Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.1 Анализ производственных результатов

Вопросы:

1) Основные задачи анализа. Показатели объема продукции, их формирование, взаимосвязь и анализ.

2) Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту, анализ структурных сдвигов.

3) Анализ влияния факторов на объем производства продукции.

4) Анализ реализации продукции (работ, услуг).

1 Основные задачи анализа. Показатели объема продукции, их формирование, взаимосвязь и анализ.

Задачи анализа:

- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Для обобщающей оценки объема деятельности предприятия используется стоимостной показатель в сопоставимых или текущих ценах.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате. В условиях рыночной экономики этот показатель имеет первостепенное значение, так как показывает, каков спрос на рынке, а также зависит и от объема производства.

Анализируется уровень и динамика следующих показателей объема продукции (в ден. ед. изм.):

1) валовой оборот – ВО – суммарный выпуск продукции по всем подразделениям предприятия. Многократно включает в себя стоимость потребленных внутри предприятия сырья, материалов, полуфабрикатов, услуг и т.д. Отличен от выпуска продукции предприятием;

2) валовая продукция ВП – характеризует общий объем производства продукции за отчетный период:

 

где ВнО – оборот внутри предприятия (не включает элементы повторного счета). Внутренний оборот предприятия (внутризаводской оборот) – это стоимость продукции собственной выработки (полуфабрикатов, продукции подсобных и вспомогательных подразделений и т.п.), потребленной предприятием на собственные производственные нужды;

3) товарная продукция – ТП – включает в себя готовую продукцию, работы и услуги, предназначенные к отпуску на сторону (потребителю):

 

4) отгруженная продукция – ОП – продукция, поступившая на склад, в распоряжение потребителя:

 

5) реализованная продукция – РП – оплаченная потребителем продукция:

 

По каждой из приведенных моделей выполняется факторный анализ балансовым методом. По результатам анализа делается вывод о влиянии изменения каждого из остатков на показатели продукции – определяются резервы роста РП и разрабатываются мероприятия по их использованию.

Относительные показатели для анализа объемов выпуска:

1) Коэффициент выхода ВП:

 

Чем выше значение коэффициента, тем большее кол-во стадий переработки исходных материалов внутри предприятия.

2) Коэффициент товарности:

 

Снижение данного коэффициента означает увеличение остатков НП на конец периода.

3) Коэффициент отгрузки:

 

Снижение значения данного коэффициента означает увеличение остатков ГП на складе предприятия к концу периода.

4) Коэффициент реализации:

 

Снижение данного коэффициента означает увеличение ОП, но неоплаченной продукции.

Факторный анализ выручки от продаж выполняется по следующей модели:

 

Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема (рисунок).

Возможны 2 варианта методики анализа реализации продукции:

1) если выручка на предприятии определяется по отгрузке ГП (Метод начислений –НК РФ), то баланс продукции имеет след.вид:

.

2) если выручка определяется по оплате отгруженной продукции (Кассовый метод – НК РФ):

.

Изменение объема выпуска ГП
Изменение объема реализации
Изменение остатков нереализованной продукции
Изменение объема пр-ва
Изменение остатков НЗП и ВО
Изменение остатков ГП
Изменение остатков ОП
Численность персонала
Производительность труда
Средства труда
Размер основных средств
Фондоотдача
Трудовые ресурсы
Предметы труда
Размер потребленных предметов труда
Материалоотдача

2 Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту, анализ структурных сдвигов.

Номенклатура – это перечень наименований выпускаемых изделий; ассортимент продукции характеризует ее структуру, т.е. удельные веса по отдельным видам продукции в общем объеме производства.

Изменение ассортимента (структуры) продукции оказывает существенное влияние на основные показатели деятельности предприятия – объем производства продукции, уровень производительности труда, себестоимость товарной продукции, рентабельность производства.

В таблице приведен пример аналитической таблицы для анализа выполнения плана производства по ассортименту и структуре продукции.

Таблица – Анализ выполнения плана производства продукции по ассортименту и структуре

Вид продукции Производство продукции, ед. Удельный вес в общем объеме производства, % Выполнение плана по ассортименту Факт. пр-во при плановой структуре, ед. Структурный сдвиг, ед.
план факт план факт Ед. %
                 
А Впл(А) Вф(А) Впл(А)/Впл*100% Вф(А)/Вф*100% Min(Впл(А);Вф(А)) (6)/Впл(А)*100% (3)*(4)/100% (3)-(8)
Б                
               
Итого Впл Вф           0 (проверка)

Выполнение плана по сортаменту рассчитывается по методу наименьшего числа.

По итогу:

Общий коэффициент выполнения плана по сортаменту = (Сумма минимальных значений по методу наименьшего числа) / (Плановый суммарный объем продукции по всем видам).

