Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Руководство и лидерство


Тема 10

Руководитель — это человек, который одновременно явля­ется лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель - влиять на других таким образом, чтобы они выпол­няли работу, порученную организации.

Всю работу по управлению можно разделить на две части:

—управление деятельностью фирмы;

—управление людьми (персоналом).

Руководитель должен иметь:

— широкое обще^ представление о положении дел за пре­делами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования;

—чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы;

— творческий подход и умение мотивировать действия, ре­шения свои и персонала;

—желание и способность сотрудничать:

—понимание результатов, умение планировать и выполнять планы;

— способность принимать решения;

— готовность дать оценку полученным результатам и опре­делить программу развития фирмы и ее персонала.

В повседневной работе руководитель должен постоянно получать результаты, иметь личный план работы, 'четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им (необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую [оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность f подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудни­чать, разрешать конфликты и т.д.

По своему отношению к работе руководители делятся на пас­сивных и активных. Пассивные используют, как правило, прин­ципы деятельности, выработанные другими, замыкаются пре­имущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры огра­ничиваются решением узких проблем, причем с рутинных по­зиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карье­ре и позволяет -набрать очки», действуя только наверняка, не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей попол­няют их воровством у своих подчиненных.

В противоположность пассивному руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требовате­лен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руково­дитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатыва­ет и пересматривает и соответствии с обстановкой принципы деятель­ности для себя и для других. Он стремится конструктивно использо­вать любые, даже конфликтные ситуации, не боясь риска и ответ­ственности. Активный менеджер ищет и устанавливает срочные кон­такты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает воз­можность выдвинуться. У активного менеджера есть все необходи­мые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещаю­щим в себе официальное признание руководства и неофициальное -подчиненных.



Окружающие, как считают психологи, воспринимают лиде­ра по четырем основным моделям:

- один из нас;

-- лучший из нас — образец для подражания;

- воплощение добродетелей;

- оправдание всех ожиданий.

В соответствии с этим охружающие строят свое отношение к лидеру, позволяют ему распространять свое влияние на кол­лектив и каждого в отдельности.

Лидер - лицо, эффективно осуществляющее формальное и неформальное руководство.

Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Влияние — это любое поведение одного индивидуума, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: расположение, просьба, приказ, пожелания, угроза увольнения. Руководители должны оказывать влияние Iтаким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию - фактическому труду, необходимому для достижения целей организации.

• Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в .глазах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руководства фирмы.

• Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей. Он думает, что люди по преимуществу готовы прийти на помощь, обладают творческим началом, стремятся к созиданию.

• Лидер любит людей. Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают другие. Хороший лидер доступен и не прячется за дверью кабинета. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.

• Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не делает это необоснован­ным. Если он разрешит работнику провести эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на работ­ника и не потеряет в него веру.

Лидер обладает широтой взглядов. Он никогда не скажет: • • Э т о не мое дело». Лидер проявляет большой интерес ко всем аспектам деятельности фирмы.

Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов принимать решения. Когда есть вся необходимая ин­формация, то правильное решение всегда лежит на поверх­ности, однако когда известны не все исходные данные, а решение все равно необходимо принять, то требуется насто­ящая смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может быть ошибочным.

Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: крити­ковать работу, а не человека, ее выполняющего. Один муд­рец сказал, что каждое критическое замечание нужно упа­ковывать как бутерброд — меж двух ломтей хвалы.

Справедливость - тоже важная черта лидера. Например, если сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее заслужить, появится много недовольных. Когда подчиненный совершает ошибку, ему следует указать на нее, он должен ее признать, а потом надо забыть об этом.

Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руко­водству — это говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным — это говорить, когда они правы и когда они неправы. Быть честным — это умение признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах общего блага — фирмы и ее сотруд­ников — всегда должна быть превыше всего.



Лидер честолюбив. Он радуется не только за себя, но и за достижения сотрудников и разделяет их успех.

Лидер последователен и скромен. Он не нуждается в лести окружающих, к тому же ему не надо скрывать свои ошиб­ки.

Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным развивать в себе уверенность, любовь к лю­дям, честолюбие, энтузиазм, честность, уравновешенность и решительность.

Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости, вера в свои силы без высокомерия — вот отличительные черты сильного лидера.

Нельзя обозначить лидерство какой-то форму­лой. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие - обучаются этому. А третьи никогда этого не постигают. В конце концов, каждый находит свой стиль. Нужно иметь в виду, что не существует и не будет суще­ствовать менеджера, обладающего универсальными способностя­ми и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы и источники власти | Управление конфликтами

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.