Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные школы управления – общая характеристика

Наука об управлении развивается непрерывно. Появляются новые направления, течения, школы. Преобразуется, совершенствуется научный аппарат. Нередко прежний объект исследования вызывает появление новых точек зрения, либо предпочтение идей, считавшихся в прошлом нерациональными. Так, ориентиры менеджеров изменились с потребностей организации на изучение способов управления.

В целом развитие науки об управлении можно представить следующим образом:

1) Школа научного управления (1885-1920 гг.);

2) Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.);

3) Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.);

4) Школа поведенческих наук – бихевиоризм (1950 г. - по настоящее время);

5) Школа науки управления (1950 г. - по настоящее время).

 

Таблица - Вклад различных направлений в развитие менеджмента

Научные школы Вклад в развитие управления
Школа научного управления Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи. Отбор работников с позиции их опыта и способностей к выполнению поставленных задач. Обеспечение рабочих мест и работников необходимыми ресурсами. Использование стимулирования для лучшего раскрытия способностей работников и повышения производительности их труда. Разделение плановой, организационной работы от производственной.
Классическая школа управления Развитие принципов управления. Формулировка и описание функций управления. Применение систематизированного подхода к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений и школа поведенчес-ких наук Использование приемов управления к решению проблем межличностного характера для повышения степени удовлетворенности работников своим трудом и повышения производительности. Применение накопленного опыта в сфере управления с целью наиболее полного раскрытия и использования способностей персонала, обеспечения роста потенциала организации.
Школа науки управления Применение в управлении количественных методов, моделей для более полного учета факторов, влияющих на решение проблемных вопросов (разработки стратегий, определения тактики, выявления сильных и слабых сторон организации, угроз и возможностей ее деятельности).

К нач. 20 в. появляются первые работы, в которых была предпринята попытка научного обобщения, накопленного опыта и формирование основной науки менеджмента. Все эти работы стали ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие черты как: массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций акционерных обществ.

Предприятия гиганты испытывали острую необходимость в рационализации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно-обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Работа Ф. Тейлора «Принципы научного управления» отразила механистический взгляд на понимание организации и роли человека в ней.

Работы Ф. Гильбрета «Азбука научной организации труда», «Изучение движений» были нацелены на создание более целесообразных условий производства и труда, применение приспособлений и инструментов.

Работа Г. Эмерсона «12 принципов производительности» стала считаться классической по рационализации производства.

Работа А.Файоля «Общественное и промышленное администрирование» имела важное практическое значение, поскольку разработанные в ней принципы администрирования позволяли решать чисто практические проблемы предприятия.

Исследования Элтона Мэйо были нацелены на создание благоприятного климата в коллективе для повышения производительности труда.

Работы Френча, Белла акцентируют внимание на существование в любой организации формальных и неформальных связей, которые имеют свои преимущества и недостатки с позиции успешного функционирования организации.

Работы Бернарда, Мескона, Мак-Грегора, А. Маслоу были нацелены на установление баланса между интересами собственников капитала и менеджеров с интересами рабочих.

 

Школа научного управления (1885-1920 гг.).

Основоположником школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации. Он ставил перед собой задачу повышения производительности труда, видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей деятельности.

Он разработал и внедрил систему организационных мер:

1) хронометраж – измерение каждой операции технологического процесса во времени и установление оптимальной продолжительности их протекания;

2) инструкционные карточки;

3) методы переобучения рабочих;

4) плановое бюро;

5) сбор социальной информации;

6) новую структуру функционального администрирования.

Все эти организационные меры способны гарантировать рабочему, что повышение им производительности труда не будет уничтожено произвольно администрацией через понижение расценок.

«Основные принципы научного управления» Тейлора (1856-1915 гг.) состоят в следующем:

1) разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий;

2) абсолютное следование разработанным стандартам;

3) подбор, обучение и расстановка рабочих на те места, где они могут дать наибольшую пользу;

4) оплата по результатам труда;

5) использование функциональных менеджеров;

6) поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.

Ф. Гильбрет считается последователем Тейлора. Он разрабатывал наилучший метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, рациональные способы подачи материалов, необходимые приспособления, инструкции, инструменты и т.д.

Работа Г. Эмерсона «12 принципов производительности» имела большой успех в 20-30 гг, считается классической работой по рационализации производства и базируется на следующих принципах:

1) точно поставленная цель;

2) здравый смысл;

3) компетентная консультация;

4) дисциплина;

5) справедливое отношения к персоналу;

6) оперативный, надежный, постоянный, полный, точный учет;

7) диспетчерование;

8) нормы и расписание;

9) нормализация условий;

10) нормирование операций;

11) написанные стандартные инструкции;

12) вознаграждение за производительный труд.

Анри Файоль (классическая школа управления) (1920-1950 гг.) внес вклад в разработку научного управления, главным образом, формированием общих принципов администрирования:

1) разделение труда;

2) авторитет руководителя;

3) единство распорядительства;

4) подчинение частных интересов общим;

5) принцип вознаграждения;

6) принцип централизации.

Кроме того, он предложил формализовать расписание работы управляющих в организации, выделив для них характерные, виды деятельности (функции): планирование, организовывание, руководство, координация, контроль.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Историческое развитие управления | Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.