Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воля как сознательная регуляция поведения и деятельности. Структура волевого действия

В саморегуляции поведения и деятельности, помимо эмоций, участвует еще одна сила - не все действия и поступки человека могут быть объяснены его желаниями. Значительная их часть обусловлена сознательным, разумным решением поступать даже вопреки желаниям, в ущерб им. Для объяснения такого поведения еще в античной философии Аристотелем было введено понятие «воля». Аристотель пишет: «... не знание, а другая сила вызывает действие согласно разуму». Само по себе знание не обладает побудительной силой, знание о том, как нужно поступать, еще не вызывает поступков, соответствующих ему. В представлении Аристотеля воля может пониматься как самостоятельная сила (образование) души, так и способность человека к определенной активности, идущей от него самого.

Дальнейшее развитие представлений о воли привело к многообразию подходов, в которых акцентировалось внимание на различных сторонах феномена воли.

В современной психологии различные теории воли можно условно разделить в соответствии с проблемами ими рассматриваемыми на мотивационные и регуляционные.

В мотивационных теориях рассматривается побудительная функция воли, проблема самодетерминации поведения, самостоятельный выбор мотивов, целей и действий.

В регуляционных теориях центральной проблемой является саморегуляция в протекании действия, психических процессов.

В любом рассмотрении предоставляется необходимым определение того, какое же поведение можно назвать волевым.

На уровне житейской психологии такое определение обычно не вызывает затруднений и к волевым действиям, поступкам относятся те, которые совершаются не по необходимости, а по внутреннему побуждению. Волевое поведение связывается с преодолением трудностей, препятствий, проявлением различных волевых качеств.

Для научного определения волевого поведения необходимо отделение от него других форм. К наиболее существенным критериям для такого отделения, по-видимому, можно отнести степень контроля человека над собственными действиями. В соответствии с этим критерием все многообразие поведенческих актов можно разделить на непроизвольные и произвольные.

К характеристикам непроизвольных действий относится их вынужденность, зависимость от пусковых сигналов окружающей среды, осуществление независимо от желаний и решений человека, неподконтрольность, невозможность управлять ими по своему усмотрению. В качестве примера непроизвольных действий можно рассматривать как простейшие инстинктивные реакции - отдергивание руки от горячего предмета, зажмуривание глаз при яркой вспышке, так и более сложные действия, бывшие ранее осознанными, управляемыми, но автоматизировавшиеся, ставшие привычными и поэтому не требующие контроля сознания.

Произвольные (управляемые) действия отличаются отсутствием пускового стимула для инициации поведения, т.е. сам по себе стимул не определяет реакцию однозначно, в поведении отсутствует вынужденность, а появляется намеренность. Осуществление действия происходит на основе построенного плана, направленного на решение актуальной задачи, достижение цели.

В самом общем виде к характеристикам произвольного поведения можно отнести следующее:

1. Произвольная реакция имеет приобретенный жизненный смысл (наделяется им).

2. Всегда является ощущаемой или осознаваемой.

3. Не является безусловно и однозначно вынужденной каким-то стимулом и, по желанию субъекта, может быть заменена другой.

Таким образом, произвольное поведение предполагает намеренность, планомерность, сознательный контроль и регуляцию хода действий. Если между намерениями и осуществлением действий не возникает противоречие, то в волевой регуляции нет необходимости. Именно наличие трудностей в реализации какого-то действия может послужить гранью, позволяющей отделить произвольное и волевое поведение. Эти трудности, в зависимости от их степени и характера, определяют интенсивность требующих от человека усилий для реализации действия. Следовательно, под волевым действием (поступком, поведением) можно понимать такое намеренное, сознательно регулируемое человеком действие, в реализации которого от него требуется приложение усилий, связанное с борьбой, конкуренцией разнонаправленный мотивов.

Волевое действие осуществляется на основе сознательного собственного решения человека под влиянием внешней или внутренней его необходимости (социально заданной или исходящей из собственных мотивов), посредством дополнительно созданного побуждения к нему. Такое определение волевых действий позволяет рассматривать волю как высшую стадию развития произвольного поведения, такой его уровень, при котором регуляция поведения в наименьшей степени зависима от внешних условий и обстоятельств, а принадлежит самому человеку и осуществляется на основе его собственных критериев необходимости, значимости каких-то действий.

На волевом уровне произвольного поведения человек реализует свои намерения, планы, действия, невзирая на встречающиеся препятствия и трудности, исходящие, как из сложившейся ситуации, так и из его собственных личностных характеристик.

Люди значительно отличаются друг от друга своими возможностями регуляции собственного поведения. Житейские понятия «сила воли», «слабоволие» лишь приблизительно отражают эти различия. Рассмотрение воли как способности к саморегуляции, самоорганизации поведения позволяет выявить природу названных различий, а следовательно, и внести существенный вклад в определение возможностей совершенствования этой способности.

Раскрытие психологических механизмов волевого действия связано с анализом его этапов.

Необходимость волевой регуляции оказывается связанной с недостаточностью побуждения для совершения действия. Именно из-за недостаточности побуждения процесс принятия решения затруднен столкновением разнонаправленных побуждений (мотивов). Дополнительным толчком к совершению действий в этом случае становится создание нового смысла действия, привлечения к первоначальному побуждению других мотивов. Задержка действия для предварительного побуждения (во внутреннем плане) является существенной характеристикой именно волевого действия. Этапы принятия решения и исполнения действия характеризуются возникновением особенного эмоционального состояния - волевого усилия. Это состояние предстает как особая форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и т.п.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствовали или были недостаточны. Человеком волевое усилие переживается как значительное напряжение.

Волевое действие обладает всеми характерными чертами произвольного процесса, но имеет качественное отличие - в нем находит отражение новая высшая психическая функция - произвольное управление собственным мотивационным процессом. Волевая регуляция в ее развитых формах - это подключение незначительного или малозначительного, но обязательного для исполнения действия к смысловой сфере личности. Чем богаче мотивационно-смысловая сфера личности, тем проще происходит присоединение к ней заданного действия, а чем большему числу мотивов соответствует действие, тем легче и охотнее оно выполняется.

Функции воли связаны с задачами саморегуляции поведения. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозящей и в них проявляется. О побудительной функции воли можно говорить в тех случаях, когда требуются активные действия, не приносящие сиюминутного удовлетворения потребностей, не соответствующие актуальным мотивам. Тормозящая функция проявляется тогда, когда активность, хотя и соответствует желаниям человека, является неуместной в данном случае, и существует необходимость от нее воздержаться. Взаимодействие этих функций обеспечивает рациональное, адаптивное поведение человека. Способы реализации этих функций могут принимать разные формы. Овладения ими происходит в течение жизни в реальной деятельности, требующей определенных волевых качеств и навыков саморегуляции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие об эмоциях, их виды и функции | Волевые качества личности и развитие саморегуляции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.