Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волевые качества личности и развитие саморегуляции


Волевые качества чаще всего понимаются как внешнее проявление, своеобразные индикаторы воли. Чаще всего к волевым качествам относят:

Целеустремленность - умение подчинять свои действия поставленным целям.

Настойчивость - умение мобилизовать свои возможности для борьбы с трудностями.

Выдержка - умение затормозить мысли, чувства, действия, мешающие осуществлению принятого решения.

Решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые и обоснованные решения.

Самостоятельность - умение не поддаваться влияниям различных факторов, мешающих, отвлекающих от достижения цели.

Организованность - разумное планирование и упорядоченная организация своего поведения.

Список качеств, называемых волевыми можно значительно расширить. Уровень представленности их в структуре личностных свойств оценивается по характеристикам силы, устойчивости, широты и направленности. Однако очевидным является тот факт, что не всегда демонстрация какого-то качества в реальном поведении будет свидетельствовать о воле (высоком уровне саморегуляции). В житейской психологии оценки воли как раз и даются по поведенческим проявлениям, хотя в каждом конкретном случае проявление, к примеру, выдержки может быть как следствием хорошей саморегуляции, так и равнодушием человека к происходящему, а может быть и следствием инертности нервных процессов, преобладанием торможения над возбуждением. К тому же неоспоримо, что в отдельных частных случаях человек может быть способен проявлять чудеса выдержки и самообладания, хотя это и не является его типичными чертами. Как же в этом случае расценивать его «волю»?

Стремление увидеть за проявлением в поведении волевых качеств особое образование «волю» пока еще не подкреплено никакими реальными доказательствами. Напротив, имеется множество факторов, свидетельствующих о том, что различные качества, относимые к волевым, являются самостоятельными и независимыми друг от друга. Как решать вопрос о сильной или слабой воле, если человек решителен, настойчив, но не обладает выдержкой? Практически невозможно так определить, является ли данное качество следствием сознательных решений человека или же проявляется под давлением обстоятельств, как раз помимо его воли.



Эти факты заставляют сомневаться в существовании «воли» как интегрального образования, включающего в себя набор определенных качеств. Волевым или лишь произвольным является для человека какое-то действие (поведение), каждый раз определяется степенью усилий, психологической ценой его осуществления. Произвольное действие не требует внутренних усилий, так как соответствует желаниям человека. Овладение способами саморегуляции облегчает совершение человеком волевых действий именно вследствие выработки у него определенных личностных свойств.

Развитие способностей и возможностей человека к осуществлению саморегуляции тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом.

Саморегуляция может осуществляться при помощи прямых способов воздействия: самоприказ, самоободрение, самовнушение, самоподкрепление, либо косвенных: в виде образов, представлений последствий различных вариантов собственного поведения. Можно также выделить абстрактную форму саморегуляции - посредством убеждения, логических рассуждений, взвешивания плюсов и минусов. В реальной жизни люди, как правило, пользуются комбинацией всех трех видов самовоздействия, проявляют индивидуальный стиль в осуществлении саморегуляции, не только усваивают общепринятые способы, но и порождают собственные.

Волевая, сознательная регуляция деятельности не противостоит эмоциональной сфере психики. Постановка значимых целей и их достижение окрашивается эмоциональными переживаниями. Воля противостоит не вообще всем эмоциям, а тем импульсивным эмоциональным проявлениям, которые препятствуют разумному поведению человека. Опасность представляет автономизация эмоциональной сферы, ее выход из-под сознательного контроля.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воля как сознательная регуляция поведения и деятельности. Структура волевого действия | Сущность принципа единства сознания и деятельности. Индивидуальные и общественно-исторические аспекты деятельности

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.