КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа и причина стрессов. Методы снятия стресса
В организации существуют ситуации, которые провоцируют состояние психического напряжения, отрицатель но воздействуя на людей, вызывая у них стресс. Формула стресса такова: «деятельность – перенапряжение – отрицательные эмоции». Стресс определяется как перенапряжение системы психологической саморегуляции личности в условиях давления внешних факторов. Стресс может оказывать разрушительное воздействие на работника, а следовательно, на организацию, создает проблемы. Поэтому менеджер должен понимать механизмы и этого социально-психологического явления для обеспечения эффективности управления. Типичные симптомы стресса: • нервность и напряжение; • хроническое переживание; • неспособность к отдыху; • чрезмерное употребление алкоголя или курение; • проблемы со сном; • чувство неспособности справиться с чем-либо; • эмоциональная неустойчивость; • проблемы со здоровьем; • впечатлительность и легкая ранимость. Причины стресса могут быть разные. Стресс может быть вызван как организационными факторами, так и событиями личной жизни. К организационным факторам можно отнести: • повышенные требования к личности; • лимит времени; • расширение фронта работ; • внедрение нововведений; • неинтересная работа; • противоречивость предъявляемых к работнику требований; • плохие физические условия работы (отклонения в температуре помещения, плохое освещение, чрезмерный шум); • неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью; • плохие каналы обмена информацией и др. Причинами стресса руководителя часто являются: t • хроническая нехватка квалифицированных работнике • затраты времени на личную обработку информации;
• замыкание всей информации на себе; • плохая работа личного секретаря, результатом которой становится перегрузка руководителя информацией; • работа вслепую с большим риском и др. События личной жизни (как отрицательные, так и положительные) также могут быть потенциальной причиной стресса. Наша жизнь настолько многообразна и полна событиями, что все стрессогенные факторы нет смысла перечислять. Но многочисленные исследования проблемы стресса показывают, что наиболее мощное воздействие на людей оказывают: Все люди разные, отличаются друг от друга психофизиологическими характеристиками. Потому стресс проявляется в зависимости от того, насколько личность психофизиологические и морально оказывается устойчива к перегрузкам и как долго может выдержать их. У каждого есть свой индивидуальный лимит времени давления стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие не могут, так как даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, мобилизует, которые только и могут работать с полной отдачей сил именно в условиях стресса. Стресс — процесс, нарастание которого снижает работоспособность (интенсивность работы) личности. Процесс нарастания стресса можно разбить на три фазы, в каждой из которых наблюдаются различные психические реакции и поведение человека. В первой фазе протекания стресса В литературе по менеджменту слово стресс встречается так же часто, как и в специальной медицинской литературе. Само слово это английское и означает напряжение. Под стрессом понимается состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Он может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни человека. Стресс могут вызывать такие события, как вступление в брак и развод, поступление на престижную работу и увольнение, рождение ребёнка и смерть близкого человека, слишком большие или слишком маленькие объёмы работы, и т.п. Таким образом, стресс может вызываться не только
• негативными, но и позитивными событиями. Это обычное и часто встречающееся явление. А причина его – в изменениях, которые происходят в жизни и которые человек не в силах контролировать или изменять. В табл.2 приведены наиболее характерные жизненные события и относительные величины стресса. За 100 единиц принят стресс, испытываемый при смерти супруги (супруга). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Но чрезмерный стресс может оказать крайне разрушительное воздействие на человека, а, следовательно, и на организацию. Таким образом, это ещё один фактор, который должен понимать проницательный менеджер и научиться нейтрализовать стрессы для обеспечения эффективной деятельности. Если стресс находится на низком уровне, то производительность – на высоком. Чтобы достичь такого состояния менеджер, во-первых, должен научиться справляться со своими стрессами, т.е. он должен обладать стрессоустойчивостью. Стрессоустойчивость – это способность сознательно противостоять длительному стрессу и дистрессу. Известно, что при длительном пребывании в состоянии даже слабого стресса, а тем более, когда стресс переходит в дистресс, создаётся серьёзная опасность для психического состояния менеджера и даже для его здоровья. Советы менеджеру: – если потерял контроль над собой, – замолчи первым; – во время ссоры никто ничего не докажет; – говори тогда, когда противник остыл. То, как люди справляются со стрессами, зависит от их личных качеств. Например, есть такая молитва (говорят – испанская): Дай мне сил изменить то, что я не смогу вынести и вынести то, что не смогу изменить. И дай мне разума не перепутать первое со вторым. Материалистические практики дают другие советы. – Проясните свои цели и согласуйте их со своим начальником. – Если возникли проблемы между Вами и другими менеджерами, вскройте причины и обсудите их откровенно, по-дружески. На мой взгляд, это скорее благое пожелание, чем практический совет.
– Не берите на себя слишком много работы. Хорошо следовать совету А.С.Пушкина: на Службу не напрашивайся, а от службы не отказывайся. Вместе с тем учеными доказано, что каждый человек обладает защитной реакцией против стресса, которая называются адаптационным синдромом. Идею адаптационного синдрома выдвинул канадский учёный Г.Селье (1907-1982гг.). В адаптационным синдроме при стрессе различают три этапа: тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособление к трудной ситуации), истощения (при сильном и длительном стрессе может закончиться смертью).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |