Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об эмоциях, их виды и функции


Лекция №4. Эмоционально-волевая сфера человека

Понятие об эмоциях, их виды и функции. Воля как сознательная регуляция поведения и деятельности. Структура волевого действия. Волевые качества личности и развитие саморегуляции.

Такие разнородные человеческие проявления как эмоции и воля не случайно оказываются объединенными в одной из подструктур, выделяемых в структуре личности. Необходимость этого вызвана их ролью в организации регуляции человеческого поведения и деятельности.

Анализ только побудительных причин (различных образований мотивационно-потребностной сферы) не позволяет ответить на вопрос о роли и функциях эмоций в разворачивании поведенческих актов и тем более объяснить поведение, противоречащее желаниям человека.

Любое объяснение человеческого поведения неизбежно оказывается связанным с раскрытием механизмов его регуляции. В качестве механизмов (регуляторов) могут быть представлены эмоции и воля. Оценить их вклад, значение для осуществления человеком сознательного управления своими действиями невозможно без подробного анализа содержания стоящего за психологическими терминами «эмоции» и «воля».

Понятие «эмоции» зачастую заменяется, как синоним, понятием «чувства», хотя в значениях есть некоторые оттенки, не позволяющие однозначно их приравнивать. По существу, они являются различными формами проявления эмоциональных переживаний. Чтобы избежать путаницы, развести их, в качестве названия любых проявлений эмоциональной сферы будет использоваться термин «эмоциональное переживание».

Отличительной характеристикой эмоциональных переживаний является их субъективность. Несмотря на то, что эмоциональные реакции проявляются во внутренних переживаниях и в поведении, точно судить о них по внешнему проявлению не представляется возможным. Выразительные (экспрессивные) признаки эмоций, такие как смех, слезы, напряжение мышц и т.п. не всегда однозначно связаны с одним и тем же переживанием. Даже, кажущаяся столь очевидной реакция, как смех, не обязательно означает радость, а может также служить сигналом сильного напряжения («нервный смех»). Способы выражения эмоций зависят от культуры, в которой воспитывался человек.



Единственным способом ознакомиться с характеристиками какого-то переживания остается вопрос к человеку, его испытывающему. Но в этом случае приходится сталкиваться с ограниченностью речевых средств, их недостаточностью для описания переживаний.

Переживание эмоций сопровождается физиологической активацией, и резкие изменения, происходящие во всем организме и в нервных процессах (например, учащение дыхания, сердцебиение, снижение чувствительности анализаторов и т.п.) не только являются показателями наличия переживаний, но в значительной мере обусловливают их.

В описательном плане эмоции можно представить как пристрастное отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него. Переживание этого отношения и есть эмоция, выражающая принятие или непринятие происходящего. По определению С.Л.Рубинштейна «... эмоции являются субъективной формой существования потребности. Сила и характер эмоций тесно связано с потребностями - в эмоциональных переживаниях отражается какая-то актуальная потребность и вероятность или возможность ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и приобретенного индивидуального опыта».

Эмоциональные переживания связаны и с другими факторами. Известны взаимосвязи эмоций с типологическими особенностями (свойствами нервной системы), качественными особенностями потребностей и т.п.

Эмоции выполняют ряд функций в регуляции деятельности и поведения.

Механизм возникновения эмоций можно представить как реакцию на реальную или воображаемую угрозу удовлетворению потребностей (появляются отрицательные переживания - страх, горе, грусть), либо реакцию на реальную или воображаемую возможность удовлетворения потребностей (появляются положительно окрашенные переживания - радость, восторг, интерес). В возникновении эмоций, таким образом, принимают участие как актуальные для человека потребности, так и объективные условия сложившейся ситуации. Связь, взаимоотношения между ними обеспечиваются посредством эмоций. В человеческих переживаниях оценивается значимость происходящего вокруг для удовлетворения потребностей, а эмоции служат системой сигналов для характеристики этой значимости. Из оценки вытекает побуждение к действию, либо побуждение к отказу от него, в зависимости от знака оценки ( положительного или отрицательного). Побуждение связано с активизацией всего организма, обеспечивающей оптимальный уровень его функционирования. Регуляция действий происходит через эмоциональную оценку их результативности. Синтезирующая функция связана с моментальной интерпретацией данных, независимо от степени участия сознания. В экспрессивной (выразительной) функции эмоций наиболее существенным является сигнализирование другим о своих переживаниях, хотя внешние эмоциональные проявления, как правило, бессознательны и тесно связаны, как с функцией активации, так и усвоенными в течение жизни, социально принятыми (нормативными) способами выражения.