Рекомендуется достижение 1.

Расчет структурного сдвига выполняется по каждому виду продукции (i – номер вида продукции):

 

Таким образом, оценивается различная степень перевыполнения плана по отдельным видам продукции.

Структурные сдвиги продукции могут явиться следствием различных внутренних и внешних причин, зависящих и независящих от деятельности предприятия:

1) внутренние:

- несвоевременный запуск изделий в производство;

- брак продукции;

- сверхплановые простои основного оборудования предприятия;

- увеличение остатков незавершенного производства;

- недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Эти причины относятся к отрицательным тенденциям, но противоположную оценку структурные сдвиги могут получить, если обусловлены техническим прогрессом.

2) внешние:

- изменения конъюнктуры рынка;

- изменения в спросе на отдельные виды продукции.

Если структурные сдвиги вызваны действиями предприятия, учитывающего эти внешние тенденции, то они относятся к положительным изменениям.

Коэффициент выполнения плана по номенклатуре продукции = (Число видов продукции, по которым план по продажам выполнен) / (Общее число видов продукции по плану).

Значение коэффициента стремится к 1.

3 Анализ влияния факторов на объем производства продукции.

В основе анализа лежит следующая модель:

 

где фактический фонд времени работы оборудования (характеризует влияние экстенсивных факторов на объем производства продукции);

производительность оборудования в фактическую единицу времени (характеризует влияние интенсивных факторов на изменение объема произведенной продукции).

Далее, для детального анализа влияния экстенсивных факторов на объем произведенной (проданной) продукции используется следующая балансовая модель:

где календарный фонд времени работы оборудования;

продолжительность выходных и праздничных дней, а также межсменное время (приемка и сдача смены) и продолжительность обеденных перерывов;

продолжительность ремонтов оборудования;

суммарная продолжительность текущих простоев по техническим и организационным причинам;

режимный фонд времени работы оборудования;

номинальный фонд времени работы оборудования.

Оценка влияния каждого из факторов на объем произведенной продукции осуществляется по способу цепных подстановок.

Общее влияние интенсивных факторов на объем производства разбивается на две составляющие:

 

где отклонение объема продукции за счет изменения ассортимента продукции;

отклонение объема производства за счет изменения интенсивности процесса производства.

Для расчета приведенных отклонений необходимо ввести следующий показатель производительности оборудования:

 

где производительность оборудования в фактическую единицу времени в базовом периоде, пересчитанная на фактический ассортимент продукции. Пересчет на фактический ассортимент осуществляется через средние коэффициенты трудности по всему товарному ассортименту в базовом периоде и в отчетном периоде.

Данная формула основана на переводе разных по возможности производства видов продукции в условные ед. измерения. Для этого за базу принимается тот вид продукции, который имеет максимальную производительность Рб.

Производительность по остальным видам продукции рассчитывается в условных единицах измерения:

 

Если то происходит увеличение объема произведенной продукции за счет уменьшения доли более трудоемких видов продукции, и, соответственно, выполняется следующее соотношение

Расчет влияния на объем производства ассортимента и интенсивности процесса осуществляется следующим образом:

 

БП:

4 Анализ реализации продукции (работ, услуг)

По каждому i-тому виду продукции анализ выручки от продаж выполняется по модели:

 

По всему выпуску:

По строке ИТОГО на РП влияют не 2, а три фактора:

 

Таким образом, разбивается на 2 составляющие:

 

где - изменение выручки за счет изменения собственно объема продаж (фактор Bi);

- изменение выручки за счет изменения структуры продукции (фактор di).

Далее по способу цепных подстановок изменение РП за счет структуры (ассортимента) продукции:

Если то в структуре продукции увеличилась доля более дорогих видов.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения плана договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций, а также возможностью потери рынков сбыта, что влечет спад производства.

Необходимо также оценивать риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на нее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной.

Среди факторов возникновения риска невостребованной продукции можно выделить следующие:

- внутренние: неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия; неправильная ценовая политика предприятия на рынке сбыта; снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала и др.;

- внешние: неплатежеспособность покупателей; демографические, социально-экономические, политические и др. причины.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной стадии, ущерб от которого складывается только из расходов на исследование рынка, разработку изделия и т.п., а если риск обнаружен на производственной и послепроизводственной стадиях, то в сумму ущерба кроме указанных затрат войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции, что сильно может сказаться на финансовом положении фирмы.

Чтобы оценить риск невостребованной продукции, нужно проанализировать обеспеченность производства контрактами или заявками на поставку, динамику остатков готовой продукции по каждому виду, долю в общем объеме продаж, скорость продаж и т.д.

