Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческое развитие управления

Менеджер. Предприниматель. Менеджер, его роли в организации.

Менеджер – специалист по организации и управлению трудом других людей.

От специалистов иного профиля менеджера отличает наличие, во-первых, подчиненных; во-вторых, полномочий по принятию решений в определенной сфере.

Предприниматель (бизнесмен) – человек, способный понять структуру потребностей потребителей и сочетать свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ.

Предприниматель способен творчески решать задачи согласования потребностей с производственными ресурсами, располагает капиталом, энергией и несет расходы, необходимые для организации дела (бизнеса).

Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. По утверждению Генри Минцберга, роль - набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности (Генри Минцберг).

Среди них можно выделить три крупные категории:

1) Роли по принятию решения. Выражаются в том, что менеджер определяет направления движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки.

2) Информационные роли. Состоят в том, что менеджер собирает и анализирует информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и к нормативных установок, разъясняет политику и основные цели организации подчиненным. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы и всего коллектива.

3) Межличностные роли (роль руководителя). Заключается в том, что менеджер формирует отношения внутри организации и вне ее, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует их усилия и выступает в качестве представителя организации.

Управление до 1900 года

Первые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытно-общинного строя. Управление осуществлялось сообща, всеми членами рода общины. Около 7-9 тыс. лет до н.э. в государствах Ближнего Востока произошел переход от присваивающегося хозяйства (сбор плодов, охота, рыбная ловля…) к новой форме выживания через самостоятельное производство продуктов. Этот переход стал точкой отсчета в упорядочении и накоплении знаний в сфере управления. Многие авторы считают, что за начало развития управленческой науки можно считать зарождение письменности в древнем Шумере. Об этом свидетельствуют глиняные таблички, найденные на территории Шумера (третье тысячелетие до н.э.). В этот период сформировался особый слой – жрецов - бизнесменов, связанных с торговыми операциями. Этот период был признан первой управленческой революцией, получившей название религиозно-коммерческой.

Вторая управленческая революция датируется 1760 г. до н.э. и связана с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия отношений между различными слоями населения.

Третья управленческая революция 682-605 гг. до н.э. связывается с деятельностью Навухудоносора второго и была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за этой деятельностью в сфере производства и строительства.

Четвертая управленческая революция (17-18 вв.) и связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было отделение его от собственности и зарождение профессионального менеджмента.

Пятая управленческая революция имела место в конце 19 начале 20 вв. Ее часто называют бюрократической, поскольку теоретической платформой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров.

Далее выделяется период, называемый индустриальным (1776 – 1890 гг.). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит экономисту и философу А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, поскольку провел анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большая заслуга в формировании многих сложившихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента принадлежит английскому социалисту Р. Оуэну. Его позиция гуманизации управления производством, признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта работников актуальна и в настоящее время.

Создание и использование вычислительной техники в сфере управления позволил поставить управление на новый уровень развития. Английский математик Ч. Беббидж (1833 г.) разработал проект «аналитической машины» – прообраз современной цифровой вычислительной техники, использование которой позволило более оперативно принимать управленческие решения.

Следующий период (постиндустриальный) характеризуется систематизацией научно-практических знаний (1856 – 1960 гг.).

Период, начиная с 60-70 гг. до нашего времени, получил название информационной (инновационной) эпохи. Он характеризуется быстрой сменой товаров на рынке, ускорением НТП, доступностью технологий, ужесточением борьбы за ресурсы, рынки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Аппаратура и способы стерилизации воздуха | Основные школы управления – общая характеристика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.