Функция смыслообразования связывается с постановкой перед человеком «задач на смысл». Необходимость избавления от переживаний или желание испытать какие-то переживания заставляет человека анализировать причины субъективной значимости событий, вызывающих эти переживания.

Эмоции, выполняя разнообразные функции, сами по себе являются ценностью для человека, и источник этой ценности - природная потребность в эмоциональном насыщении. Неудовлетворение этой потребности вызывает своеобразное состояние «эмоционального голода», чувство скуки, пустоты. К эмоциональному насыщению стремятся даже животные, а для человека неудовлетворение потребности в эмоциональном насыщении не просто неприятно, но даже губительно, как в детском, так и в зрелом возрасте.

Рассмотрение самостоятельной ценности эмоций для человека позволяет глубже понять природу многих психологических явлений. В частности становится понятным, почему порой желанная цель (например, выигрыш в игре) приносит меньше удовольствия, чем сама деятельность, направленная на ее достижение (игра).



Эмоции имеют важное значение для регуляции поведения всех живых существ, но повышение по эволюционной лестнице оказывается связанным с заменой стереотипных эмоциональных реакций более сложными и разнообразными. У людей эмоциональные проявления приобретают множество оттенков, их разнообразие увеличивается с возрастом и обогащением жизненного опыта. Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, свою основную палитру чувств, в которых он отражает мир.

К формам переживания чувств относят: эмоции, настроения, страсти, стрессы, аффекты, фрустрации, чувства.

Эмоции - кратковременное эмоциональное переживание, предметно отнесенное. Предмет эмоций может быть не только реальным, но и воображаемым. Эмоции имеют ярко выраженную окраску, положительную или отрицательную.

Настроение - общее эмоциональное состояние личности, не приуроченное, как правило, к какому-то конкретному событию, а связанное с бессознательной оценкой личности того, как для нее на данный момент складываются обстоятельства. В возникновении настроения участвуют многие факторы: самочувствие, жизненный тонус, отношения с окружающими, воспоминания, сочувствия и т.п. Устойчивость настроения очень вариативна. Длительное плохое настроение угнетающе действует на протекание психических процессов.

Страсти - сильные, стойкие, длительные чувства, целиком охватывающие человека, как бы владеющие им. Для страсти характерна сила переживания в совокупности с собранностью, сосредоточенностью помыслов на одной цели. Испытывая страсть, человек чувствует себя в значительной мере подчиненным ей, пассивным существом, невзирая на то, что она на него же и исходит. Страсть является порывом, увлечением, ориентацией всех сил личности на одну цель. Страсть может исходить из телесных влечений либо из убеждений человека.

Фрустрация - психическое состояние гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния и т.п., возникающее за порогом терпимости вследствие длительной невозможности удовлетворения значимых для человека потребностей, либо внезапной потери возможности их удовлетворения.

Источниками фрустрации могут быть внешние, либо внутренние препятствия в достижении цели, потеря или отнятие, лишение чего-то личностно-значимого. Состояние фрустрации очень глубокое и стойкое, сопровождается значительной и продолжительной дезорганизацией психических процессов (снижение памяти, ухудшение способности логично мыслить и т.п.). Труднопреодолимость фрустрации заключается в том, что человек не может устранить ее причины, следовательно должен измениться сам (перестроить систему отношений, ценностей, мотивов), а это всегда длительный и сложный процесс. Человек либо сознательно ищет компенсирующие выходы, либо неосознанно прибегает к различным вариантам психологической защиты.

