, вопросов взаимоотношений в коллективе. Именно в этот момент работник наиболее критично и правдиво освещает истинное положение дел. 3. Этика увольнений подразумевает, что не следует увольнять человека в пятницу, за день до праздника, в день его рождения или годовщину работы на фирме, после недавней смерти члена семьи, во время беременности и т.п. Не следует пользоваться услугами охраны для того, чтобы работник немедленно освободил стол и покинул здание компании. Не следует унижать человека, наносить ему обиды, злорадствовать в связи с его уходом. 4. Весьма полезно поручить кому-либо из сотрудников, которые ближе всего общались с уволенным работником во время работы, поддерживать с ним контакты и после увольнения по крайней мере до тех пор, пока он не найдет новое место работы. ТЕМА 8. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |