Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук

 

Одним из представителей концепции классической школы стал Генрих Форт, он как и Эмкерсон сосредоточил внимание на всем производственном процессе и использовал принципы Тейлора для научной организации труда.

 

Представителями классической школы разрабатывались принципы, рекамендации, правила принудительной системы работы, построенной на ноучных нормах. Эта система исключает влияние отдельных работников.

 

Так же существовала школа человеческих отношений, теория которой привлекает внимание к людям, она дает знания о том как люди взаимодействуют и реагируют на различные ситуации в стремлении удовлетворить свои потребности.

Родоначальником нового направления теории управления явл Элтон Мэйо и Мерин Фоллет. Если Тейлор обещал управлению повышение производственного труда то Мэйо повышение престижа и предоности подчиненных.

 

Теория человеческих отношений возникла на основе обобщения результатов эксперементов с группами рабочих на заводах фирмы.

Последователи концепции чел отношений стали предстовители школы поведенческих наук – целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности его человеческих ресурсов. Школа сосредоточила внимание на изучении, создании условий для наиболее полной реализации способностей и потенциалов каждого работника

 

Количественный подход к управлению.

Одновременно к системному подходу в 1950г возник количественный подход управления.Он продолжал управление Тейлора на основе новых достижений математики, статистики… данное направление разрабатывало модели принятия решений, наиболее сложные ситуации. В Готовую модель подстовлялись количественные значения исследуемых перемен.

 

Системный и системно-ситуационный подходы.

 

В конце 60 начался разрабатываться системный подход управления. Он стал логическим продолжением теории систем. Он использовал возможности прямого приложения к науке конкретных ситуаций. Методологию ситуационного подхода можно разделить на 3 основные части:

1. менеджер должен быть знаком с основными концепциями управления. Он должен понимать системный анализ, метод плонирования и контроля, качественные методы принятия решений.

2. каждая из управленческих канцепций имеет свои сильные и слабые стороны. Их необходимо учитывать применяя к конкретной ситуации а так же необходимо предвидеть вероятные последствия.

3. менеджер должен уметь правельно интерпретировать ситуацию. Определять какие факторы наиболее важны в данной ситуации а чем можно пренебречь.

 

Американская, японская и европейская модели управления.

 

В 1981 Уильем Оучи предложил теорию Z торая дополняла теорию Макгрегора относительно моделей X и Y. В теории Z Оучи пытался обьеденить американский и японский подходы управления. И предложить лучшую модель управления любой организации. Исходным пунктом концепции является положение о том что человек основа любой организации. И от него в первую очередь зависит ее эффективность.

Новая философия управления имела 3 состовляющих:

1. концепцию группового сотрудничества – предпологала улучшение трудового сотрудничества, орентацию на работу в команде, создание благоприятного климата в команде.

2. концепция гуманизации труда – связана с приспособлением техники к рабочим, улучшение условий труда.

3. демократизация управления заключалась в переходе от жестких иерархических структур к плоским, гибким структурам. Заключалось в делегировании полномочий, разделения самостоятельности и ответственности.

 

Эти 3 состовляющие необходимы в связи с тем что организация работает в неопределенной среде и должна вырабатывать способность преспособления к изменении в окружении.

 

Специфика менеджмента в России.

 

Суть управления в конечном счете сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субьектов управления на те или иные обьекты управления в процессе целенаправленной деятельности. Применительно к сфере общественного производства в качестве обьекта управления могут выступать различные организации, формы и уровни производства. Среди обьектов управления особая значимость пренадлежит деятельности промышленных предприятий. Доминирующая система взглядов в нынешнее десятиление предпологала со стороны гос необходимо строго централизовать управление промышленности. А также жестко систематизировать ограничения их хоз самостоятельности ресурсов распределения и связей между ними. Это было обусловлено тем что роль экономического фундамента выполняло общественная собственность. При этом план выступал как основной регулятор производства.

