Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и условия возникновения рынка

Экономический термин «рынок» имеет множество значений. Исторически это слово всегда означало место, где продавались и покупались товары. Здесь непосредственно встречались продавцы, доставившие товар на рынок, и покупатели, имеющие деньги, и здесь в результате договоренности устанавливались цены и количество товара, который в обмен на деньги переходил из рук продавца в руки покупателя. В этом узком смысле понятие «рынок», естественно сохранилось до сих пор как место, где продаются и покупаются товары.

Характерными чертами такого рынка являются:

· взаимодействие продавцов и покупателей;

· предварительное наличие товаров у продавцов и денег у покупателей;

· установление цен и количеств товаров в процессе и в результате договоренности;

· переход товара в собственность покупателя.

В настоящее время вследствие развития хозяйственно – правовой инфраструктуры экономики, средств коммуникации и существенного прогресса общей коммерческой культуры бизнеса некоторые из перечисленных характеристик потеряли свое определяющее значение.

В современной трактовке рынок – это упорядоченная структура (или механизм), посредством которой(ого) взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену и количество.

В этом определении существенными являются: взаимодействие продавцов и покупателей посредством некоторой упорядоченной системы общения и определение цены и количества товара в результате такого взаимодействия.

Несущественным для современного рынка, особенно для некоторых типов рынков, оказалось предварительное наличие товаров у продавца и денег у покупателя и переход товара в результате сделки в собственность покупателя.

Рыночное хозяйство пришло на смену натуральному. Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?

Условия возникновения рынка:

а) Общественное разделение труда.

Разделение труда – специализация людей и их групп на выполнении определенного вида работ.

Общественное разделение труда – разделение труда, связанное с появлением отдельных отраслей народного хозяйства.

Следствием общественного разделения труда стало возникновение товарного производства и развитие товарно-денежных отношений.

Товарное производство – это такая организация хозяйства, когда продукты производятся для продажи. Важнейшим объектом товарного хозяйства выступает товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Любой товар обладает двумя свойствами:

· потребительная стоимость или полезность – способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

· меновая стоимость – способность товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары.

Развитие товарного производства привело к возникновению денег, особого товара, на который можно обменять любой другой товар.

Деньги – всеобщий эквивалент, особый товар, обладающий способностью обмениваться на все другие товары и удовлетворять любые потребности их владельцев.

Наиболее полно сущность денег раскрывается в выполняемых ими функциях:

· мера стоимости;

· средство обращения;

· средство платежа;

· средство накопления;

· мировые деньги.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Основы рыночного хозяйства | Функции рынка. D) Наличие рыночной инфраструктуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.