Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое оздоровление

Цель финансового оздоровлениявосстановление платежес­пособности должника и погашение его задолженности в соответ­ствии с утвержденным графиком. Это позволяет отнести данную процедуру к числу реабилитационных, способствующих сохране­нию должника.

Для данной процедуры ключевым признается определение источников финансирования и срока, в течение которого пред­полагается восстановление платежеспособности должника. На основании этих данных составляется график погашения задол­женности.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более двух лет.

Для проведения процедуры финансового оздоровления ар­битражный суд утверждает административного управляющего.

С введением процедуры финансового оздоровления Закон о банкротстве связывает наступление правовых последствий, ана­логичных наступающим с введением наблюдения. Дополнитель­но можно выделить две формы финансового оздоровления:

1. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требо­ваний кредиторов, в том числе введенные по инициативе времен­ного управляющего в ходе наблюдения.

2. Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финан­совые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

Во время процедуры финансового оздоровления органы уп­равления должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными Законом о банкротстве. При этом собрание кредиторов, административный управляющий или предоставившие обеспечение лица в случае ненадлежащего исполнения руководителем должника плана финансового оздо­ровления или совершения действий, нарушающих права и закон­ные интересы кредиторов и предоставивших обеспечение лиц, могут обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отстране­нии руководителя должника от должности.

В ходе проведения процедуры финансового оздоровления должник обязан получить согласие собрания или комитета кредиторов на совершение сделки или нескольких взаимосвязан­ных сделок с заинтересованным в отношении должника лицом.

С административным управляющим должны согласовывать­ся сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

– влекут увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных и реестр требований кредиторов;

– связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, за исключением реализации имущества в процессе обычной хозяйственной деятельности;

– влекут получение займов (кредитов), уступку прав требова­ний, перевод долга.

Административный управляющий вправе требовать у руково­дителя должника и обращаться в арбитражный суд с ходатай­ством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохран­ности имущества должника.

Согласие собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоста­вивших обеспечение, требуется также для принятия решения о реорганизации должника.

Максимально жесткий режим согласования вводится, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, превысит уровень в 20% об­щей суммы требований кредиторов по реестру. Все последующие сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, будут совершаться исключительно с согласия собра­ния (комитета) кредиторов.

Если же в ходе осуществления финансового оздоровления бу­дет выявлено неоднократное или существенное (более чем на 15 дней) нарушение сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком задолженности, либо в суд не будет своевременно представлено соглашение об обеспечении обяза­тельств должника в соответствии с графиком погашения задол­женности, процедура финансового оздоровления подлежит дос­рочному прекращению с переходом к внешнему управлению или конкурсному производству.

До истечения установленного срока финансового оздоров­ления должник обязан представить административному управ­ляющему отчет о результатах проведения финансового оздоров­ления.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд мо­жет принять один из судебных актов:

1) определение о прекращении производства по делу о банк­ротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует, и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

2) определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность долж­ника;

3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банк­ротства.

3. Внешнее управление.

Цель э той проце­дуры банкротства – восстановление пла­тежеспособности должника. Платежеспособность будет считать­ся восстановленной при отсутствии у должника денежных обяза­тельств и обязательных платежей, неисполненных более чем за три месяца с даты, когда они должны были быть исполнены.

Внешнее управление может быть также введено, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, а у арбитражного суда отсутствуют ос­нования для введения финансового оздоровления и есть доста­точные причины полагать, что платежеспособность может быть восстановлена.

Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 меся­цев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев, если до введения внешнего управления вводилась процедура фи­нансового оздоровления, то совокупный срок финансового оздо­ровления и внешнего управления не может превышать двух лет.

Определение арбитражного суда о введении внешнего управ­ления подлежит немедленному исполнению с возможностью последующего обжалования в общем порядке.

С момента введения внешнего управления начинает действо­вать мораторий на удовлетворение требований кредиторов по де­нежным обязательствам и обязательным платежам, сроки кото­рых наступили до введения данной процедуры. Это правило распространяется как на добровольное исполнение обязательств, так и на принудительное взыскание по исполнительным доку­ментам.

С введением внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности и может быть уволен в порядке, уста­новленном ст. 278 ТК РФ. Управление делами должника возлага­ется на внешнего управляющего, назначаемого арбитражным су­дом. Не только руководитель теряет свои полномочия, но и учредители (участники, члены, ак­ционеры) не вправе воспользоваться своими полномочиями по управлению делами должника на весь срок внешнего управле­ния. Органы управления должника, временный (административный) управляющий в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны передать ему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, ма­териальные и иные ценности. Соответственно внешний управля­ющий обязан принять в ведение имущество должника и провес­ти его инвентаризацию, а также выполнять функции по управле­нию делами должника, включая ведение бухгалтерского, финан­сового, статистического учета и отчетности.

В ходе внешнего управления органы управления должника вправе принимать решения об обращении с ходатайством о про­даже предприятия-должника, о замещении активов должника, о внесении изменений в устав общества в части увеличения устав­ного капитала, об увеличении уставного акционерного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций и иные необходимые для размещения дополнительных акций должника решения.

