Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономической ответственности


Основные концепции и экономическое содержание

ПРЕДПРИЯТИЯ

В СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

При обсуждении роли бизнеса в жизни общества все чаще речь идет о социально-экономической ответственности бизнеса или о корпоративном гражданстве. Обе эти концепции пришли в отечественную практику из практики западного бизнеса, где возникли в середине ХХ века как реакция на растущие требования, предъявляемые к бизнесу общественностью. Однако вплоть до сегодняшнего дня единого понимания содержания и целей социально-экономической ответственности бизнеса не сформировалось ни в Европе, ни в Америке, ни в России. Вот лишь несколько из определений социально-экономической ответственности бизнеса:

* корпоративнаясоциально-экономическая ответственность означает такое ведение бизнеса, которое соответствует этическим, законодательным нормам и общественным ожиданиям или даже превосходит их.

* социально-экономически ответственный бизнес берет на себя обязательства вести деятельность в соответствии с этическими нормами и вносить вклад в экономическое развитие за счет улучшения качества жизни как собственных сотрудников и их семей, так и всего местного населения и общества в целом.

* корпоративная ответственность бизнеса есть общественное движение граждан, требующих от компании принятия на себя полной ответственности за то, как их деятельность влияет на окружающий мир. Потребители, инвесторы и сотрудники компаний начинают осознавать всю мощь современных корпораций и предпринимают попытки использовать эту силу для того, чтобы планета стала лучшим местом для всех и каждого.

Тем не менее, есть несколько составляющих социально-экономической ответственности, которые в большей или меньшей степени учитываются большинством. Это ответственность перед: – деловыми партнерами; – сотрудниками; – местными сообществами; – населением в целом.

Исходя из этого, социально-экономическую ответственность бизнеса можно определить как широкое понятие, включающее комплексную ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений.



Таким образом, социально-экономическую ответственность можно представить как сочетание нескольких компонентов (рисунок 5).

 

                   
   
СОЦИАЛЬНО-ЭНОНОМИЧЕСКИ ОТВЕТСТВЕННЫЙ БИЗНЕС
 
       
 

 


Традиционный благотворитель

Стратегический благотворитель

Социальный инвестор

Рисунок 5 – Компоненты социально-экономической ответственности бизнеса

 

 

Анализ основных теоретических представлений социально-экономической ответственности бизнеса позволяет с уверенностью говорить о том, что социально-экономическая ответственность бизнеса – понятие противоречивое. На наш взгляд, в нем должны сочетаться:

– рост имиджа и издержек производства;

– социальное партнерство и понуждение бизнеса к инвестициям в социальные проекты;

– выполнение работы малой частью предпринимателей и пользование полученными благами всеми остальными многочисленными юридическими и физическими лицами;

– противоречия интересов субъектов социальной политики;

– законопослушность бизнеса и его проигрыш в конкуренции.

В настоящее время социально-экономическая ответственность бизнеса возрождается в разных формах. В качестве основных форм социально-экономической ответственности бизнеса можно выделить:

формальную, основанную на извлечение прибыли бизнеса в рамках действующего законодательства;

неформальную, основанную на гражданской и этической позиции предпринимателя и добровольном отвлечении ресурсов бизнеса на социальные программы в виде благотворительности, меценатства, спонсорства;

– добровольно–принудительную неформальную социально-экономическую ответственность, основанная на отвлечении ресурсов бизнеса на инициируемые властью инфраструктурные и социальные программы;

открытую, обозначающую линию поведения корпорации, которая приводит ее к принятию на себя ответственность за решение вопросов, в которых заинтересовано общество;

скрытую форму социально-экономической ответственности, включающую в себя ценности, нормы и правила, ведущие к обязательным требованиям в отношении корпораций в вопросах, которые общественные, политические и экономические интересы (страны) рассматриваются как надлежащие и обоснованные обязанности юридических лиц.

Наиболее популярная сегодня в Европе модель корпоративной социально-экономической ответственности ориентирует бизнес на три сферы проявления инициативы:– экономику; – занятость; – окружающую среду.

Анализ развития концепции социально-экономически ответственного поведения позволяет выделить несколько уровней социально ответственного бизнеса.

1.Базовый уровень отражает получившую распространение в англосаксонских странах модель «компании собственников». Его следует рассматривать как предпосылку, стартовое условие социально ответственного поведения.

Требования базового уровня заключаются в следующем:

– регулярно выплачивать заработную плату, обеспечивающую нормальное воспроизводство рабочей силы различной квалификации;

– соблюдать нормы трудового законодательства;

– своевременно и в полном объеме уплачивать все положенные налоги;

– обеспечивать установленные стандарты качества продукции.

2. Внутренний уровень (связан с развитием партнерских внутрифирменных отношений). Предполагает непосредственный учет интересов работников на основе переговорного процесса. В дополнение к соблюдению перечисленных выше базовых обязательств этот уровень гарантирует предоставление работникам некоторого набора льгот и социальных услуг, то есть реализацию целевых социальных инвестиций.

3. Внешний уровень по отношению к отдельной корпорации, но не к бизнес-сообществу в целом, охватывает программы и направления деятельности, сфера действия которых выходит за рамки предприятия. Объектом социальных инвестиций в этом случае становятся население территории либо отдельные его категории, где разворачивается деятельность корпорации. Сюда попадают все благотворительные программы, изначально нацеленные на создание благотворительных условий деятельности компаний, дающих «сопутствующий эффект».



В нашем понимании, социально-экономическая ответственность бизнеса особо интегрированный феномен, характеризующий деятельность каждого отдельного субъекта хозяйствования, обеспечивающую экономический рост и прогрессирующее качественное улучшение жизни населения. В таком понимании социально-экономическая ответственность бизнеса неразрывно связана с эффективностью деятельности предприятия.

Мы исходим из того, что только те предприятия, которые добились снижения негативного экологического воздействия при одновременном росте производства и ежегодно это подтверждают, считаются устойчивыми и социально и экономически ответственными.

 

 


Рисунок 6 – Декомпозиция категории «социально-экономическая

ответственность бизнеса»

Таким образом, социально-экономическая ответственность бизнеса сегодня становится стилем деловой активности, который оказывает значимое влияние на процесс управленческих решений с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Охрана коммерческой тайны | Ответственного предпринимательства в России

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.