Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как процесс взаимодействия

 

Мид не был социологом, и, хотя социологические интересы у него определенно были, они никогда не были приоритетными. — Развернутой теории общества у Мида нет. — Само понятие «общество» является у него остаточной категорией. — Тем не менее ряд его идей важен для последующего теоретизирования об обществе.

 

Общество трактуется Мидом как процесс взаимодействия. — Понятие «взаимодействие» является для Мида одним из центральных понятий; процессуальная трактовка общества принципиальна. — Взаимодействие рассматривается как процесс, в котором возникают, поддерживаются и изменяются «Я», «разум» (mind), сознание.

 

Во взаимодействии выделяются два уровня:

(1) символическое взаимодействие;

(2) несимволическое взаимодействие.

 

Символическое взаимодействие характерно для человека (его общие характеристики даны в схеме «акта»): это взаимодействие, опосредованное «значимыми символами». — Люди в таком взаимодействии обмениваются экспрессиями («жестами»), интерпретируют эти «жесты» как «значимые символы», указывающие на те или иные «значения», и отвечают на «жесты» друг друга исходя из этих интерпретаций. — Поскольку их интерпретации непрерывно подвергаются проверке в процессе взаимодействия, в устойчивых кругах взаимодействия формируются устойчивые системы символов и значений. — Особенно важную роль здесь играют «голосовые жесты» (как «жесты», одинаково доступные и их исполнителям, и их реципиентам). — Отсюда высокая значимость языка в обеспечении эффективных взаимодействий. — «Разговор жестами»: в этом понятии Мида не только фиксируется эта значимость языка, но также подчеркивается (и это не всеми замечается), что значим здесь язык-в-употреблении (а не тот, который систематизирован филологами) и что речь идет не только о вербальном, но и о невербальном «языке».

 

 

Резюме:

 

Социально-психологическую концепцию Мида можно отнести к «понимающей» традиции в социологии, или к «интерпретативной социологии».

Идеи Мида дали мощный импульс развитию микросоциологического анализа.

Поскольку единого и систематичного Мида не существует, его идеи интерпретировались по-разному и легли в основу множества плодотворных и интересных направлений в социологии и социальной психологии:

— чикагская школа символического интеракционизма (Герберт Блумер, Ансельм Стросс);

— айовская школа символического интеракционизма (Мэнфорд Кун);

— считается, что одним из направлений развития социально-психологических идей Мида явился «драматургический подход» Эрвинга Гоффмана (хотя сам Гоффман категорически отвергал причисление его к «символическому интеракционизму»).

Прямое и косвенное влияние Мида обнаруживается и в иных социологических традициях.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальный генезис «Я»: Концепция социализации Мида | Тема 3. Чикагская школа социологии: Роберт Эзра Парк
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.