Так же как и временный управляющий, внешний управляющий обязан вести реестр требований кредиторов. Кредиторы вправе предъявить свои требования в любой момент в ходе внеш­него управления.

Наиболее крупные сделки (сделки с имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10% балансовой стоимости акти­вов должника на последнюю отчетную дату) и сделки, стороной в которых являются заинтересованные лица в отношении внешне­го управляющего или конкурсного кредитора, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания комитета кредиторов, если иное не установлено планом внешнего управле­ния или Законом о банкротстве применительно к отдельным слу­чаям.

Как и во время наблюдения, при увеличении задолженности свыше 20% в ходе внешнего управления деятельность внешнего управляющего ставится под более жесткий контроль: речь идет о необходимости согласования всех сделок с собранием или коми­тетом кредиторов.

Свою деятельность по восстановлению платежеспособности должника внешний управляющий должен осуществлять на осно­вании плана внешнего управления, который разрабатывается внешним управляющим в течение первого месяца с момента сво­его назначения. Этот план подлежит утверждению собранием кредиторов, и в дальнейшем он определяет все наиболее сущест­венные шаги внешнего управляющего, лимиты его расходов, правомочия на совершение сделок от имени должника. В нем должны быть предусмотрены конкретные меры по восстановле­нию платежеспособности и указан необходимый для этого срок.

Если ранее собранием кредиторов не было установлено разг­раничение компетенции собрания кредиторов и комитета креди­торов по согласованию сделок, то такое разграничение должно быть произведено в плане внешнего управления.

При рассмотрении представленного внешним управляющим для утверждения плана внешнего управления собрание кредито­ров может принять одно из следующих решений:

– утверждение плана внешнего управления; отклонение плана внешнего управления и обращение в ар­битражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

– отклонение плана внешнего управления и созыв следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления;

– отклонение плана внешнего управления и отстранение внешнего управляющего.

Если в течение четырех месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не будет представлен утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления или не будет заявлено указанных ходатайств, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По мере накопления денежных средств внешний управляю­щий обращается с ходатайством в арбитражный суд, который вы­носит определение о проведении расчетов с кредиторами опреде­ленной очереди и при необходимости в определенной пропор­ции. Срок проведения таких расчетов не может превышать двух месяцев. Нарушение указанного срока или размера выплаты (пропорции) дает право кредитору требовать начисления про­центов на невыплаченную сумму в размере ставки рефинансиро­вания Центрального банка РФ.

Не позднее чем за месяц до истечения срока внешнего управ­ления или не позднее чем через три недели с момента возникно­вения оснований для "его досрочного прекращения внешний уп­равляющий обязан созвать собрание кредиторов. При этом он должен предоставить возможность кредиторам заблаговременно ознакомиться с отчетом о результатах внешнего управления. Од­новременно с этим вносится предложение о дальнейших действиях в отношении должника.

На заседании собрания кредиторов принимается одно из наз­ваных решений, на основании которого они обращаются в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. Если собран и кредиторов не примет ни одно из решений либо такое решение не будет представлено в арбитражный суд в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления, суд принимает решение о признании должника банкротом.

4. Конкурсное производство.

Конкурсное производство представляет собой процедуру ликвидации несостоятельной организации путем кон­солидации имущества должника (конкурсной массы) и последу­ющего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Определение в законодательном по­рядке конкретных правил проведения конкурсного производ­ства, формирования конкурсной массы и очередности ее распре­деления создает условия для охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга в конфликтных условиях.

Для управления делами признанного банкротом должника, в том числе распоряжения его имуществом, а также проведения иных мероприятий конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. При этом руководитель должника отстраняется от выполнения своих функций, если ра­нее такого отстранения произведено не было, и учредители (участники, акционеры, члены, собственник имущества унитар­ного предприятия-должника) должника теряют почти все свои полномочия, за исключением возможности решения отдельных вопросов (о заключении крупных сделок и др.).

Статус конкурсного управляющего в ходе производства по де­лу о несостоятельности (банкротстве) довольно высок и позволя­ет ему для достижения указанных целей, в частности:

– проводить инвентаризацию и оценку имущества должника с привлечением в необходимых случаях независимого оценщика;

– принимать меры по обеспечению его сохранности, а также нап­равленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

– предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования об ее взыскании;

– заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику, нести реестр требований кредиторов, созывать собрания кредиторов, предс­тавлять необходимую информацию в суд и кредиторам, обжало­вать в суде неправомерные решения собрания кредиторов;

– заявлять отказ от исполнения договоров должника, требова­ния о признании недействительными сделок должника в случаях, установленных Федеральным законом о банкротстве.

