Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Чикагская школа социологии: Роберт Эзра Парк

 

Основное содержание лекции: Чикагская школа. — Институциональный, социальный и интеллектуальный контексты ее формирования. — Альбион Смолл, его роль в создании условий для формирования научной школы. — Уильям Айзек Томас. — Понятия «ситуации», «определения ситуации», «установки». — Требование учета «субъективной точки зрения»: «теорема Томаса». — Исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке» У.А. Томаса и Ф. Знанецкого; применение в нем качественных методов. — Роберт Эзра Парк как интеллектуальный лидер Чикагской школы: краткие биографические данные, основные работы.— Эмпирические исследования социологов Чикагской школы, их связь с социальными проблемами и социальным реформизмом.

Общая «схема соотнесения» чикагских исследований, роль Парка в ее разработке. — Социология как общая и специальная наука. — Ориентация на синтез разных социологических традиций. — Концепция человеческой природы и коллективного поведения. — «Биотическое» и «культурное». — Человеческая экология и социальная психология как части социологии, их совмещение в «социально-экологическом подходе». — Экологический, экономический, политический и культурный порядки. — Экологический порядок: «паутина жизни»; понятия сообщества и естественного ареала; принципы конкуренции, последовательности (сукцессии) и господства как организующие силы на экологическом уровне; своеобразие человеческих сообществ. — Культурный порядок, его связь с коммуникацией. — Цикл ассимиляции: конкуренция, конфликт, аккомодация, ассимиляция. — «Соревновательная кооперация» и «консенсус» («согласие»). — Человек как организм и «персона»: ролевая конституция «персоны». — Концепция «маргинального человека».

Чикагская социология города: город как «социальная лаборатория». — Трактовка городского сообщества как «пространственной конфигурации» и «морального порядка». — Совмещение количественных и качественных методов в городских исследованиях. — Теория городского «метаболизма» и концентрическая модель «роста города» (городских зон) Э.У. Бёрджесса.

Чикагская социология после Парка

 

Чикагская школа социологии — одна из немногих «школ» в истории социологической науки, наряду с Французской (Дюркгеймовской), Франкфуртской и другими. — Феномен «научных школ» в социологии: коллектив ученых, общая научная программа, взаимное цитирование, научная коммуникация. — Считается, что Чикагская школа соответствует этим критериям; хотя сами чикагские социологи, относимые к этой «школе», никогда не воспринимали себя как «школу», и само выражение «Чикагская школа» появилось много позже; в каком-то смысле, «Чикагская школа» – post factum сконструированный феномен, более очевидный для аутсайдеров, чем для участников (по мнению Эндрю Эббота). Сами чикагские социологи не ставили цели создать какую-то «школу»; они занимались просто социологией, как они ее понимали, но в их социологии определенно есть своеобразие.

 

Когда речь идет о «Чикагской школе» в узком смысле слова (это выражение используется и в более широких смыслах), речь идет о примерно 15-20-летнем периоде, включающем 20-е годы ХХ века и частично захватывающем вторую половину 10-х и первую половину 30-х. — Хронологические рамки условны: существование школы отсчитывается либо от 1915 г. (начало полноценной работы Р. Э. Парка в Чикагском университете), либо от 1918 г. (уход У.А. Томаса из университета, начало реализации исследовательской программы); прекращение существования школы маркируется либо началом 30-х годов (завершение исследовательской программы в связи с прекращением ее финансирования), либо 1934 г. (годом ухода Парка из Чикагского университета).

 

Эта школа возникла на базе факультета социологии Чикагского университета и включала прежде всего его преподавателей и студентов, а также выходцев с факультета, работавших в других университетских центрах США.

 

Формированию школы благоприятствовал целый набор условий. — В этой связи важны следующие контексты:

 

Институциональный контекст: Чикагский университет как молодое и амбициозное учебное заведение; энергично развивающийся факультет социологии с амбициозными целями и хорошим финансированием; контроль над Американским социологическим обществом (позднее АСА) и его ресурсами; издательская база; контроль над журналом АСО «American journal of sociology» (журнал издавался в Чикаго, публиковал прежде всего чикагских социологов, редактировался в основном чикагцами).

Социальный контекст: стремительное развитие американского общества вообще и города Чикаго в частности, создававшее множество социальных проблем (в Чикаго эти проблемы были представлены предельно выпукло); реформистские умонастроения в американском обществе; широкий интерес общественности к социальным проблемам; потребность в социально-научной интерпретации этих проблем; авторитет социальных наук (в том числе социологии), доверие к ним, готовность финансировать социальные исследования.

Интеллектуальный контекст: утверждение социологии как легитимной научной дисциплины отцами-основателями американской социологии (А. Смолл, Л.Ф. Уорд, У.Г. Самнер, Ф. Гиддингс и др.); «критическая масса» интеллекта, сосредоточенная в Чикагском университете вообще и на факультете социологии в частности; свободная коммуникация между представителями разных дисциплин в стенах университета; удачный набор студентов из разных социальных слоев и групп («маргинальность» как генератор обостренного социологического зрения).

 

Непосредственно значим для формирования школы интеллектуальный климат факультета, сложившийся к середине 10-х гг. во многом благодаря А. Смоллу и У.А. Томасу.

 

Альбион Вудбери Смолл (1854-1926): основатель (1892) и декан факультета; поддержка преподавателей; толкование общества как «процесса»; существенный вклад в рецепцию европейской социологической традиции, прежде всего немецкой (в частности, он автор первых американских переводов работ Г. Зиммеля, публиковавшихся в «AJS»).

 

Уильям Айзек Томас (1863-1947): интеллектуальный лидер факультета до прихода Парка; автор оригинального социологического подхода, в основу которого положен принцип, что общество нужно изучать исходя из того, как его переживают сами исследуемые люди (с «субъективной точки зрения»). — Частью его понятийной схемы были такие понятия, как «ситуация», «определение ситуации», «установка» (прочно вошедшие в социологический лексикон). — «Теорема Томаса»: «Если люди определяют ситуацию как реальную, то она реальна по своим последствиям». — Применение этого принципа в фундаментальном исследовании «Польский крестьянин в Европе и Америке» (совместно с Ф. Знанецким; в 5 т., 1918-1920). — Приоритет качественных методов в этом исследовании (биографический метод, анализ личных документов и т.д.).

 

С 1914 г. по приглашению Томаса на факультете стал читать лекции Р.Э. Парк. – Удачная комбинация талантов Томаса и Парка была разрушена в 1918 г. скандальным увольнением Томаса из университета. — Обстоятельства этого увольнения: различные точки зрения. — После этого Парк сближается с младшим коллегой по факультету Эрнестом Уотсоном Бёрджессом (1886-1966). — Их взаимодополнительность и ключевая роль в руководстве чикагской исследовательской программой. — Объединяющим интеллектуальным центром для Чикагской школы был все-таки Р.Э. Парк.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общество как процесс взаимодействия | Эмпирические исследования чикагцев
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.