Стресс - особая форма эмоциональных переживаний, возникающая под влиянием неблагоприятных жизненных обстоятельств (стрессоров). К стрессорам можно отнести как психологические неблагоприятные воздействия - ситуации угрозы, опасности, относящиеся к благополучию межличностных отношений, социальному положению, самоуважению (словом, те воздействия, которые самим человеком расцениваются как угрожающие), так и воздействия, разрушающие целостность человеческого организма (чрезмерные физические перегрузки, боль, очень низкая или крайне высокая температура и т.п.).

Состояние стресса приводит к изменению протекания психических процессов, трансформации мотивационной структуры деятельности, изменениям речевого и двигательного поведения. Стресс всегда является отрицательным эмоциональным переживанием и связан с тотальной мобилизацией сил на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта.

В протекании стрессового состояния выделяют три стадии:

1. Реакция тревоги, во время которой мобилизуются защитные силы.

2. Стадия сопротивления - отражает полную адаптацию к воздействию стрессора.

3. Стадия истощения - неизбежно наступает, если стрессор силен и воздействует длительное время.

При стрессе происходят сложные психические процессы оценки опасности и поиска средств ее предотвращения. Чрезмерно повышается эмоциональное напряжение. Люди весьма отличаются друг от друга характеристиками стрессоустойчивости (стойкости в отношении к действию стрессоров). Переживание стресса максимально вскрывает все адаптационные возможности человека, которые могут целенаправленно увеличены при помощи обучения способам реагирования на различные стрессовые ситуации.

Аффект - внезапно возникшее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий.

Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не готов к реакции на них. Аффект можно характеризовать как эмоциональный взрыв в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. В этом состоянии страдает тормозной процесс, возбуждение беспорядочно распространяется в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Аффект сопровождается значительными, как физиологическими, так и психологическими изменениями, что приводит к специфическим внешним проявлениям: резкие движения, резкий голос, нарушение ясности сознания - его «сужение», провалы в памяти и т.д.

Субъективно аффект воспринимается как состояние, возникающее помимо воли самого человека, не зависящее от его желаний, действия как бы вырываются сами, полностью импульсивны, неуправляемы.

Причинами возникновения аффекта могут быть тяжкие оскорбления, угрозы, грубое физическое насилие и т.п. Люди с неуравновешенностью нервной системы, преобладанием процесса возбуждения более склонны к аффектам, однако эта склонность успешно может быть преодолена при помощи самовоспитания. Волевой контроль в начальной стадии развития аффекта позволяет не развиваться этому состоянию в дальнейшем.

Сознательная регуляция поведения с одной стороны пробуждается эмоциями, но с другой стороны противостоит текущим эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирующим эмоциям. Человек может действовать, превозмогая боль, жажду, голод, обиду, усталость.

Чем ниже уровень сознательной регуляции (чем меньше влияния на эмоционально-оценочную деятельность оказывает понятийно-оценочная), тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Они не имеют сознательной мотивации, а, следовательно, и сформированных сознанием целей, однозначно предопределяясь характером воздействия. Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция: при дефиците информации для сознательного построения действия, при недостаточной вооруженности приемлемыми способами поведения.

Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к происходящему. Они отличаются устойчивостью и постоянством, возникая как обобщение эмоций. Чувства - это сложные целостные образования, имеющие предметную отнесенность. Они организуются вокруг определенных объектов, лиц, предметных областей, сфер деятельности. Сами чувства дифференцируются в зависимости от предметных сфер, к которым они относятся. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Нравственные (эстетические, моральные) чувства выражают отношение человека к себе, другим людям, общечеловеческим ценностям. Вершина их развития - совесть.

Интеллектуальные (познавательные) - порождаются и складываются в процессе познания мира, выражают отношение человека к познанию нового и вершиной их развития становится обобщенное чувство любви к истине.

Эстетические чувства проявляются в способности руководствоваться в восприятии окружающего мира понятиями прекрасного. Любовь к красоте лежит в основе и является вершиной развития эстетических чувств.

Процесс становления чувств человека связан со всем становлением внутреннего мира, в онтогенезе они возникают гораздо позже эмоций и начинают оказывать все большее влияние на эмоциональные и поведенческие проявления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура мотивационно-потребностной сферы: потребности, мотивы, второстепенные мотивационные образования. Основные характеристики мотивационно-потребностной сферы | Воля как сознательная регуляция поведения и деятельности. Структура волевого действия

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.