Сообщение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства подлежит обязательному опубликова­нию в официальном издании, определенном Правительством РФ. Дата этой публикации служит точкой отсчета для двухмесяч­ного срока, в течение которого кредиторы должны заявить свои требования (направить их конкурсному управляющему и в суд), для того чтобы данные требования могли быть впоследствии, на основании определения арбитражного суда, внесены в реестр требований кредиторов. По истечении указанного срока реестр требований кредиторов считается закрытым, а требования, заяв­ленные после этого, удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения требований, заявленных в срок.

С момента открытия конкурсного производства срок испол­нения всех денежных обязательств, а также отсроченных обяза­тельных платежей должника считается наступившим. Для удов­летворения своих требований все кредиторы должны заявить их.

Конкурсный управляющий формирует конкурсную массу, для чего разыскивает имущество должника, истребует дебиторскую задолженность (долги), предъявляет иски о признании недей­ствительными сделки должника, а также совершает иные действия. Вырученные средства зачисляются на основной счет должника. Все другие счета должника в банках закрываются, а ос­татки денежных средств также перечисляются на этот основной счет. Именно с основного счета должника оплачиваются все рас­ходы, связанные с осуществлением конкурсного производства.

После того как завершается формирование конкурсной мас­сы и, по крайней мере, накапливается достаточно денежных средств, чтобы удовлетворить требования кредиторов первой очереди, конкурсный управляющий переходит к расчетам с кре­диторами.

Расчеты с кредиторами производятся поочередно в соответствии с реестром требований кредиторов. При этом требования каждой очереди могут быть удовлетворены только после полного удовлетворения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Когда расчеты дойдут до очереди, в которой денежные средств не будет хватать для удовлетворения требований всех кредиторов данной очереди, остаток конкурсной массы будет paспределен между ними пропорционально суммам их требований, соответствии с Законом о банкротстве можно выделить три группы очередности удовлетворения требований кредиторов, условно именуемые: внеочередные, очередные, поочередные.

1. Вне очереди покрываются:

– судебные расходы, в том числе расходы на опубликование ин­формационного сообщения;

– расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражно­му управляющему, реестродержателю;

– текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необ­ходимые для осуществления деятельности должника;

– требования кредиторов по обязательствам должника, возник­шим ранее в ходе производства по делу о банкротстве до призна­ния должника банкротом, а также требования кредиторов по де­нежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного произ­водства;

– задолженность по оплате труда, возникшая в ходе производ­ства по делу о банкротстве;

– иные, связанные с проведением конкурсного производства, расходы (например, на проведение независимой оценки имуще­ства должника, подлежащего продаже).

2. Очередность удовлетворения требований кредиторов уста­новлена Законом о банкротстве (п. 4 ст. 134). Несмотря на наличие внеочередной группы платежей, очередность удовлетворения требований кредиторов начинает исчисляться именно с первой очереди данной группы.

При завершении всех расчетов должника с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет своей деятельности, включающий подробную информацию формировании конкурсной массы, требованиях кредиторов проведенных в ходе конкурсного производства мероприятий. После рассмотрения указанных документов арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

В течение пяти дней после этого конкурсный управляющий представляет указанное определение суда в орган, зарегистрировавший данное юридическое лицо.

На основании представленных документов в единый государ­ственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвида­ции должника. С этого момента полномочия конкурсного управ­ляющего прекращаются, конкурсное производство считается за­вершенным, а должник – ликвидированным.

5. Мировое соглашение.

Мировое соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письмен­ной форме, подлежащий утверждению арбитражным судом.

Применяется на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прек­ращения производства по делу о банкротстве. Достигается путем соглашения о банкротстве между должником и кредиторами.

Главная задача данной процедурыпогасить конфликт меж­ду должником и кредиторами, возникший вследствие неисполне­ния первым своих обязательств. Решение этой задачи возможно, только если обе стороны готовы пойти на уступки друг другу. Для большинства участников гражданского оборота прекращение производства по делу о банкротстве рассматривается как без­условное улучшение финансового положения должника. Действительно, кредиторы не пойдут на уступки, если финансо­вое положение должника бесперспективно. При этом смягчение их требований может позволить восстановить нормальный поря­док расчетов.

Со стороны должника решение о заключении мирового со­глашения могут принимать:

– руководитель (исполняющий обязанности руководителя);

– внешний управляющий или конкурсный управляющий. Однако ни временный, ни административный управляющий таким правом не наделены.

Со стороны кредиторов решение принимается:

собранием кредиторов большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов, уполномоченных органов.

Для утверждения мирового соглашения необходимо, чтобы задолженность по требованиям кредиторов первой и второй оче­реди была уже погашена. В мировом соглашении должны содержаться положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и денежной форме. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом вле­чет прекращение производства по делу о банкротстве должника и отменяет все ограничения, накладываемые на удовлетворение требований кредиторов, за исключением тех, которые кредиторы приняли на себя сами, подписав мировое соглашение. С этого же момента прекращаются полномочия арбитражного управляюще­го, который, впрочем, исполняет обязанности руководителя должника до момента назначения (избрания) руководителя упол­номоченным органом должника.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов | Страхование производственных рисков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.127 сек.