Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА. СУЕВЕРИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ


Каждый человек, в том числе и менеджер, ставит перед собой какую-либо цель. Если он её не ставит, то никогда её не достигнет. Разумеется, цель может быть благородной или низменной, но в любом случае цель – это есть произвол человека. При этом долг может быть и помехой. Понятие долга есть уже само по себе понятие о принуждении свободного произвола со стороны закона – писанного или нет. Но так как человек есть существо свободное, пишет И. Кант, то понятие долга не может содержать никакого иного принуждения, кроме самопринуждения, так как только так можно соединять принуждение (если бы оно было и внешним) со свободой произвола.

На протяжении многих столетий считалось и считается сегодня, что своеобразными столпами самопринуждения, наиболее полно отражающими моральные и нравственные ценности, являются библейские десять заповедей. Полностью они приведены во Второзаконии (5,11:21), мы же их приведем в сокращённом, вольном изложении:

1. Двум богам служить нельзя. (Это фактически принцип единоначалия.)

2. Не сотвори себе кумира и не поклоняйся ему. Из этой заповеди следует, что менеджер не должен останавливаться на достигнутом, но всё время искать новое.

3. Не произноси слова напрасно.

4. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в день седьмой не делай никакого дела, ни ты, ни твои близкие или работники.

5. Почитай старших. Библия говорит, что таким образом можно продлить свою жизнь.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

Большинство заповедей в той или иной степени нашли отражение не только в российском законодательстве, но и в законодательстве большинства цивилизованных стран.

Все заповеди-принципы чрезвычайно важны для менеджера. Они предписывают определённый профессионально-цивилизованный тип взаимоотношений менеджеров с подчинёнными, партнёрами, клиентами, конкурентами.



Многие организации четко определяют этические принципы для своих служащих. Основным в них является не делать того, за что будет стыдно перед клиентами, друзьями и семьёй.

В 1912г. российскими промышленниками и купцами были выработаны этические принципы ведения дел в России. Несколько изменённые, они используются нашими менеджерами и сегодня в различных организациях.

Уважай власть. Не обязательно любить власть, но нужно её уважать. Твёрдая власть – необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. Немцы говорят: всё должно быть в порядке. А наш величайший поэт века В. Высоцкий сказал:

Порядок венец, порядок свят...

Уважение к власти проявляется в соблюдении законов и уважении блюстителей порядка (конечно, которые тоже соблюдают закон).

Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Допустимо говорить правду, одну только правду, но не всю правду. М.Твен как-то заметил: «Честность – лучшая политика, если при этом зарабатываешь деньги». Но чем более высокое положение занимает менеджер, тем важнее для него и всей организации быть правдивым и честным. Ш.Монтескье совершенно справедливо писал по этому Поводу: «Трудно допустить, чтобы низшие были честны там, где большинство высших лиц... люди бесчестные, чтобы одни были обманщиками, а другие довольствовались ролью обманутых простаков».

Будь верен своему слову. Успех дела во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе. Если руководитель говорит «да», то это - да; если руководитель говорит «нет», то это – нет. Русские пословицы напоминают: раз солгал, а век веры не имут; до слова крепись, а давши слово – держись; уговор дороже денег.

Уважай право частной собственности. Менеджеру могут простить многое, но не потерю собственности.

Уважай человека и его естественные права. Считается, что уважение к человеку со стороны предпринимателя или менеджера порождает ответное уважение. Здесь нужно иметь бесконечное терпение и выдержку.

Рассчитывай свои средства, не выставляй своего богатства напоказ. Менеджеру всегда полезно оценивать свои возможности.

Будь целеустремлён. Всегда имей перед собой ясную цель, на которой сосредотачивай усилия. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Уделяй время отдыху и размышлениям о своей жизни. Отдых – необходимое условие для творческой и эффективной работы.

Будь постоянен в сексуальных отношениях и в браке. Крепкая семья является не только фундаментом общества, но и залогом процветания. Вспомните реплику из «Крёстного отца»: «Если мужчина не в семье, то он не настоящий мужчина».