Обобщающим показателем для характеристики скорости реализации продукции является продолжительность ее нахождения на стадии реализации: средние остатки готовой продукции разделить на однодневный объем продаж. Рост этого показателя свидетельствует о трудностях сбыта и повышении риска невостребованной продукции.

Тема 2.2 Анализ результатов технического развития

Вопросы:

1) Основные задачи анализа. Оценка и анализ показателей конкурентоспособности продукции.

2) Анализ обновления продукции.

3) Анализ показателей качества продукции. Анализ сортности продукции.

4) Анализ брака.

5) Анализ показателей организационно-технического уровня производства.

1 Основные задачи анализа. Оценка и анализ показателей конкурентоспособности продукции

Основными задачами анализа являются:

- оценка уровня и динамики показателей технического развития предприятия (показатели качества и конкурентоспособности продукции, уровня брака на предприятии, обновления продукции предприятия и др.);

- оценка влияния изменения показателей на результаты деятельности предприятия;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- определение направлений повышения уровня технического развития организации и разработка мероприятий по использованию этих направлений.

Под конкурентоспособностью (КС) понимается характеристика продукции, которая отличает ее от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Оценка КС основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы быть конкурентоспособным, товар должен соответствовать определенным параметрам:

1. техническим – свойства товара, область его применения и назначения;

2. экономическим – уровень цен, сервисное обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности;

3. нормативные – соответствие товара действующим нормам и стандартам;

4. прочие – эстетические и эргономические.

Для оценки КС продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитываются единичные, групповые и интегральный показатель КС.

Единичные показатели, %:

,

уровень технического или экономического параметра сравниваемого товара (в соответствующих параметру единицах измерения, либо в баллах);

величина того же параметра продукта-конкурента.

Групповой показатель, %:

 

коэффициент значимости i-того единичного показателя конкурентоспособности по группе параметров КС (технических, экономических и т.д.), доли ед.;

значение i-того единичного параметра КС товара предприятия, %.

Интегральный показатель:

 

групповой показатель по техническим (а также и нормативным) параметрам;

групповой показатель по экономическим параметрам.

Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

Кроме оценки КС товара (формальной) для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данной фирмой. Чем больше доля, тем выше фактическая КС товаров фирмы на данном рынке, и наоборот.

2 Анализ обновления продукции

Рассчитывается объем новой и модернизированной продукции по следующей схеме (в тыс. руб.):

1) принципиально новая продукция, не имеющая аналогов в мировой практике;

2) продукция, впервые осваиваемая, но имеющая зарубежные аналоги;

3) продукция, новая для предприятия, но имеющая отечественные аналоги;

ИТОГО: новая продукция;

4) модернизированная продукция с улучшенными технико-экономическими показателями, измененной материальной основой и дизайном;

ИТОГО: обновленная продукция.

Используются следующие относительные показатели:

1) коэффициент обновления:

 

2) коэффициент опережения доли вновь освоенных изделий над долей снятых с производства изделий:

 

Доля определяется по показателям объема продукции в стоимостном выражении или по числу наименований продукции в номенклатуре.

Если коэффициент опережения больше 1, то имеет место расширение товарной номенклатуры и, наоборот.

3 Анализ показателей качества продукции. Анализ сортности продукции.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели качества – характеризуют качество всей производимой на предприятии продукции независимо от ее вида и назначения. Например:

- удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска;

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в промышленно развитые страны;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам.

Индивидуальные показатели качества – характеризуют свойства отдельных видов продукции, которые зависят от отраслевых особенностей производства, от назначения продукции и т.п. Например,

- средний коэффициент сортности продукции (если на предприятии допускается выпуск второго сорта);

- полезность продукта (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде и пр.);

- надежность (долговечность, безотказность в работе);

- эстетичность изделий;

- технологичность изделия (трудоемкость, энергоемкость и др.).

Косвенные показатели качества – отражают качество всей или отдельных видов продукции:

- величина брака и потерь от брака;

- наличие рекламаций и суммы убытков от рекламаций;

- величина приплат и скидок за качество продукции.

В процессе анализа изучается динамика показателей качества продукции, оценивается степень выполнения плана по качеству продукции, влияние изменения качества на показатели деятельности предприятия.

К анализу качества можно отнести анализ сортности продукции.

Показателем, характеризующим сортность продукции, является коэффициент сортности, который может быть рассчитан 2 способами, дающими одинаковый результат:

1) продукция отдельных сортов в натуральном выражении пересчитывается в первосортную продукцию на основе переводных коэффициентов. Полученный итог сопоставляется с выработкой данной продукции в натуре;

2) продукция отдельных сортов в натуральном выражении оценивается по соответствующим оптовым ценам; общая сумма ее стоимости сопоставляется со стоимостью той же продукции по цене первого сорта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этап внедрения | Пример
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.