Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспекты лекций по дисциплине

«Менеджмент»

преподаватель Шарыгина Е.К.

 

 

Понятие и сущность менеджмента.

 

Менеджмент (от анг. – управление, организация) – система програмно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции.

Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

Менеджмент – это комплекс взаимосвязанных действий:

- а) организация и управление (производством и коллективом);

- б) постановка и корректировка задач;

- в) разработка этапов работы;

- г) принятие решений;

- д) налаживание коммуникаций;

- е) регулирование процессов;

- ж) сбор и обработка информации;

- з) анализ информации;

- и) подведение итогов работы.

 

Цель менеджмента:

1. Получение и увеличение прибыли;

2. Повышение эффективности хозяйствования;

3. Удовлетворение потребностей рынка;

4. Решение социальных опросов.

Задачи менеджмента:

1. Организация производства конкурентно-способных товаров, услуг;

2. Совершенствование производственного процесса;

3. Внедрение новейших технологий;

4. Повышение качества продукции;

5. Снижение затрат на производство;

Основные функции менеджмента:

1. Планирование;

2. Организация;

3. Мотивация;

4. Контроль;

5. Организация управления производством продукции.

Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они выполняют разные.

 

Уровни менеджеров

Функции Верхние Средние Низкие
Планирование        
Организация        
Фактическое выполнение      
Контроль        

 

Понятие менеджер и руководитель не тождественно.

У менеджера результат оценивается по прибыли, а у руководителя по качеству.

Для менеджера основным стимулирующим показателем в работе является спрос на продукцию его предприятия, ориентир менеджера – потребитель и рынок сбыта. Каждый менеджер – это руководитель, но не каждый руководитель – менеджер.

 

Внешняя среда.

- это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность фирмы.

Различают внутреннюю и внешнюю среду предприятия.

Внешняя среда – это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансовую деятельность компании.

 

Внешняя среда
Среда прямого воздействия Среда косвенного воздействия
  1.Потребители   1.Состояние экономики
  2.Поставщики продукции, трудовых и финансовых ресурсов   2.Политика  
  3.Конкуренты   3.Научно-технический прогресс
  4.Законодательство и государственные органы   4.Рождаемость
  5.Профсоюзы   5.Международные события

 

 

Организация. Внутренняя среда.

 

  Структура

 

  Цели и задачи

 

  Внутренняя среда     Технологии  

 

  Коллектив, персонал

 

Структура – это взаимосвязь составных частей чего-либо.

Структура управления – это взаимоотношение подразделений предприятия. В основу любой структуры управления положен принцип разделения труда. Различают горизонтальное и вертикальное разделение труда. Структура разделения труда может быть работоспособной только в случае четкой координации различных уровней управления предприятия.

Цели – это желаемое состояние объекта, результат какой-либо деятельности.

Задачи решаются для достижения поставленных целей.

В менеджменте решаются следующие основные задачи:

1. работа с персоналом;

2. распределение ресурсов, работа с предметами и средствами труда;

3. работа с информацией.

 

Технологии:

1. индивидуальные;

2. стандартные;

3. серийные.

Персонал, коллектив.

Человек – центральная фигура любой организации.

 

Цикл менеджмента.

Управление не может существовать отдельно от его объекта, следовательно, содержание функций управления в каждом отдельном случае определяется особенностями управляемого объекта.

При управлении реализуются как общие функции, характерные для всех систем, так и функции, присущие данной системе.

 

Основные функции управления:

1. перспективное и текущее планирование;

2. организация и регулирование;

3. мотивация;

4. контроль и учет.

Следовательно, основа управленческой деятельности – это выполнение менеджером четырех функций, которые составляют цикл менеджмента.

  Планирование

 

  Контроль   Организация

  Мотивация

Цикл совокупности процессов, совершаемых в течение определенного времени.

В процессе производства продукции цикл менеджмента осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению.

 

Стратегическое тактическое планирование.

Стратегическое (перспективное) планирование – это формирование образа будущего в сознании субъекта, обязательная предпосылка к воплощению поставленных целей, важнейшая функция в управлении.

Цель планирования: обеспечение достижения поставленных целей. В плане должен быть предусмотрен механизм оперативного приспособления плановых решений конкретной ситуации.

Процесс планирования состоит из пяти этапов:

I. Прогнозирование – понимается работа менеджера, который пытается заглянуть в будущее. Используется три измерения:

1. время;

2. направление;

3. величина (как сильно эта схема может измениться).

II. Выяснение и выбор вариантов развития (сегмента).

III. Формирование целей.

IV. Разработка программы действия и состав графика работы.

Необходима временная последовательность программы.

V. Формирование бюджета.

Стратегическое планирование- это разработка стратегии и основных методов их осуществления, в результате, которого происходит регулярная корректировка решений, оформленных в виде планов. Оно может быть долгосрочным и среднесрочным, оперативным, функциональным.

Отличительная черта - гибкость.

 

Процесс стратегического планирования на предприятии.

 

Миссия предприятия Цели предприятия Оценка и анализ внешней среды Управление обследования сильных и слабых сторон Анализ стратегических альтернатив Выбор стратегии Реализация стратегии Оценка стратегии

 

Миссия предприятия – определение перечня текущих и перспективных направлений в деятельности предприятия, выделение приоритетов стратегий (образ организации в перспективе.) Миссия должна быть выполнена по истечении определенного периода времени.

Миссия – большая глобальная цель. Срок выполнения миссии должен быть обозримым (5 лет).

Цель предприятия – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. (Результат выполнения плана).

Бывают:

1. долгосрочные цели (конечная цель планирования);

2. краткосрочные (каждый этап планирования)

3. экономические;

4. неэкономические.

 

Анализ внешней среды.

Цель – получение планово-прогнозной информации.

Дополнительная цель – выявление сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей, связанных с внешней средой.

Анализ сильных и слабых сторон – это важное направление в деятельности предприятия. Используется метод «SWOT»:

S – сильные стороны

W – слабые стороны

O – благоприятные возможности

T – фактор угрозы.

Сильные стороны – компетентность, финансовые ресурсы, хорошая репутация, высокие технологии, хорошее планирование, конкурентоспособность, имидж.

Слабые стороны – отсутствие стратегического направления, низкий уровень прибыльности, плохой контроль, слабый менеджмент, узость ассортимента.

Благоприятные возможности – работа с дополнительными группами потребителей, новые рынки, дифференцированность продукции, быстрый рост рынка, уверенность по отношению к конкурентам. (Дифференциация – процесс разделения системы на части, выделение различных моментов).

 

Мотивация

- это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Современная теория мотивации основана на результатах психологических исследований. Элементы психологии были введены в теорию управления в работах Элтона – Мейо – основателя поведенческой школы управления. Все современные теории мотивации (Маслоу, Маккеланда Геруберга) делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей людей.

Потребности –это осознанное отсутствие чего-либо, вызываемое побуждением к действию.

Первичные потребности заложены генетически, вторичные – потребности, выработанные в ходе познания, обретенные жизненным опытом. Потребности моно удовлетворить вознаграждением.

Вознаграждение – это то, что человек считает для себя ценным.

Менеджеры используют внешнее вознаграждение (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутреннее вознаграждение (чувство успеха при достижении цели, полученной посредством самой работы).

Теория Маслоу. 5 основных потребностей образует иерархическую структуру, которая определяет поведение человека.

Вторичные потребности:

1. самовыражение;

2. уважение;

3. социальные;

Первичные потребности:

4. безопасность;

5. физиологические.

Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворят, по крайней мере, частично потребности низшего уровня. Эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой, полагая, что классификация потребностей по Маслоу неполная. Маккеланд дополнил ее, введя понятие потребности власти, успеха, принадлежности.

Теория потребности Маккеланда – эта теория делает упор на потребности высших уровней. Он считал, что людям присущи три потребности: власть, успех, причастность.

Потребность власти выражается, как желание воздействовать на других людей.

Потребность успеха удовлетворяется не потребностями успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процесс доведения работы до успешного завершения.

Потребность причастности схожа с мотивацией по Маслоу, т.е. люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений и т. д.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Природа и причина стрессов. Методы снятия стресса | Материал на дополнительное изучение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.