В качестве другого примера приведём этический кодекс менеджеров фирмы «Дженерал моторе» с некоторыми комментариями автора.

1. Твоя задача – вести техническую политику и решать ежедневно возникающие затруднения.

2. Будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они непосредственно тебе ничего не дают.

Что касается критики, то этот вопрос не так прост, как может показаться. Чтобы нам ни говорили, а из опыта известно, что ни один начальник критики не любит. И в этом нет ничего удивительного. Ибо если каждый подчинённый начнет говорить то, что, по его мнению, является правдой, льстецов может и будет меньше, но пострадает такой важный компонент авторитета менеджера, как уважение к нему. Да и выслушивать явную чушь порой непросто. Менеджер должен всегда помнить, что любое действие снижающее его авторитет или авторитет вышестоящего руководителя, неверно. И это начальники всех уровней легко усваивают. Но для того, чтобы всё-таки сохранить свободу критики и избежать льстецов, Н. Макиавелли советует благоразумному управляющему позволить критиковать себя лишь строго ограниченному количеству наиболее мудрых подчинённых и только в том случае, если их попросят высказать своё мнение.



3. Будь внимателен к чужому мнению, если даже оно неверно: имей бесконечное терпение. Плутарх подчёркивал, что удивительное нельзя отвергать как невероятное.

4. Будь справедлив, особенно в отношении подчинённых. Не забывай, что недостатки – это продолжение достоинств.

5. Будь вежлив, никогда не раздражайся. Если менеджер показывает подчинённому, что он раздражён и не может контролировать свои эмоции, значит, ему надо заняться чем-нибудь другим, а не работой с людьми.

6. Будь краток. Перед выступлением величайший руководитель и древнегреческий стратег Перикл тихо произносил молитву: «Боже! Сделай так, чтобы я не сказал больше чем нужно для дела».

7. Всегда благодари подчинённого за хорошую работу. Один из основателей прагматизма, американский философ Уильям Джеймс, говорил: «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оценёнными по достоинству». Таким образом, о помощью похвалы, но не лести, менеджер имеет возможность прикоснуться к глубочайшим свойствам человеческой натуры. Но чем же похвала отличается от лести? Аристотель считал, что похвала в лицо есть признак лести. Начальнику льстят для того, чтобы господствовать под видом покорности (Н.Чернышевский).

8. Никогда не делай сам того, что могут сделать твои I подчинённые, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни.

9. Если то, что делают твои сотрудники, в корне расходится с твоими решениями, давай сотрудникам максимальную свободу действий. По этому поводу хорошо сказано в Талмуде: «Когда ты видишь, что обстоятельства не благоприятствуют тебе, то ты им не сопротивляйся, а предоставь их естественному ходу, потому что кто идёт против обстоятельств, делается рабом их, а кто покоряется им, делается их господином.

10. Не спорь по мелочам, мелочи только затрудняют работу.

11. Не бойся, если твой подчинённый способнее тебя, а гордись такими подчинёнными.

На практике, по меньшей мере у нас в стране, начальник всегда остерегается умного подчинённого. Даже в одном из Указе Петра I сказано, что «подчинённый перед лицо начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства».

Выбор и обучение умного подчинённого – всегда более благодарная задача, чём выполнение дела самим. Нельзя не отметить, что подобные призывы всегда были у нас в стране на слуху, но никогда практически не исполнялись. Руководители всегда боялись умных подчинённых, боялись «подсиживания». Другими словами, у нас на протяжении многих лет совмещались понятия «коварство», «неблагодарность» и «ум». Впрочем, сказать, что эти качества, не свойственны человеческой натуре – неверно.

12. Никогда не применяй своей власти до тех пор, пока все остальные средства не использованы. Но в этом последнем случае применяй её в максимально возможной степени; помни, что начальник не напрасно носит меч. Нашу жизнь портят не те люди которых уволили, а те, которых не уволили.

13. Если твои распоряжения оказались ошибочными, признай ошибку.

14. Всегда старайся во избежание недоразумений отдать распоряжения в письменном виде.

В этом отношении поучительным является письмо У.Черчилля от 19 июля 1940г. после его вступления в должность премьер-министра начальнику Имперского генерального штаба: «...все исходящие от меня указания делаются в письменной форме или должны немедленно подтверждаться письменно и что я не принимаю никакой ответственности за относящиеся к государственной обороне вопросы, по которым я якобы дал указания, в том случае, если они не зафиксированы письменно». :

Наш великий полководец А.В. Суворов составил кодекс качеств командира или другими словами руководителя, менеджера. Думаю, он вполне пригоден для современного менеджера:

Деловое общение имеет исторический характер, на разных этапах исторического развития регулируется существующими в том или ином обществе этическими нормами. В них выражены представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поведения.

В переводе с греческого языка этика означает обычай, нрав. Этика имеет дело с принципами, которые определяют правильное или неправильное поведение. Впервые термин «этика» употребил Аристотель, живший в античную эпоху и поднимавший вопрос о том, что люди должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Сегодня этику понимают как учение о морали и нравственности.

Важнейшие категории этики:

· добро;

· зло;

· справедливость;

· долг;

· совесть;

· ответственность и др.

В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает и в какой степени учитывает в общении, он может или облегчить деловое общение, сделать его эффективным, достичь поставленных целей, или очень сильно затруднить это общение.

Поскольку в деловом общении люди стремятся достигать не только общих, но и значимых личных целей, то в деловых отношениях особую актуальность имеет так называемое золотое правило морали: «Не делай другому того, чего не хочешь себе». Это правило есть нравственный регулятор деловых отношений, который препятствует беспредельному эгоизму в партнерских отношениях. Цивилизованные общества, в которых существует развитой рынок, уже убедились в том, что бизнес на нравственной основе в конечном счете более выгоден, чем безнравственный, разрушающий деловые партнерские отношения. Этика деловых отношений основывается на таких правилах и нормах поведения, которые в конечном счете развивают сотрудничество, укрепляют деловые отношения, координируют или даже гармонизируют интересы. Конкретным выражением этого является укрепление взаимного доверия, открытость намерений и действий.

Однако воплотить на практике этические принципы совсем не просто. В рыночной экономике, которая предоставляет свободу действия ее участникам, перед деловыми людьми в процессе их деятельности и общения часто возникают моральные дилеммы. Они возникают из противоречий самой жизни: с одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, ориентируясь на нравственный идеал, а с другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, что часто связано с нарушением нравственных норм. Таким образом, идеальные нормы вступают в конфликт с фактическими нормами поведения людей, возвышенный идеал может не совпадать с практическим расчетом.

Анализ этих сложных нравственных ситуаций показывает, что если специалист по маркетингу выберет действия, ведущие к сиюминутному эффекту, то его поведение можно считать безнравственным. Если же он не предпримет такого действия, то он окажется несостоятельным в бизнесе. Учитывая все это, необходимо выработать этические принципы, которые помогут дать моральную оценку каждой ситуации и решить, как далеко можно уйти в деловом общении, не переступая этических норм. Итак, выбрать нравственную позицию сложно. Эффективность делового общения можно значительно повысить, если следовать положениям, выработанным практикой самого общения. Следует знать, что:

· в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей;

· когда речь идет об этических промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда речь идет о своих промахах, следует поступать наоборот;

· в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе;

· нравственное отношение окружающих к нам зависит в конечном счете только от нас самих;

· когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения – «Начни с себя».

И, конечно, не следует забывать о золотом правиле этики: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим» (Конфуций).

Это правило применимо как в отношениях между начальниками и подчиненными, так и работников одного статуса. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным многие люди испытывают дискомфорт, чувствуют себя нравственно не защищенными.

В литературе по этике деловых отношений есть множество рекомендаций в отношении этичности поведения руководителя, подчиненных, коллег. Приведем некоторые нравственные эталоны и образцы поведения из учебника «Психология и этика делового общения».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ, КАК ОСНОВА НОРМАЛЬНОЙ ОБСТАНОВКИ И ОРГАНИЗАЦИИ

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.