Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный генезис «Я»: Концепция социализации Мида

 

Человек не рождается с уже готовым Я. — Я постепенно формируется у него в процессе вхождения в общество, и о формировании его можно говорить лишь постольку, поскольку он становится членом общества. — Формирование и развитие Я происходит в процессе взаимодействия человека с социальным окружением («значимыми другими»).

 

Взаимодействуя с другими, человек (ребенок) научается принимать установки других, т.е. осваивает различные роли других. — Это кумулятивный процесс: чем шире круг лиц, с которыми человек взаимодействует, тем шире репертуар «ролей», встраивающихся в его Я. — В Я эти роли (установки) интегрируются: соотносятся и связываются друг с другом так, что человек оказывается способным эффективно включаться в различные ролевые комбинации, т.е. участвовать в разных социальных взаимодействиях.

 

Логику процесса социализации Мид описывает примерно таким образом:

· основой для усвоения ролей других является процесс имитации: ребенок подражает другим, неосмысленно воспроизводит их поведенческие экспрессии;

· play (спонтанная игра): осмысленное проигрывание роли другого, не требующее иных участников: происходит принятие роли другого (с интериоризацией соответствующей установки); на этой стадии усваиваются разрозненные роли других, без связывания их друг с другом;

· game (организованная игра, игра по правилам): проигрывание определенной роли во взаимодействии с другими, исполняющими другие роли: на этой стадии происходит интеграция установок, связанных сразу со множеством взаимосвязанных ролей, т.е. усвоение «установки обобщенного (генерализованного) другого».

 

Эта схема может быть прочитана двумя способами:

(1) если воспринять ее буквально, то в процессе социализации важная роль принадлежит играм: если поначалу значимым способом вхождения в социальный мир служат обычные ролевые игры (например, «дочки–матери»), то в дальнейшем на первый план выходят коллективные игры (например, бейсбол), в которых ребенок учится исполнять уже не обособленные роли, а роли, деятельно соединенные с другими ролями;

(2) можно воспринять эту схему и как метафору, наглядно показывающую общую логику вхождения в социальный мир: тогда «организованные игры» будут обозначать процессы взаимодействия в тех или иных группах (семья, дружеская компания и т.д.), включение в которые происходит посредством регулярного участия в них, ведущего к интегрированию соответствующих наборов установок в ментальном аппарате социализирующегося.

 

Установка «обобщенного другого» трактуется Мидом как генерализованная «установка сообщества»: включение в разные сообщества (круги взаимодействий) терминологически обозначается как усвоение разных генерализованных установок. — Чем шире диапазон социального участия человека, тем более генерализованные социальные установки он усваивает. — Каждое расширение социального участия требует интегрирования нового опыта в уже организованную систему установок; этот процесс не протекает легко. — Предельно широкой генерализованной установкой является установка всего человечества как максимально широкого сообщества, в котором человек может участвовать.

 

Концепция «множественного Я»: Мид трактует Я как «множественное» и связывает это с множественностью исполняемых человеком ролей и, соответственно, принимаемых им «перспектив» (принцип относительности, релятивизм). — Ср.: концепция У. Джемса. — Собственно, «множественность перспектив» для Мида и есть «социальность».

 

Дж. Г. Мид: социальность — это «способность быть несколькими вещами сразу».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие «Я» (self), его место в концепции Мида | Общество как процесс взаимодействия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.