 

Рыночные эк условия не только повлияли на характер хоз деят но и кординальным образом изменили содержание, целевую арентацию, принципы, функциональную направленность и структуру управления пром предприятиями.

 

Сегодня специфика менеджмента по сравнению с более широким понятием управления предпологает особую сферу жизнидеятельности предприятий касающуюся их функциональных рыночных условий.

Переход на рыночный характер экономических отношений вызывает необходимость формирования новой управленческой концепции основными положениями которой явл:

1. децентрализация системы управления на базе сочетания рыночного и гос регулирования эк процессов. – гос должно устанавливать лишь общие правила ф-я рынка.

2. переход к полецентрической системе т.е. увеличение количества и сложности решаемых задачь региона.

3. сочетание рыночных и аминистративных методов управления предприятиями гос сектора.

4. формирование и функционирование хозяйственных рыночных субьектов как открытых социально ореентированных систем.

5. каждая орг должна самостоятельно решать вопросы взаимодействия с внешней средой.

 

На современный менеджмент ложиться основная ответственность по постановке и достижению целей деятельности предприятий. В современных условиях бизнеса менеджеры должны осуществлять не только текущее управление но и заниматься вопросами стротегического развития предприятия на долгосрочную перспективу.

 

Внутренняя и внешняя среда предприятия.

 

Совакупность внутренних элементов организации так называемых внутренних референдов предающих ей специфическое лицо – образует ее внутреннею среду. Это цели, ресурсы, горизонтальное и вертикальное разделение труда, технология, организационная структура.

Разделением труда является качественная разграничение и обособление различных его видов за теми субьектами которые могут выполнить наиболее успешно.

Оно служит основой дальнейшей специальной деятельности ведущей к усилению зависимости участков организации друг от друга.

Горизонтальное разделение труда касается тех его видов которых орг осуществляет в соответствии со своим преднозначением.

Вертикальное разделение труда существует между руководителями и исполнителями. Оно образует иерархию т.е. подчиненность одних звеньев орг другим.

 

= Складывающая технология – все работы в орг слабо связаны друг с другом и завершонность им предает последняя опирация

= последовательная технология – работы по созданию продукта вытекают друг из друга и новая не может начаться раньше чем закончится предъидущая.

= связанная технология – операции взаимо обуславливают друг друга но не обязательно в определенной последовательности.

= групповая технология – работа выполняется на одном стационарном обьекте последовательно или параллельно в зависимости от ситуации.

 

Элементом внутренней среды являются отношения в орг. По содержанию они могут быть либо деловыми либо эмоциональными (антипатия).

 

Еще одним элементом внутрененй среды явл дифференциация и интеграция производства.

Дифференциация – такое распределение работ между субьектами при котором каждый из них получает самостоятельность но не явл с точки зрения всей организации единым целым. Поэтому дифференциация должна дополняться интеграцией которая предпологает сотрудничество исполнителей.

 

 

Внешняя среда предприятия – окружение которое вкл: конкурентов, политическую обстановку, поставщиков, потребителей, рынок, маркетинг.

 

Тема … Использование МИР и менеджмента.

 

1.Информация в системе управления.

 

Инф обеспечение явл важнейшей сферой деят менеджера так как современное управление во многом основано на информации. Оно включает сбор, хранение и переработку инф необходимой для принятия обоснованных управленчиских решений.

В общем виде инф представляет собой значимые и осмысленные данные которые передаются специальными каналами получателю.

 

Управленчиская инф делится на след виды по след критериям:

1). По содержанию (эк, правовая, тех.)

2). По назначению (одно-многоцелевая)

3). По степени пригодности для использования (первичная, промежут, канечная)

4). По возможности закрепления и хранения (хранится и не хран.)

5). По важности

6). По полноте (частичная, комплексная)

7). По характеру (универсальная или функциональная)

8). По степени надежности

9). По созданию БД (необходимо, возможно)

 

Требования к информации: качество, своевременность, полнота, релевантность.

 

2. Внутрифирменная система инф.

 

Внутр система инф – совакуп инф процессов, направленных на удовлетворение потребностей в инф разных уровней управления. В орг внутр система инф выполняет ф-и:

1). Определение потребности менеджера в информации

2). Определение потребности в технических средствах обработки и хранении информации.

3). Планирование затрат на внутрифирменное функционирование инф систем.

4). Определение уровней требования по сбору хранению и обработке инф.

5). Разработка программных средств и прикладных программ.

 

Основной целью внутрефирменной системы инф явл автоматизация управленческого труда аперативность создания систем доступа к инф, а так же развитие и совершенствование ИТ.

 

3. инф ресурсы и инф технологии орг.

 

Инф ресурсы – это всеь имеющийся обмен инф в организационной системе.

ИТ – система методов и способов передачи инф, ее наполнении, обработки, хранении, представлении и использоваии которые реализуются в автоматизированной или бумажной форме.

 

Тема… Система каммуникаций в менеджменте.

 

1. понятие и роль каммуникаций в управлении.

 

Каммуникациями может быть определена как процесс обмена и понимания инф между 2 и более людьми с целью мотивироваия определенного поведения или влияния на него.

Основной целью каммуникаций явл обеспечение понимания инф. А обмен инф происходит только в том случаи когда одна сторона передает инф а другая ее воспринимает.

2. процесс каммуикации его элементы и этапы.

 

Что бы лучше понять процесс обмена инф, необходимо выделить 4 элемента:

1). Определить лицо передающее инф.

2). Четко сформулировать информацию

3). Средство передачи инф.

4). Получатель

 

Этапы обмена инф:

  1. зарождение идеи сообщения
  2. кодирование и выбор канала
  3. передача
  4. декодирование – перевод

 

3. формы межличностных коммуникаций и их барьеры.

 

Существуют межличностные и организационные формы каммуникаций.

В зависимости от канала передачи межличностные каммуникации делятся на устные и письменные. Кроме того существуют вербальные и не вербальные каммуникации. У такой формы 2 основных преимущества: 1. Она проста для использования, не требует подготовки и специальных средств связи. 2. обеспечивает быструю обработку инф.

Эта инф передает мысли и ощущения гораздо эффективнее. В качестве барьеров можно выделить разное восприятие, стереотипы, неуменее слушать. На восприятие может влиять уровень образования, возраст, опыт, ценности, идеология.

 

Второй формой межличностных коммуникаций явл письменные каммуник.

(отчеты, доклады, письма)

Приимущества:

1. большая точность и тщательность при формировании сообщения

2. возможность хранения инф

 

Недостатки

1. требует большего времени

2. препятствует установлению обратной связи и обмену инф.

 

4. Формы организационных каммуникаций, их барьеры.

 

1. каммуникация с внешней средой

2. вертикальная каммуникация в рамках орг

3. горизонтальная камуникация

4. Неформальная организация

5. каммуникационные сети

 

2 формы неформальных камуникаций:

= слухи

= выход в народ – руководитель получает инф из разговоров с сотрудниками а не только из отчетов

 

5. типы каммуникационных сетей

 

Каммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующая в камуникационных процессах с помощью инф потоков. Основными сетями явл: звезда, шпора, круг.

 

Выбор той или иной каммуникационной сети зависит от задач.

«Звезда» - число каналов может быть разным но есть центр в котором они сходятся.

Преимущества:

1. еслть признанный лидер который несет ответственность за работу сети.

2. устойчевее других сетей так как вся официальная инф исходит из центра и идет обратно к центру.

3. можно быстро приступить к работе так как инф и инструкцию можно послать одновременно всем учасникам.

4. в сети присутствует порядок, точность выполнения заданий так как центр контролирует начальник.

 

 

6. управление каммуникациями в орг.

 

вввв

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Особенности зарубежного и российского менеджмента | Объемоцентрированная кубическая решетка (ОЦК)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.